МолотБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Молот, машина ударного действия для пластической деформации металлических заготовок за счёт накопленной кинетической энергии поступательно движущихся частей. Молот — одна из основных машин кузнечно-штамповочного производства, применяемая для ковки (ковочные Молот) и объёмной и листовой штамповки (штамповочные Молот). Историческая справка. Рычажные Молот с ручным приводом были известны ещё в 13—14 вв. В начале 16 в. появились Молот с приводом от водяного колеса, т. н. среднебойные Молот (Германия), описанные Г. Агриколой, и хвостовые (Франция, Италия, Великобритания). Позднее стали известны Молот других конструкций, например т. н. лобовые и пестовые. В середине 18 в. водяное колесо стали заменять паровым приводом. В 1784 Дж. Уатт предложил использовать пар для непосредственного привода подвижных частей Молот Однако только в 1842 Дж. Несмит получил патент на сконструированный им и построенный первый паровой Молот До конца 19 в. широко были распространены паровые Молот, меньше пневматические. В начале 20 в. стали применять электропривод в Молот различных конструкций. В 40-е гг. появились взрывные Молот (СССР), в 50-е — высокоскоростные газовые (сначала в США, затем в Европе). Устройство и принцип действия. Основные части Молот: подвижные, или падающие, — поршень, шток и баба; шабот (массивное основание); станина с направляющими для подвижных частей; привод и механизмы управления. Инструментом для обработки заготовок в ковочных Молот служат гладкие или вырезные бойки и подкладные штампы, в штамповочных — штампы. Верхний боёк или верхняя половина штампа крепится к бабе, нижние — к шаботу. Заготовку помещают в нижнем бойке или нижней половине штампа. При ударе подвижной части по заготовке происходит формообразование изделия. Энергию удара воспринимает шабот. Главные параметры Молот, определяющие его конструктивные особенности и технологическое назначение, — кинетическая энергия подвижных частей или масса падающих частей. Основные типы молотов. По характеру привода различают следующие типы Молот (рис.): паровоздушные, пневматические, гидравлические Молот; высокоскоростные газовые, в которых рабочим телом является сжатый газ; Молот, работающие по циклу двигателя внутреннего сгорания (иногда их также относят к газовым), в которых используется энергия смеси паров бензина или горючего газа с воздухом; взрывные; приводные механические; электромагнитные. Конструктивные особенности Молот обусловлены теми операциями, которые на Молот данного типа выполняются. Так, для удобства ведения работ на ковочных Молот станина удалена от бойков и не связана с шаботом; у штамповочных шаботных Молот шабот связан со станиной, что обеспечивает точное направление бабы при ударе; в бесшаботных Молот шабот заменен нижней бабой и формообразование заготовки происходит при ударе движущихся навстречу баб; у взрывных Молот шабот заменен основанием, на котором крепится установка для взрывного штампования; в электромагнитных Молот штамп в обычном понимании отсутствует: индуктивная катушка совмещает функции оборудования и инструмента и т. д. Наиболее мощный штамповочный бесшаботный Молот, применяемый в СССР для получения поковок массой до 13 т, имеет суммарную массу ударных (падающих) частей 300 т (эффективная кинетическая энергия около 1570 кдж), которые совершают до 30 ударов в 1 мин, развивая относительную скорость 5—6 м/сек. Высокоскоростные Молот с эффективной кинетической энергией около 1000 кдж развивают скорость 12—20 м/сек.
Лит.: Фукс О., Молота, пер, с нем., Л. — Молот, 1932; Зимин А. И., Машины и автоматы кузнечно-штамповочного производства, ч. 1, Молот, 1953; Кузнечно-прессовые машины. Каталог-справочник, в. 1—4, Молот, 1967—70; Живов Л. И., Овчинников А. Г., Кузнечно-штамповочное оборудование, К., 1972. А. Ф. Нистратов. Схемы основных типов современных молотов: а — паровоздушного; б — пневматического; в — гидравлического; г — механических (с доской, пружинно-рессорного, с гибкой связью); д — работающего по циклу двигателя внутреннего сгорания; е — газового; ж — взрывного; з — электромагнитного; 1 — поршень; 2 — шток; 3 — баба; 4 — направляющие станины; 5 — верхний боёк (или штамп); 6 — нижний боёк (или штамп); 7 — шабот; 8 — доска; 9 — гибкая связь; 10 — ремень; 11 — гидроцилиндр; 12 — клапан; 13 — патрон с зарядом; 14 — электромагнит. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|