Мексика 2. Общественные науки

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МЕА
МЕБ
МЕВ
МЕГ
МЕД
МЕЕ
МЕЖ
МЕЗ
МЕИ
МЕЙ
МЕК
МЕЛ
МЕМ
МЕН
МЕО
МЕП
МЕР
МЕС
МЕТ
МЕФ
МЕХ
МЕЦ
МЕЧ
МЕШ
МЕЩ

2. Общественные науки

Философия. Философские идеи в Мексика колониального периода формировались под сильным влиянием идеологии европейского средневековья, прежде всего схоластики. Автором первых оригинальных философских работ был А. де ла Веракрус. В конце 16 — 17 вв. в Мексика начали проникать идеи европейского гуманизма (К. де Сигуэнса-и-Гонгора и др.). Во 2-й половине 18 в. влияние новой европейской философии (в частности Р. Декарта) сказалось и на творчестве ряда мексиканских философов (Х. Б. Диас де Гамарра-и-Давалос и др.). В период войны за независимость от Испании в стране распространялись революционно-материалистические идеи французских философов (Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Ш. Монтескьё, Д. Дидро).

Вокально-инструментальный ансамбль «Лос трес гальос». Мексика.

Вокально-инструментальный ансамбль «Лос трес гальос».

  В 1-й половине 19 в. в Мексика продолжалась борьба двух основных течений: схоластики (К. де Хесус Мунхия) и рационалистических, материалистических идей, ставших основой социально-политических доктрин национальной буржуазии. Видным представителем материалистической философии этого периода был И. Рамирес, которого иногда называют мексиканским Вольтером.

  После буржуазной революции 1854—60 в Мексика получили распространение идеи позитивизма. Г. Барреда пытался интерпретировать историю Мексика в соответствии с учением О. Конта о социальной эволюции. Ученики Барреды основали в 1877 т. н. Методофильскую ассоциацию для разработки и распространения идей позитивизма. Главным противником материалистической философии, а также позитивизма во 2-й половины 19 в. выступила католическая философия (Г. Гарсиа, Р. Норьега и др.). В конце 19 — начале 20 вв. позитивизм стал господствующей доктриной. В этот период в Мексика начали проникать идеи естественнонаучного материализма. Ф. Эрнандес, Э. О. Арагон и др., будучи по ряду вопросов близки к позитивизму Г. Спенсера, пытались на основе материалистического монизма Э. Геккеля и эволюционной теории Ч. Дарвина осмыслить основные научные открытия 19 в. Появились первые крупные исследования по истории философских идей в Мексика (А. Ривера, Э. В. Тельес). С 70-х гг. 19 в. начали распространяться марксистские идеи. В 1-й половине 20 в. на смену исчерпавшему себя позитивизму пришли интуитивизм, неокантианство, экзистенциализм. Усилилось влияние томизма. Наиболее известными мексиканскими философами-идеалистами 1-й половины 20 в. были А. Касо, отстаивавший идеи Э. Бутру и А. Бергсона, Х. Васконселос, создавший под влиянием религиозного мистицизма учение т. н. эстетического монизма, и С. Рамос, близкий по своим идеям испанскому философу Х. Ортеге-и-Гасету. В период президентства Л. Карденаса-и-дель-Рио в стране сложились относительно благоприятные условия для пропаганды социалистических идей. Большую роль в этом сыграл созданный в 1936 «Рабочий университет».

  После 2-й мировой войны в Мексика продолжали распространяться различные течения буржуазной философии: неосхоластика, неокантианство (Ф. Ларройо и др.), учение Ортеги и др. Большое место в работах современных мексиканских философов занимают исследования по истории философской мысли Мексика В 1963 в Мексика состоялся 13-й Международный философский конгресс. В центре внимания мексиканских марксистов — проблемы общественного развития страны, революционного движения рабочего класса и национально-освободительной борьбы. Среди философов-марксистов известны Э. де Гортари, А. С. Васкес и др.

  Философские факультеты имеются в ряде университетов. При Национальном автономном университете, кроме философского факультета, работает институт философских исследований. Философский журнал.: «Filosofía у Letras» (с 1941), «Dianoia» (с 1955).

  Р. Бургете.

Историческая наука. Зарождение исторической науки в Мексика относится к последней трети 18 в., когда появились первые исторические труды иезуитов Ф. Х. Алегре, А. Каво, Ф. Х. Клавихеро, в которых они высоко оценивали древние индейские культуры. Историю изучали просветители Х. И. Бартолаче, Х. А. Альсате, Х. Б. Диас де Гамарра-и-Давалос. В 1-й половине 19 в. вышли работы буржуазно-либеральных историков К. Мексика Бустаманте, Л. де Савалы, Х. Мексика Л. Моры, освещавшие войну за независимость Мексика 1810—24 с патриотических позиций. Консерватор Л. Аламан идеализировал колониальный режим и осуждал освободительное движение. Против идей Аламана и его последователей (Э. Кастильо Негрете, Ф. де П. де Аррангойс) в конце 19 — начале 20 вв. выступили представители радикального течения В. Рива Паласио, Х. Сарате, И. Мексика Альтамирано, А. Ривера, Х. Гарсиа. Апологетами реакционной диктатуры П. Диаса являлись в то время Ф. Бульнес, Э. Рабаса и др.

  Под влиянием буржуазно-демократической революции 1910—17 возрос интерес к проблемам истории. В 20—30-х гг. появились новые научные учреждения и общества: Национальная академия истории и географии (1925), Мексиканская академия истории (1940), местные исторические, археологические, этнографические и другие музеи. Расширилась публикация источников. В условиях обострения политической и идеологической борьбы ещё более отчётливо, чем прежде, проявились противоположные концепции исторического прошлого Мексика В исторической литературе 20—30-х гг. доминировало традиционное консервативно-клерикальное направление, близкое к воззрениям Аламана (А. Хибаха-и-Патрон, Т. Эскивель Обрегон, А. Мексика Карреньо. Р. Гарсна Гранадос, Мексика Куэвас). В связи с подъёмом демократического и антиимпериалистического движения в период президентства Л. Карденаса в 40-х гг. активизировались исторические исследования, повысился их научный и профессиональный  уровень. В 1943 было создано Мексиканское историческое общество, а в 1946 на его базе — Объединение по изучению истории Мексика, в 1949 — Мексиканское общество по изучению истории. В 40—50-х гг. основан ряд локальных центров и обществ. В 50—60-х гг. опубликовано много документов по истории Мексиканской революции 1910—1917.

Мексика. Административное деление. Мексика.

Мексика. Административное деление.

  После 2-й мировой войны историческая наука стала переходить к более глубокому, аналитическому изучению прошлого. Несмотря на живучесть откровенно реакционных взглядов («неоаламанизм», труды Х. Браво Угарте, Х. Вера Эстаньоля), консервативно-клерикальное направление в целом переживает упадок. Получило развитие демократическое направление, продолжающее и углубляющее лучшие традиции либеральных историков 19 — начале 20 вв. Некоторые его представители близки к материалистическому пониманию истории. Значительный интерес к социально-экономическим процессам характерен для А. Куэ Кановаса, Л. Чавеса Ороско, А. Теха Сабре. Заметную роль стала играть буржуазно-либеральная «объективная» школа, возглавляемая Д. Косио Вильегасом. В русле её идей выступают также С. Савала, Х. Миранда, Мексика Каррера, Стампа, К. Бош Гарсиа. Среди многочисленных работ о Мексиканской революции 1910—17 выделяются книги Р. Бланко Моэно, Х. Сильвы Эрсога, Х. Ромеро Флореса, Мексика Гонсалеса Рамиреса и др.

  Важными центрами по изучению истории и сосредоточению исторических документов являются: Национальный музей истории (1822), Главный национальный архив (1823), Национальная библиотека (1833), Эль колехио де Мехико (основана в 1940). При Национальном автономном университете имеются: Институт исторических исследований (основан в 1945), Институт социальных исследований, Национальная школа политических и общественных наук. В 1953 основан Национальный институт по изучению истории Мексиканской революции. Научные центры местного масштаба существуют в Гвадалахаре, Монтеррее, Чиуауа, Пуэбле, Морелии и др. городах. Материалы по истории публикуются в журналах: «Historia Mexicana» (с 1951), «Revista Mexicana de Sociologia» (с 1939), «Revista Mexicana de Ciencia Politica...» (с 1955), «Historia у Sociedad» (с 1965), а также в ежегоднике — «Estudios de Historia Moderna у Contemporanea» (с 1965).

Древняя скульптура. Голова воина из Паленке. Стук. Культура майя. Национальный музей антропологии. Мехико. Мексика.

Древняя скульптура. Голова воина из Паленке. Стук. Культура майя. Национальный музей антропологии. Мехико.

  Мексика С. Альперович.

Экономическая наука. Начало формирования экономической мысли Мексика относится к 1-й четверти 19 в. — периоду завоевания страной независимости. Но наиболее плодотворное её развитие приходится на 20 в. Основное внимание многих мексиканских экономистов в первые десятилетия 20 в. сосредоточивалось на проблемах борьбы против засилья иностранных монополий (прежде всего североамериканских), ликвидации феодальных пережитков и ускорения темпов экономического развития.

  В 60—70-е гг. определились три основных направления экономической мысли Мексика Представители первого направления разработали официальную экономическую доктрину правящей Институционно-революционной партии (Л. Солис, Д. Ибарра, В. Л. Уркиди, Д. Лопес Росадо и др.). Эти экономисты находятся под сильным влиянием кейнсианства и современных буржуазных теорий экономического роста. Они придерживаются теории латиноамериканского развития (или десаррольизма, от исп. desarrollo — развитие). Десаррольисты утверждают, что успешное развитие мексиканской экономики возможно на основе привлечения иностранного капитала, некоторого расширения государственного капиталистического сектора, экономического программирования и опоры на смешанный сектор экономики в рамках господствующего капиталистического способа производства.

  Второе — либерально-демократическое направление представлено экономистами, чьи исследования в известной мере выявляют пороки и недостатки экономического развития страны. Однако в своих рекомендациях они не выходят за рамки частичных реформ, не затрагивающих основ существующего в Мексика капиталистического строя. Большое место в работах этих экономистов занимают аграрные проблемы, решение которых часть из них (Э. Падилья Арагон, Флорес де ла Пенья, А. Бонилья и др.) видит в лучшем техническом оснащении сельского хозяйства, осуществлении ирригационных работ и др. мероприятиях подобного рода. Часть экономистов, принадлежащих к либерально-демократическому направлению (Р. Ставенхаген, К. Карденас, Мексика Гомес Агилера и др.), считает, что решить экономические проблемы Мексика можно только путём ликвидации помещичьих латифундий, ограничения притока иностранного капитала и всемерного развития государственного сектора мексиканской экономики. Их труды вскрывают непоследовательность официальной национал-реформистской доктрины.

  Важное значение имеет третье — прогрессивное — направление. Его представители выступают за независимость мексиканской экономики от американских монополий, за повышение жизненного уровня народных масс, доказывают необходимость глубоких экономических преобразований (Х. Луис Сесенья, Р. Рамирес Гомес, А. Агилар Монтеверде, Ф. Кармона). В своих исследованиях они используют, хотя и не всегда последовательно, марксистскую методологию.

  Значительное место в исследованиях последних десятилетий занимают работы по истории развития экономики и экономической мысли Мексика (Х. Сильва Эрсог, А. Куэ Кановас, Х. Рейсе Эролес и др.).

  Центрами экономической науки являются экономические факультеты университетов, Национального политехнического института (основан 1936), института технологии и высшего образования Монтеррея (основан 1943), Автономного технологического института Мексика (основан 1946), Центр экономических исследований при Национальном автономном университете, два центра экономических исследований при университете штата Нуэво-Леон.

  Наиболее крупные периодические издания: «Revista de Economía» (с 1937), «Trimestre Económico» (с 1934), «Examen de la situacion economica de México» (с 1925), «Revista de Estadistica» (с 1938), «Comercio Exterior de México» (с 1951), «Bibliografia Económica de México» (с 1955), «Problemas del Desarrollo» (с 1970).

  У. А. Гарсия.

Мексика (Méjico, México), Мексиканские Соединённые Штаты (Estados Unidos Mexicanos).

Государственный герб Мексики. Мексика.

Государственный герб Мексики.

Флаг государственный. Мексика. Мексика.

Флаг государственный. Мексика.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
  IV. Население
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Дисней Уолт Дисней, Дисни (Disney) Уолт (5.12.1901, Чикаго, — 15.
Дунайская военная флотилия, в 18—19 вв. создавалась на период боевых действий во время войн с Турцией.
Жилькен Иван Жилькен (Gilkin) Иван (7.1.1858, Брюссель, — сентябрь 1924, там же), бельгийский
Земляные пирамиды, узкие конусовидные образования высотой до 10—15 м, сложенные валунно-глинистыми ледниковыми отложениями (мореной).
Изотермический автомобиль, автомобиль, кузов которого снабжен слоем изоляционных материалов, ограничивающих теплообмен между внутренней и наружной поверхностями.
Ирония (от греч. eirоnеia, буквально — притворство), 1) в стилистике — выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение.
Каллюс, каллус (от лат. callus — толстая кожа, мозоль), 1) ткань, образующаяся у растений на поверхности поранения (трещинах, надрезах, в основании черенков, в местах срастания подвоя и привоя при прививках) и способствующая заживлению ран.
Каролинские острова (англ. Caroline Islands, исп.
Кёльн (Koln), город в ФРГ, в земле Северный Рейн-Вестфалия, один из крупнейших экономических центров в стране.
Ковальская Елизавета Николаевна (урожденная Солнцева) [17(29).
Конде Луи I Бурбон Конде(Condé) Луи I Бурбон (Bourbon) (7.
Косовска-Митровица, город в Югославии, в Социалистической Республике Сербия, в автономном крае Косово, на р.
Кру (город в Великобритании) Кру (Crewe), город в Великобритании, в графстве Чешир.
Кэрролл Льюис Кэрролл (Carroll) Льюис (псевдоним; настоящее имя Чарлз Латуидж Доджсон, Dodgson) (27.