Михайловский Николай Константинович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МИА
МИВ
МИГ
МИД
МИЕ
МИЗ
МИИ
МИЙ
МИК
МИЛ
МИМ
МИН
МИО
МИП
МИР
МИС
МИТ
МИУ
МИФ
МИХ
МИЦ
МИЧ
МИШ
МИЩ
МИЭ
МИЯ

Н. К. Михайловский. Михайловский Николай Константинович.

Н. К. Михайловский.

Михайловский (псевдонимы — Гроньяр, Посторонний, Профан и др.) Николай Константинович [15(27).11. 1842, Мещовск, ныне Калужской обл., — 28.1(10.2).1904, Петербург], русский публицист, социолог, один из теоретиков народничества, литературный критик. Из дворян. Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в 1860. С 1868 — в журнале «Отечественные записки», сначала сотрудник, затем один из редакторов. В 1879 сблизился с организацией народников «Народная воля», публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости». Высылался из Петербурга (в 1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала «Русское богатство», органа либеральных народников.

  Талантливый публицист, Михайловский Николай Константинович пользовался большой популярностью в демократических и революционных кругах России конца 19 в. В работах «Литературные заметки», «Записки профана», «Письмо о правде и неправде», «Письма к учёным людям», «Письма постороннего в редакцию ''Отечественных записок''» и др. звал русскую интеллигенцию к служению интересам народа, пробуждал чувство личной ответственности за судьбы страны, отстаивал демократические традиции, выступал против идейной реакции.

  Михайловский Николай Константинович считал себя хранителем и продолжателем традиции Н. Г. Чернышевского, однако в своём мировоззрении, особенно в философии, он «...сделал шаг назад от Чернышевского...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 335) к позитивизму. В социологии ему наравне с П. Л. Лавровым принадлежит разработка идеи о свободном выборе «идеала», которая философски обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в т. н. субъективном методе социологии, объявлявшем отдельную личность («неделимое») исходным пунктом исторического исследования и высшим мерилом общественного прогресса («Что такое прогресс?», «Аналогический метод в общественной науке». «Теория Дарвина и общественная наука», «Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность» и др.). Ложная в теоретическом отношении, эта «формула прогресса» Михайловский Николай Константинович тем не менее отвечала настроениям передовой разночинной интеллигенции, т. к. выдвигала борьбу с существующим строем в качестве безоговорочного требования в деятельности развитой личности. Характер мировоззрения Михайловский Николай Константинович определил его двойственное отношение к К. Марксу. Защищая «Капитал» Маркса от нападок либерального публициста Ю. Г. Жуковского («Карл Маркс перед судом Ю. Жуковского»), Михайловский Николай Константинович, однако, не понял сущности теории и метода основоположника научного социализма.

  Как политический мыслитель Михайловский Николай Константинович сформировался под воздействием революционного народнического движения 70-х гг. Пришёл к выводу о необходимости коренным образом изменить политический строй в стране. В 1879 написал знаменитые «Письма социалиста», развенчав в них идеологию аполитизма. После покушения 1 марта 1881 на Александра II редактировал письмо Исполнительного комитета «Народной воли», в котором были изложены требования к Александру III. Разгром «Народной воли» и последовавшая за ним политическая и общественная реакция привели Михайловский Николай Константинович к идейному кризису, который выразился в его теории «героев и толпы», объяснявшей механизм коллективного действия склонностью человека к подражаниюГерои и толпа», «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)», «Патологическая магия», «Ещё о толпе» и др.]. В 80-е гг. критиковал теорию «малых дел» (см. «Малых дел теория») и толстовство. В начале 90-х гг. выступал против русских марксистов, огульно обвиняя их в защите капитализма и отказе от «наследства 60—70-х гг.». В. И. Ленин, Г. В. Плеханов доказали несостоятельность доктрины крестьянского социализма, которую отстаивали Михайловский Николай Константинович и другие либеральные народники.

  Михайловский Николай Константинович — литературный критик продолжал традиции школы Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Он рассматривал писателя как нравственного судью общества, а литературу как голос совести, подвергающий действительность разбору с точки зрения определённого идеала. Литературно-критические работы Михайловский Николай Константинович посвящены Л. Н. Толстому, Ф. Михайловский Николай Константинович Достоевскому, Г. И. Успенскому, В. Михайловский Николай Константинович Гаршину, Михайловский Николай Константинович Горькому и др. Значительный общественный резонанс получили статьи «Десница и шуйца Льва Толстого» и «Жестокий талант». Михайловский Николай Константинович выступал, с одной стороны, против «чистого искусства», с другой — против натурализма.

  В. И. Ленин, беспощадно критикуя политические ошибки Михайловский Николай Константинович, показывая теоретическую несостоятельность его мировоззрения, тем не менее выделял Михайловский Николай Константинович из либерально-народнических публицистов, отмечая не только его слабости и заблуждения, но и исторические заслуги перед освободительным движением (см. там же, с. 336).

 

  Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—8, 10 (указат. лит.), СПБ, 1906—14; Последние сочинения, т. 1—2, СПБ, 1905; Литературно-критические статьи, Михайловский Николай Константинович, 1957.

 

  Лит.: Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, От какого наследства мы отказываемся, там же, т. 2; его же, Народники о Н. К. Михайловском, там же, т. 24; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, в его кн.: Избранные философские произведения, т. 1, Михайловский Николай Константинович, 1956; Горев Б. И., Н. К. Михайловский, Михайловский Николай Константинович, 1931; Бялый Г. А., Н. К. Михайловский, в кн.: История русской критики, т. 2, Михайловский Николай Константинович — Л., 1958; История русской экономической мысли, т. 2, ч. 2, Михайловский Николай Константинович, 1960; Седов Михайловский Николай Константинович Г., К вопросу об общественно-политических взглядах Н. К. Михайловского, в сборнике: Общественное движение пореформенной России, Михайловский Николай Константинович, 1965; Твардовская В. А., Н. К. Михайловский и «Народная воля», в сборнике: Исторические записки, в. 82, Михайловский Николай Константинович, 1968; Хорос В. Г., Народническая идеология и марксизм (конец XIX в.), Михайловский Николай Константинович, 1972.

  И. К. Пантин.

 

Так же Вы можете узнать о...


Полисинтетические языки, разновидность синтетических языков, в которых все грамматические значения обычно передаются в составе слова, характеризующегося длинной последовательностью морфем.
Пространство предметов в оптике, см. Изображение оптическое.
Резервы внутрипроизводственные в промышленности СССР, возможности лучшего использования производственных ресурсов, выделенных в распоряжение предприятия или др.
Саврань, посёлок городского типа, центр Савранского района Одесской области УССР.
Сеньория, сеньёрия (франц. seigneurie), термин, употребляемый в исторической литературе для обозначения (преимущественно применительно к странам Западной Европы) комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на феодально-зависимых крестьян; в этом широком значении С.
Советско-центральноафриканские соглашения . Дипломатические отношения с 7.
Столовая Гора (созвездие) Столовая Гора (лат. Mensa), околополярное созвездие Южного полушария неба, не содержит звёзд ярче 4,0 визуальной звёздной величины.
Театр теней, вид театр, зрелища, в котором сюжет раскрывается с помощью динамических кадров-картин, спроецированных на экране плоскими фигурками из картона, кожи или особых цветных плёнок, управляемых артистами с помощью палочек, прикрепленных к сочленениям кукол (иногда используется система управления с помощью нитей).
Тремор (лат. tremor — дрожание), 1) непроизвольные колебательные движения всего тела или отдельных его частей.
Усиление фотографическое, процесс увеличения оптической плотности фотографического изображения для исправления в основном недодержанных или недопроявленных негативов.
Фотометрические двойные звёзды, звёзды, о двойственности которых судят на основании результатов точных многоцветных электрофотометрических измерений.
Хрома окислы, хрома оксиды, соединения хрома с кислородом: CrO, Cr2O3, CrO2, CrO3 и др.
Чинхэ, город и порт в Южной Корее, в провинции Кёнсан-Намдо, в заливе ман (Корейский пролив.
Эванс Артур Джон Эванс (Evans) Артур Джон (8.7.1851, Наш-Милс, Хартфордшир, — 11.