Мексика XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство В древний период (до 16 в.) на территории Мексика развивается ряд художественных культур индейцев. Подъём архитектуры начинается в 1-м тыс. до н. э. (вначале на побережье Мексиканского залива; ольмекская культура) и позже достигает своей вершины с переходом к классовому обществу. Складываются религиозные и культурные центры, города в центральной области Мексика (Теотиуакан; Тахин — культура тотонаков; Чолула и Тольян — культура тольтеков; Теночтитлан — культура ацтеков), на Ю. страны (Монте-Альбан — культура сапотеков и миштеков; Митла — культура миштеков), на Ю. и на полуострове Юкатан (Бонампак, Паленке, Яшчилан, Майяпан, Ушмаль, Чичен-Ица — культура майя). В древнем градостроительстве Мексика выработались приёмы геометрической планировки. В городах возводились ступенчатые храмы-пирамиды, достигавшие грандиозных размеров (сторона основания пирамиды в Чолуле — 440 м), здания с ложными сводами, площадки для ритуальных игр. Изобразительное искусство, представленное во 2-м тыс. до н. э. статуэтками и фигурными сосудами т. н. архаических культур, начиная с 1-го тыс. до н. э. осваивает всё богатство видов, свойственное культуре раннерабовладельческого общества; в изображениях пантеона древнемексиканских религий объединяются символические мотивы с антропоморфными изображениями и фантастическими образами. Представления о драматическом взаимопроникновении начал жизни и смерти, суровое утверждение незыблемости государства проявились в каменной скульптуре тольтеков и ацтеков, в декоративных рельефах, украшавших стены и постройки майя. Непосредственным наблюдением окружающей жизни отмечена мелкая пластика, распространённая у всех народов Древней Мексика Значительное развитие получили также настенная роспись земляными красками по полированной штукатурке (в Бонампаке и др. центрах) и ювелирное искусство (например, у миштеков); были распространены изделия из перьев и орнаментированная бытовая керамика. Завоевание Мексика испанцами привело к гибели самобытных культур индейских государств. Однако художественные традиции индейцев, сохранявшиеся главным образом в народном декоративно-прикладном творчестве, оказывали влияние на колониальное искусство, а синтез обеих культур предопределил впоследствии расцвет национального искусства Мексика «Храм с нишами» в Тахине. Культура тотонаков. 8—12 вв. В колониальный период (16 — начала 19 вв.) в Мексика особенно бурно развиваются архитектура и градостроительство. Здания сооружаются по испанским образцам, вместе с тем в их архитектуре обнаруживаются черты местного своеобразия. Новые города строились с прямоугольной сеткой улиц — согласно «Законам для Индий» (т. е. испанских колоний в Америке). В их центре создавалась обычно главная площадь с богато украшенными зданиями — собором, дворцом правителя и ратушей. Одинаковые жилые кварталы состояли из 1или 2-этажных домов испанского типа, с внутренним двором (патио), обнесённым галереей. По этим правилам была выстроена столица Мексика — г. Мехико (на месте разрушенного Теночтитлана). Ранние испанские гражданские постройки (дворец Кортеса в Куэрнаваке, 1530—33) и помещичьи усадьбы имели во многом крепостной облик, несмотря на обильный декор порталов и обрамлений окон, в котором причудливо смешивались мотивы готики, платереско и мудехара. Особенно сильно укреплялись монастыри, в большом количестве появившиеся к середине 16 в. (в Чолуле, Сакатлане и др.); в них строились выдержанные в архаическом стиле готики однонефные храмы и открытые «капеллы для индейцев». Отход от традиций готики обозначился во 2-й половине 16 — начале 17 вв. в архитектуре больших городских соборов, 3-нефных, с цилиндрическими сводами, куполами и двумя высокими башнями (собор в Пуэбле, 1555—1649; собор в Мехико, 1563—1667). Возрождение, слабо проявившееся в мексиканской архитектуре, быстро сменилось стилем барокко, вначале тяготевшим к монументальности, массивным формам (собор в Морелии, 1640—1705; Национальный дворец в Мехико, 1692—99), а затем достигшим фантастической пышности в «ультрабарокко» 18 в. Крупнейшей в это время была архитектурная школа Мехико (оказывавшая влияние на С. страны). Для неё характерно великолепие каменного убранства фасадов, включавшего декоративные элементы многих стилей, индейские мотивы в орнаменте и превращенные в узор ордерные формы (церкви: Ла Професа, 1714—20, и Саграрио Метрополитано, 1749—68, в Мехико; Санта-Моника в Гвадалахаре, 1720—33). Школа Пуэблы широко использовала многоцветную керамическую и лепную отделку фасадов («Каса де Альфеньике» в Пуэбле, около 1760—90; церковь Санта-Мария де Окотлан, близ Тласкалы, около 1745—60, см. илл.). Народное творчество индейцев во многом определило своеобразие мексиканского барокко. К концу 18 в. в архитектуре Мексика становятся заметны классицистические веяния (постройки Мексика Тольсы). Изобразительное искусство колониального периода представлено выполненными в древнемексиканской технике черно-белыми (иногда с вкраплением др. цветов) монастырскими росписями 16 в., религиозной станковой живописью 2-й половины 16—17 вв., зависимой от европейских школ (мастера семейств Хуарес и де Эчаве), более самостоятельной портретной живописью 18 в., сочетающей точность характеристик с парадной декоративностью (Мексика Кабрера). В скульптуре выделяется ряд проникнутых экзальтацией статуй 17 в., но в основном она развивалась как отрасль архитектурного декора (убранство фасадов и интерьеров церквей, пышные заалтарные образа — ретабло). На рубеже 18—19 вв. мексиканская живопись и скульптура воспринимают влияние европейского классицизма. Мексика Кабрера. Портрет поэтессы Хуаны Инес де ла Крус. 1750. Национальный музей истории. Мехико. В 19 в. архитектура Мексика развивалась медленно; характер массовой застройки почти не менялся. Ведущую роль играли испанские, итальянские и французские мастера; подготовка местных архитекторов началась лишь во 2-й половине 19 в. В архитектуре больших столичных сооружений господствовал поздний классицизм, сменившийся на рубеже 19—20 вв. пышной эклектикой (Дворец изящных искусств в Мехико, 1904—34, архитектор А. Боари) и стилем «модерн». Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. крупное строительство ведётся главным образом в Мехико, где прокладываются новые магистрали и застраиваются пригородные районы. С конца 19 в. расширяется типология сооружений, в строительстве применяются металл, бетон, железобетон. В 20—30-е гг. столичная архитектура ориентируется на т. н. колониальный стиль, а также на неоклассицизм, главным представителем которого был К. Обрегон Сантасилья (административные здания, банки и отели в Мехико). С середины 20-х гг. в Мексика складывается одна из ранних в мире и первая в Америке архитектурная школа функционализма во главе с Х. Вильяграном Гарсией (больницы, спортивные сооружения и школы в Мехико). Под его влиянием ряд архитекторов-функционалистов (Х. Легоррета, Х. О'Горман, Э. Яньес) предпринимает в 30-е гг. опыты строительства домов для рабочих, профсоюзных центров, школ. Деятельность функционалистов оказала воздействие на последующее развитие мексиканской архитектуры, хотя, натолкнувшись на сопротивление буржуазных заказчиков, она не получила широкого распространения. Характерная черта основного направления современной мексиканской архитектуры, самым известным представителем которого является Мексика Пани, — стремление к использованию и развитию национальных художественных традиций и привлечению в сферу архитектуры средств изобразительного искусства. В огромном ансамбле Университетского городка в Мехико (возведён в 1949—54 под руководством К. Ласо и при участии более ста архитекторов) воплотились многие лучшие качества мексиканской архитектуры середины 20 в.: мастерство планировки и объёмно-пространственной композиции, использование разных уровней рельефа, живописное сочетание искусственных и естественных материалов, широкое применение синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства, выразительность декора. Ориентация на исторические традиции (сторонниками которой были К. Ласо, А. Арай и Д. Ривера) вызвала в 50—60-е гг. реакцию в виде несколько запоздалого обращения к приёмам школы Л. Миса ван дер Роэ, к принципам органической архитектуры (Л. Барраган, Х. О'Горман), к использованию принципов абстрактной скульптуры в архитектурном формообразовании (творчество Мексика Гёрица, автора башен при въезде в город-спутник Мехико). На развитие не только мексиканской, но и мировой архитектуры середины 20 в. повлияло творчество Ф. Канделы, создателя многообразных железобетонных сводов-оболочек (главным образом седловидной формы), позволивших осуществить самые сложные композиционные замыслы. В 50—60-е гг. в Мексика расширяется строительство многоэтажных жилых и общественных зданий с применением антисейсмических конструкций, в Мехико застраивается ряд новых жилых районов (в т. ч. парковых) и городов-спутников, строится много новых спортивных сооружений к Олимпиаде 1968 (стадион Ацтека, архитектор П. Рамирес Васкес; Дворец спорта, архитектор Ф. Кандела), расширяется строительство музейных зданий (творчество П. Рамиреса Васкеса), интенсифицируется строительство в крупных индустриальных (Гвадалахара, Монтеррей) и курортных (Куэрнавака, Акапулько) центрах, возникают новые города (Сьюдад-Пемекс, Санта-Фе), небольшие исторические города реконструируются как туристические объекты. Х. О'Горман и др. Библиотека университетского городка в Мехико. 1951—53. Д. Ривера. «Сбор сахарного тростника». Фрагмент фрески во «Дворе труда» Министерства просвещения в Мехико. 1923. А. Прието, Ф. Кандела. Фабрика «CIBA» в Мехико. 1953—54. Мексика Пани, С. Ортега. Жилой дом в комплексе «Бенито Хуарес» в Мехико. 1950—52. А. Боари. Дворец изящных искусств в Мехико. 1904—34. Х. Сордо Мадалено, Ф. Кандела. Кабаре «Ла Хакаранда» в Акапулько. 1959. В 19 в. изобразительное искусство Мексика постепенно освобождается от косных традиций колониального периода и начинает быстрее воспринимать импульсы художественной культуры Европы. В то же время в нём возникает интерес к национальной тематике и народным персонажам. Приезжих рисовальщиков и живописцев привлекает экзотика мексиканской природы, национальных типов, костюмов и обрядов. К изображению характерных сцен народного быта обращаются и местные мастера (Х. А. Аррьета и др.), связанные с народным творчеством. Вместе они составляют типичное для всего латиноамериканского искусства 19 в. Течение — костумбризм. В середине 19 в. появляются сатирическая гравюра и литография (Г. В. Гаона и др.), развивается портретная живопись, стремящаяся к непосредственной, несколько наивной передаче модели (Х. Мексика Эстрада, Э. Бустос и др.). Народное творчество представлено в живописи т. н. ретабло (картинками на жести, в которых религиозные сюжеты получают жанровую трактовку). Во 2-й половине 19 в. обращение к национальной тематике (в основном к истории Мексика) заметно также в академической скульптуре (Мексика Норенья) и живописи (Х. Кордеро, Х. Обрегон и др.). Обобщённые образы родной природы создаёт пейзажист Х. Мексика Веласко, для живописи которого характерно тяготение к передаче света и атмосферы. На рубеже 19—20 вв. на мексиканскую живопись воздействуют новые европейские художественные течения («модерн», импрессионизм); тогда же живописцы Х. Мурильо и С. Эрран выдвигают идею возрождения мексиканского искусства, создания национального современного стиля, а Х. Г. Посада выступает как основоположник революционно-демократической сатирической графики, прочно связанной с народными художественными традициями. Мексиканская революция 1910—17 и подъём коммунистического движения вдохновили Д. Риверу, Х. К. Ороско, Д. Сикейроса и др. мастеров на создание монументальной настенной живописи, проникнутой национально-демократическим революционным содержанием, обращенной к широким народным массам (в своих работах они использовали фресковую технику доиспанского периода, а с 30-х гг. перешли к живописи синтетическими красками). В передовых художественных кругах формируется новый тип художника, осознающего творчество как политическую борьбу и связывающего свою деятельность с Мексиканской коммунистической партией. По инициативе Сикейроса в 1922 оформляется «Революционный синдикат работников техники и искусства». В 1922 Ривера, Ороско, Сикейрос начали росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико, а затем и в др. городах. Эпические росписи Риверы воссоздают мотивы и приёмы древнемексиканского искусства, вместе с тем они говорят об освоении традиций итальянского Возрождения, сочетают мощную пластику фигур с общим орнаментально-плоскостным характером композиции. Работы Ороско проникнуты острой экспрессией и тяготеют к абстрактно-символическим формам. Росписи Сикейроса полны драматизма и динамики, пространственных эффектов, активно воздействующих на зрителя. В 50—60-е гг. в монументальной живописи Мексика преобладают произведения, создаваемые в синтезе с новыми архитектурными сооружениями (декоративные мозаики О'Гормана и Х. Чавеса Морадо, тематические мозаичные рельефы Сикейроса, росписи Риверы и О'Гормана). Примером синтеза архитектуры, скульптуры и живописи является монументально-декоративное сооружение Сикейроса «Полифорум» в Мехико (1971). С 30-х гг. в Мексика распространяется также модернистическая станковая и монументальная живопись (Р. Тамайо и др.). С конца 30-х гг. начинается расцвет мексиканской графики (в основном линогравюра и литография), обращенной к массам и проникнутой политической публицистичностью. Художники, объединившиеся в «Мастерскую народной графики», выступают с антифашистскими и антиимпериалистическими работами, занявшими важное место в мировом реалистическом искусстве середины 20 в. (Л. Мендес, П. О'Хиггинс, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос и др.). Современная скульптура развита в Мексика меньше, чем живопись и графика; в ней заметно увлечение абстрактными формами (Х. Куэто), но особенно показательно обращение к традициям древнемексиканской пластики (К. Брачо, Ф. Суньига). Наиболее выразительны скульптурные работы, связанные с архитектурой (Р. Аренас Бетанкур, Ф. Суньига). В народном искусстве Мексика переплетаются традиции индейского и испанского искусства, проявляющиеся в технике и стиле и различные для разных районов и даже селений. Х. К. Ороско. «Прощание». Фреска в Национальной подготовительной школе в Мехико. 1926—27. Д. Сикейрос. «Новая демократия». Фрагмент росписи во дворце изящных искусств в Мехико. Пироксилин. 1945. X. Г. Посада. Калаверы (гротескные изображения персонажей в виде скелетов, одетых в современные костюмы) «Крестьянская пара» и «Господская пара». Гравюры на дереве.
Лит.: Фрид Н., Графика Мексики, [пер. с чешск.], Мексика, 1960; Искусство Мексики от древних времён до наших дней. Каталог выставки, Л., 1961; Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, Мексика, 1962; Жадова Л., Монументальная живопись Мексики, Мексика, 1965; Полевой В. Мексика, Искусство стран Латинской Америки, Мексика, 1967; Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, Мексика, 1972; Angulo Iñiguez D., Historia del arte hispanoamericano, v. 1—3, Barcelona — B. Aires, 1945—56; Fernandez J., Arte moderno у contemporáneo de México, Мéх., 1952; Obrégon Santacilla C., Cincuenta años de arquitectura mexicana, Мéх., 1952; Veinte siglos de arte mexicano, Мéх., 1956; Covarrubias M., Indian art of Mexico and Central America, N. Y., 1957; La pintura mural de la Revolución mexicana, Мéх., 1960; Historia general del arte mexicano, v. 1—6, Мéх. — В. Aires, 1963—69. В. Мексика Полевой, А. А. Стригалёв (архитектура 19—20 вв.).
Мексика (Méjico, México), Мексиканские Соединённые Штаты (Estados Unidos Mexicanos). Государственный герб Мексики. Флаг государственный. Мексика. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика XI. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|