Мексика XIII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIII. Литература До испанского завоевания на территории Мексика существовала литература на языках коренного населения, пользовавшегося иероглифическую письменностью. Со времени испанского завоевания (16 в.) литература Мексика развивается на испанском языке. Однако культура индейцев, несмотря на преследования, продолжала существовать в устной традиции и воздействовала на дальнейшее развитие литературы. Первые произведения на испанском языке написаны конкистадорами — «Письма королям Испании» (1519—26) предводителя испанской экспедиции Э. Кортеса (1485—1547), «Подлинная история конкисты Новой Испании» (1568) Б. Диаса дель Кастильо (р. 1492 или 1498 — умер 1568 или 1581). С Мексика связана деятельность выдающегося испанского просветителя-гуманиста Б. де Лас Касаса (1474—1566), защитника прав индейцев. В начале 17 в. появилось первое собственно художественное мексиканское произведение — поэма Б. де Вальбуэны (1568—1627) «Великолепие Мексики» (1604). Поэзия, ставшая ведущим видом литературы Мексика в 17 в., развивалась в традициях испанского барокко. С ним было связано и творчество выдающейся поэтессы и драматурга Хуаны Инес де ла Крус (1651—95), испытавшее воздействие Гонгоры-и-Арготе. Оно было отмечено также чертами мексиканской самобытности. Наряду с т. н. учёной поэзией, развивалась устная народная поэзия. Присущая ей сатиричность приобрела размах в конце 18 в., когда во всех областях политической и духовной жизни страны назрел протест против колониального режима Испании. Тенденция к самоутверждению нашла выражение в литературе — поэма «Сельская Мексика» (1781) Р. Ландивара (1731—93), а также «Древняя история Мексики» (1780—81) Ф. Клавихеро (1731—87). В период борьбы за независимость (1810—24) достигли подъёма публицистика и патриотическая поэзия в духе революционного классицизма, представленная стихами А. Кинтаны Роо (1787—1851), автора национального гимна «Шестнадцатое сентября». В разгар антииспанской войны был опубликован первый мексиканский роман «Перикильо Сарниенто» (1-я часть в 1816) Х. Х. Фернандеса де Лисарди, в котором сатирически изображено колониальное общество. Первым художественным направлением, возникшим в литературе независимой Мексика, был романтизм, представленный поэзией Мексика Акуньи (1849—73), Г. Прието (1818—1897) и др. Чертами романтизма отмечены и первые исторические романы. Художественное изображение национальной действительности независимой Мексика дали Мексика Пайно (1810—94) в романе «Проделки дьявола» (1845—46), Л. Инклан (1816—75) в романе «Астусиа...» (1866). В них, как и в цикле романов Х. Т. де Куэльяра (1830—94) «Волшебный фонарь» (1871—92), присутствует т. н. костумбристская (бытописательская) тенденция, из которой постепенно вызревал реализм. Вместе с тем во многих романах вплоть до конца 19 в., в том числе принадлежащих И. Мексика Альтамирано (1834—93), сохранялся дух романтизма. Большую роль сыграл Альтамирано как общественно-литературный деятель, выдвинувший программу борьбы за независимость мексиканской литературы от европейской. В последние десятилетия 19 в. в мексиканской поэзии возник т. н. модернизм — специфическое для испано-американской поэзии явление, в котором увлечение французским символизмом и парнасской школой (см. «Парнас») сочеталось с тягой к национальной самобытности: поэты Мексика Х. Отон (1858—1906), Мексика Гутьеррес Нахера (1859—95), С. Диас Мирон (1835—1928), А. Нерво (1870—1919). В конце 19 в., в период диктатуры П. Диаса, в прозе Мексика возникли реалистические тенденции. В романах Р. Дельгадо, Х. Лопеса Портильо-и-Рохаса, в творчестве Ф. Гамбоа (1864—1939), последователя натурализма, критически изображались пороки и противоречия общественно-политической жизни страны. Резким социальным критицизмом отмечены также книга Э. Фриаса (1870—1925) «Томочик» (1892), документально запечатлевшая подавление крестьянского восстания, и короткие рассказы А. дель Кампо (1868—1908, псевдоним — Микрос). Новый этап развития мексиканской литературы связан с решающим событием в истории страны — буржуазно-демократической революцией 1910—17. Мексика Асуэла (1873—1952), автор романа «Те, кто внизу» (1916), в котором нарисована картина стихийного крестьянского движения, положил начало т. н. роману революции. «Роман революции» представлял собой новаторское художественное течение, впервые воплотившее картину массового движения, образ борющегося народа, а также острые социальные столкновения в предреволюционные и послереволюционные периоды. В его традициях написаны романы «Орёл и змея» (1928), «Тень каудильо» (1929) Мексика Л. Гусмака (р. 1887), «Военный лагерь» (1931), «Земля» (1932), «Мой генерал» (1934) Г. Лопеса-и-Фуэнтеса (1897—1966), «Моя лошадь, моя собака, моё ружье» (1936), «Никчёмная жизнь Пито Переса» (1938) Х. Р. Ромеро, произведения Р. Муньоса (р. 1899), Н. Кампобельо (р. 1909) и др. С этим течением отчасти связано и творчество прогрессивного писателя Мексика — Х. Мансисидора (1895—1956), автора романов «Роза ветров» (1941), «Граница у моря» (1953), «Заря над бездной» (1955). Р. Усигли (р. 1905) в своих пьесах критически изобразил общественную жизнь страны. Сцена из спектакля «Жестикулятор» Р. Усигли. «Паласио де бельяс артес». Крупнейшие мексиканские поэты 20 в. — Р. Лопес Веларде (1888—1921), Э. Гонсалес Мартинес (1871—1952), К. Пельисер (р. 1899), для творчества которых характерны ярко выраженный лиризм, стремление передать в образной форме особенности духовного склада мексиканцев и национальной жизни. В творчестве группы «Эстридентистов» и группы «Контемпоранеос» по-разному воплотились тенденции авангардизма. Идея национального самовыражения и самоутверждения, ставшая господствующей в литературе Мексика 20—30-х гг., разрабатывалась в трудах философа Х. Васконселоса (1882—1959), поэта, философа-эссеиста А. Рейеса (1889—1959) и др. Позднее её исследование было продолжено и обогащено в трудах поэта О. Паса (р. 1914). Новый подъём мексиканской прозы начался с середины 50-х гг. Углубляя художественное исследование национальной действительности, современные романисты выявляют в ней общечеловеческие проблемы, находят новые средства для её изображения. Этот этап развития прозы, открывающийся романом А. Яньеса (р. 1904) «Перед ливнем» (1947), представлен также романами «Педро Парамо» (1955) Х. Рульфо (р. 1918), «Наипрозрачнейшая область» (1958), «Смерть Артемио Круса» (1962) К. Фуэнтеса (р. 1928), «Молитва во тьме» (1962) Росарио Кастельяноса (р. 1925), а также С. Галиндо (р. 1926). Получила развитие литературная критика, представленная именами Х. Л. Мартинеса, А. Кастро Леаля, Э. Карбальо. Полихромная резьба по алебастру на плафоне капеллы Росарио в монастыре Санто-Доминго в Оахаке. 1724—31.
Лит.: Мексиканский реалистический роман XX в., Мексика, 1960; Кутеищикова В. Н., Мексиканский роман, формирование. Своеобразие. Современный этап, [Мексика, 1971]; Martinez J. L., Literatura mexicana, Sigio XX, Мéх., 1949; Peña Gonzalez С., Historia de la literatura mexicana, Мéх., 1966; Langford W. Мексика, The Mexican novel comes of age, L., [1971]. В. Н. Кутейщикова.
Мексика (Méjico, México), Мексиканские Соединённые Штаты (Estados Unidos Mexicanos). Государственный герб Мексики. Флаг государственный. Мексика. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика XI. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|