Лавров Петр Лаврович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛАА
ЛАБ
ЛАВ
ЛАГ
ЛАД
ЛАЖ
ЛАЗ
ЛАИ
ЛАЙ
ЛАК
ЛАЛ
ЛАМ
ЛАН
ЛАО
ЛАП
ЛАР
ЛАС
ЛАТ
ЛАУ
ЛАФ
ЛАХ
ЛАЦ
ЛАЧ
ЛАШ
ЛАЩ
ЛАЭ
ЛАЯ

П. Лавров Петр Лаврович Лавров. Лавров Петр Лаврович.

П. Лавров Петр Лаврович Лавров.

Лавров (Миртов) Петр Лаврович [2(14).6.1823, Мелехово, ныне Псковского района Псковской области, — 25.1(6.2).1900, Париж], теоретик русского революционного народничества, философ, публицист, социолог. Родился в помещичьей семье. В 1842 окончил Артиллерийское училище в Петербурге; в 1844—66 преподавал математику в военных учебных заведениях Петербурга. В 1858 получил звание полковника. С 1852 публиковал статьи по вопросам военной техники, естествознания; с 1857 начал публицистическую деятельность (антиправительственные стихотворения Лавров Петр Лаврович печатались в герценском «Колоколе»). С конца 50-х гг. выступал со статьями по педагогике, философии, истории физико-математических наук. В 1861 Лавров Петр Лаврович произнёс речь на студенческой сходке в университете, подписал публичные протесты против ареста М. Лавров Петр Лаврович Михайлова, против реакционного проекта университетского устава, травли студентов в печати. В 1862 сблизился с Н. Г. Чернышевским, вступил в тайное революционное общество («Земля и воля». В 1863—66 был негласным редактором «Заграничного вестника». После выстрела Д. В. Каракозова в царя в 1866 арестован, предан военному суду и в 1867 сослан в Вологодскую губернию. Здесь Лавров Петр Лаврович написал работу «Исторические письма». В феврале 1870 при содействии Г. А. Лопатила бежал из ссылки и в марте прибыл в Париж. Осенью 1870 по рекомендации одного из деятелей французского рабочего движения, Лавров Петр Лаврович Варлена, вступил в 1-й Интернационал, участвовал в Парижской Коммуне 1871. По поручению Коммуны в мае 1871 выехал в Лондон, где сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873—76 редактор журнала и газеты «Вперёд!» (Цюрих, Лондон), ставших органами не только русского революционного, но и трибуной международного рабочего и социалистического движения. В 1877 Лавров Петр Лаврович из Лондона переехал в Париж. Организовал (1878) русско-польский революционный кружок, установил связь с варшавским социалистическим подпольем, с русскими организациями «Чёрный передел» и «Народная воля» и принял на себя представительство последней за границей. Лавров Петр Лаврович — один из инициаторов собраний (конец 1880 — начало 1881) различных фракций русской революционной эмиграции для обсуждения вопросов теории социализма и «практических действий русских социалистов в России», один из организаторов народовольческой «Русской социально-революционной библиотеки» (1880—82), заграничного Красного Креста «Народной воли» (1882), редактор (вместе с Лавров Петр Лаврович А. Тихомировым) «Вестника Народной воли» (1883—86), участник создания «Социалистической библиотеки» Цюрихского литературного социалистического фонда (1889), «Группы старых народовольцев». В 70—90-х гг. поддерживал отношения с представителями немецкого, французского, английского, американского, польского, сербского, хорватского, чешского, болгарского, румынского, скандинавского революционного движения, сотрудничал во многих их изданиях. Лавров Петр Лаврович печатался в ряде легальных русских газет и журналов (выявлено около 60 псевдонимов Лавров Петр Лаврович).

  Своё мировоззрение Лавров Петр Лаврович определял как антропологизм (воздействие идей Лавров Петр Лаврович Фейербаха). Философская деятельность началась в конце 50 — начале 60-х гг. В работах о Г. Гегеле (1858—59), «Очерках вопросов практической философии. Личность» (1860), в «Трех беседах о современном значении философии...» (1861) и др. Лавров Петр Лаврович, опираясь на рационалистические традиции в философии, выступил с критикой религии и мистических форм идеализма. В этих произведениях обнаружил преимущественно интерес к проблемам личности в философии и социологии. Выступая против «исключительно одностороннего увлечения естественными науками», возникшего в среде русской молодёжи в значительной степени под влиянием Д. М. Писарева, Лавров Петр Лаврович видел главную задачу науки в том, чтобы раскрыть «законы нравственности, т. е. законы общественных отношений человека», дать молодому поколению руководство для «сознательного участия в общественной жизни». Итогом философского творчества этого периода явились известные «Исторические письма» (1868—69, отдельное издание 1870), где, перерабатывая теоретические концепции П. Ж. Прудона, О. Конта, Г. Спенсера и др. мыслителей, Лавров Петр Лаврович дал анализ таких понятий, как история, прогресс, культура, цивилизация, идеал, государство, нация и др.

  Начало исторической жизни человечества связано, по Лавров Петр Лаврович, с появлением у дикаря на чисто физиологической основе «сознательного стремления к прогрессу». Важную роль в его теории прогресса играет различение культуры и цивилизации. Первая характеризует социальную среду, связанную с застывшими формами жизни, воспроизводящимися согласно обычаю. Вторая — прогрессивное движение общественных форм, смену различных фазисов культуры, происходящую под воздействием критической мысли. «Мысль есть единственный деятель, сообщающий человечное достоинство общественной культуре» (Избранные сочинения на социально-политические темы, т. 1, 1934, с. 244). А поскольку «мысль реальна лишь в личности» (там же, с. 245), постольку двигателем прогресса является интеллигенция — небольшая группа личностей, способная наслаждаться развитием и вырабатывающая потребность развития. Первоначальный прогресс этого меньшинства был куплен «порабощением большинства» (т. н. «цена прогресса»); уплата интеллигенцией своего долга перед народом заключается «... в посильном распространении удобств жизни, умственного и нравственного развития на большинство, во внесении научного понимания и справедливости в общественные формы» (там же, с. 227). Формула прогресса, данная Лавров Петр Лаврович, гласит: «развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости...» (там же, с. 199). На этом этическом основании Лавров Петр Лаврович возводит свой социалистический идеал как «требование солидарности всего человечества» (там же, т. 4, 1935, с. 107). Будущий социалистический строй осуществит, по Лавров Петр Лаврович, гармонию личностного и обществ. начал в истории. Подчёркивая принципиальное различие явлений общественных и природных, Лавров Петр Лаврович полагал, что поскольку историю отличает развитие, прогресс, то найти закон исторического развития — значит обнаружить «нормальный порядок» неповторяющихся «фазисов эволюции». Установление правильной перспективы исторических фактов, уяснение их смысла зависит от самого историка. Отсюда и идея Лавров Петр Лаврович о субъективном методе в социологии, отрицающем объективный материальный критерий при определении направления обществ. развития (см. там же, т. 1, с. 189, 190, 391).

  Несмотря на субъективно-идеалистический характер, социология Лавров Петр Лаврович сыграла в России прогрессивную роль, став теоретической основой деятельности целой плеяды революционеров-народников. Идея активного воздействия сознания на ход истории, теория «неоплатного долга» интеллигенции перед народом, призыв к переустройству общества на началах «истины и справедливости» воспринимались молодёжью как лозунг свержения несправедливого общественного строя и создания революционной партии, основанной на союзе передовой интеллигенции с народом. Под влиянием Маркса Лавров Петр Лаврович несколько изменил своё понимание исторического процесса. В последних работах Лавров Петр Лаврович социализм выступает не только как нравственный идеал, вырабатываемый мыслящим меньшинством, но и как «неизбежный результат современного процесса экономической жизни». Ряд ценных мыслей Лавров Петр Лаврович высказал в работе «Государственный элемент в будущем обществе» (1876), где поставлена проблема постепенного отмирания государственности при социализме, гарантий от узурпации власти отдельными лицами и др. Если раньше, полемизируя с русскими бланкистами, Лавров Петр Лаврович категорически высказывался против революционной диктатуры, то теперь он признаёт её вынужденную необходимость. Государство при социализме мыслится только как диктатура большинства, его сохранение — мера временная; зрелый социализм не знает управления человека человеком «в смысле принудительной власти одной личности над другой». Образец социалистического государства Лавров Петр Лаврович, как и Маркс, видел в Парижской Коммуне 1871. Теоретической заслугой Лавров Петр Лаврович была критика революционного авантюризма. В противоположность анархисту М. А. Бакунину Лавров Петр Лаврович указывал, что нельзя «торопить» историю путём искусственно вызванных революций, пока не даст плоды пропаганда социалистического учения среди трудящихся и тщательная теоретическая и нравственная подготовка революционеров. Лавров Петр Лаврович выступил и против заговорщической тактики П. Н. Ткачева: «Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти. Будущий строй русского общества... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и понятые» (там же, т. 4, с. 31).

  Значение Лавров Петр Лаврович в истории обществ. мысли крайне противоречиво. Его философские работы 50—60-х гг. представляют собой как бы промежуточное звено от материализма Чернышевского и др. шестидесятников к неокантианству и субъективизму Михайловского. В социологии Лавров Петр Лаврович, полемизируя с историческим фатализмом, дал разработку вопроса о субъективном факторе в истории, который, однако, он переоценивал. На работах Лавров Петр Лаврович 70—80-х гг. сказалось влияние Маркса, хотя «достройка» концепции Лавров Петр Лаврович элементами «экономического материализма» не могла изменить её основы. Подчёркивание Лавров Петр Лаврович интернационального характера революционной борьбы и значения научного социализма Маркса облегчило переход некоторых последователей Лавров Петр Лаврович на позиции социал-демократии. С другой стороны, ряд его последователей, руководствуясь идеей о постепенной подготовке революции, отошёл от революционной деятельности к «культурничеству» (от этих «лавристов» отрекался сам Лавров Петр Лаврович). Ошибочные идеи Лавров Петр Лаврович были подвергнуты критике Г. В. Плехановым и В. И. Лениным.

 

  Соч.: Собр. соч., сер. 1, 3—6, П., 1917—20 (не закончено); Избр. соч. на социально-политические темы, т. 1—4, М., 1934—35 (не закончено, имеется библ.); философия и социология, т. 1—2, М., 1965; [Стихи], в кн.: Вольная русская поэзия второй половины XIX в., Лавров Петр Лаврович,.1959.

 

  Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 447); К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967; Плеханов Г. В., Письмо к П. Лавров Петр Лаврович Лаврову, Соч., т. 2, М. — Лавров Петр Лаврович, 1925; его же, Конспект речи в день похорон П. Лавров Петр Лаврович Лаврова, в кн.: Литературное наследие Г. В. Плеханова, сб. 1, М., 1934; «Вперёд!», Сборник статей, посвященных памяти П. Лавров Петр Лаврович Лаврова, П. — М., 1920; Книжник-Ветров И., П. Лавров Петр Лаврович Лавров, 2 изд., М., 1930 (имеется библ.); Левин Ш. Я., Общественное движение в России 60—70-х гг. XIX в., М., 1958; Антонов В. Ф., Философско-исторические взгляды П. Лавров Петр Лаврович Лаврова, «Уч. зап. Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской», т. 221. Философия, в. 12, М., 1968; Седов М. Г., П. Лавров Петр Лаврович Лавров в революционном движении России, «Вопросы истории», 1969, № 3; Володин А. И., Итенберг Б. С., Фридрих Энгельс и Петр Лавров, в кн.: Энгельс и проблемы истории, М., 1970; их же, Карл Маркс и Петр Лавров, в кн.: Прометей, т. 8, М., 1971; Жигунов Е. К., П. Лавров Петр Лаврович Лавров и его связи с польским революционным движением 70—90-х годов XIX в., в кн.: Исследования по истории польского общественного движения, М., 1971; Кейзерова В. М., П. Лавров Петр Лаврович Лавров как историк социальных утопий, в кн.: философские и социологические исследования, Лавров Петр Лаврович, 1971.

  А. И. Володин, Е. К. Жигунов.

Так же Вы можете узнать о...


Дегоржаж (франц. dеgorgeage, от gorge — горло), дегоржирование, операция, применяемая в производстве бутылочного шампанского для выброса дрожжевого осадка.
Дмитриев Юрий Арсеньевич [р. 3(16).12.1911, Москва], советский театровед, историк цирка и эстрады, доктор искусствоведения (1951).
Жаровня, 1) в производстве растительного масла аппарат для тепловой обработки очищенных и измельченных масличных семян (так называемые мезги) перед прессованием.
Злокачественный отёк, газовая инфекция, газовая гангрена, раневой газовый отёк, острое инфекционное заболевание животных и человека (см.
Интуиция (позднелат. intuitio, от лат. intueor — пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Кампгаузен Лудольф Кампгаузен (Camphausen) Лудольф (10.1.1803, Хюнсхофен, — 3.
Кекилов Аман (родился 9.5.1912, аул Кеши, ныне Ашхабадского района), туркменский советский поэт и литературовед, академик АН Туркменской ССР (1969), народный писатель Туркменской ССР (1967), заслуженный деятель науки Туркменской ССР (1972).
Кол Генрих (Анри) Хюберт Кол, ван Коль (van Kol) Генрих (Анри) Хюберт (23.
Коротаиха, река на северо-востоке Ненецкого национального округа Архангельской области РСФСР.
Кузнецов Михаил Васильевич [р.25.10(7.11).1913, деревня Агарино, ныне Серпуховского района Московской области], советский военачальник, генерал-майор авиации (1959), дважды Герой Советского Союза (8.
Лежа, Олидовка, река в Вологодской области РСФСР, правый приток р.
Лоцман (должн. лицо) Лоцман (от голландского loodsman), должностное лицо, осуществляющее проводку судов в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к портам и в пределах их акваторий.
Маргера (Marghera), морской порт в Италии, промышленный район города Венеции, расположенный на материке.
Метанауплиус (от мета... и науплиус), личиночная стадия ракообразных, следующая за науплиусом.
Мор (река в Индии) Мор, Маюракши, река на В. Индии. Берёт начало на возвышенности Раджмахал, впадает справа в рукав дельты Ганга — Хугли.
Насилие, применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении др.
Нойон (монг. ноён — господин, князь), светский феодал в Монголии.
Определение через абстракцию, способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества, эквивалентности).