Мопассан Ги де

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ
МОЯ

Г. де Мопассан. Мопассан Ги де.

Г. де Мопассан.

Мопассан (Maupassant) Ги (полное имя — Анри Рене Альбер Ги) де (5.8. 1850, замок Миромениль близ Турвиля-сюр-Арк, Приморская Сена, — 6.7.1893, Париж), французский писатель. Отец — из обедневших дворян, мать из культурной буржуазной семьи. Окончил руанский лицей в 1869. В 1870—71 в армии, участвовал во франко-прусской войне. Затем до 1880 служил чиновником в министерствах. В 70-е гг. овладевал литературным мастерством под руководством Г. Флобера. У него Мопассан Ги де встретился с ведущими французскими писателями и критиками 19 в. (Э. Золя, Э. Гонкур, А. Доде, И. Тэн), а также с И. С. Тургеневым, который познакомил его с русской литературой и стал его вторым литературным учителем. Тургеневу Мопассан Ги де посвятил первый сборник своих рассказов «Заведение Телье» (1881) и написал о нём две статьи.

  В литературу Мопассан Ги де вошёл в 1880 книгой стихов и новеллой «Пышка», отличавшейся резкой антибуржуазной направленностью и зрелым мастерством, что стало характерным для дальнейшего творчества писателя. За последующие 11 лет Мопассан Ги де написал 6 романов, 18 сборников рассказов, книги путевых очерков, пьесы, множество статей и др. произведений. В 1891 писательский путь Мопассан Ги де трагически оборвался вследствие психического заболевания.

  Мопассан Ги де — один из последних великих французских реалистов 19 в. В основе его творчества — трезвое, без иллюзий, понимание сути господствующих социальных отношений, фальши буржуазной демократии и политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колониальных авантюр. Остро ощущая духовное убожество, пошлость, эгоизм собственников, Мопассан Ги де стремился противопоставить буржуазной морали близость к природе, правду естественных чувств человека. Вместе с тем бесперспективность исторической ситуации после поражения Парижской Коммуны 1871, воздействие позитивизма порождали у Мопассан Ги де пессимистической мысли о невозможности изменения существующего порядка вещей. В связи с этим человек у Мопассан Ги де подчас оказывается непреодолимо одиноким («Одиночество»), беспомощным перед случайностью («Ожерелье»), болезнью, страстью («Маленькая Рок»), смертью, перед общим неблагополучием жизни. В иных случаях пессимизм Мопассан Ги де, разрушая утешительные иллюзии, оказывается своеобразной формой социальной критики.

  Задачу искусства Мопассан Ги де видел в том, чтобы раскрывать «беспощадную правду жизни», ратовал за объективность художника, ясность и точность формы, простоту и выразительность языка, утверждал необходимость строгого отбора фактов, с помощью которых художник создаёт не фотографию, а воспроизведение жизни, «...более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность» (Полное собрание соч., т. 8, Мопассан Ги де, 1958, с. 11).

  Новеллы Мопассан Ги де — средство смелого и глубокого исследования жизни. Разнообразные по тематике, и социальному лицу персонажей, по способу повествования, по авторской интонации — от трагической («В порту»), элегической («Менуэт») до открыто или скрыто иронической («Заведение Телье» и др.) и юмористической («Мощи» и др.) — новеллы отличаются напряжённым интересом к человеку, умением показать характер и чувства героев через их действия, поступки, речевую манеру. Мопассан Ги де создал целую галерею буржуа-обывателей, частная жизнь которых демонстрирует духовное убожество, лицемерие чувств и отношений («Драгоценности», «Награжден!», «В лоне семьи», «Завещание» и многие др.). Утверждая красоту любви («Лунный свет», «Счастье»), Мопассан Ги де с горечью изображал её профанацию, превращение в предмет купли-продажи или грязной забавы («Иветта», «Правдивая история» и др.). В рассказах из народной жизни Мопассан Ги де показал не только жадность и темноту франц. крестьянина («Бочонок», «Дьявол» и др.), но и страшную судьбу людей, выброшенных на дно жизни («Бродяга», «Шкаф», «Нищий»); среди простых людей Мопассан Ги де нередко находит нравственную чистоту и человечность («Папа Симона», «Дочка Мартена» и др.), искренний патриотизм и способность к подвигу («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон»).

  В первом романе «Жизнь» (1883) Мопассан Ги де общечеловеческую тему столкновения романтические мечты с грубой прозой жизни наполняет чётким социально-историческим содержанием; судьба главной героини с её чистотой и беззащитностью воплощает трагедию человека в обществе буржуазного практицизма. «Милый друг» (1885) — история карьериста, вырастающая в памфлетно острое обличение политических нравов Третьей республики. Вторжение духа наживы и буржуазного предпринимательства в сферу семьи и интимных отношений составляет тему романов «Монт-Ориоль» (1886) и «Пьер и Жан» (1887—88). Последние романы («Сильна как смерть», 1889, «Наше сердце», 1890) отмечены сужением социального кругозора, перенесением акцента на проблемы «чистой психологии».

  Искусству Мопассан Ги де свойственны строгая внутренняя художественная логика, сжатость, точность и ясность «подлинно французского языка», по словам А. Франса. За внешней простотой его прозы скрыто сложное мастерство сочетания и виртуозного использования литературных и речевых стилей, всего богатства общенародного франц. языка. Многие новеллы Мопассан Ги де были инсценированы и так же, как его пьесы (лучшая из них — комедия «Семейный мир» по его же новелле «У постели», пост. 1893), ставились в парижских театрах («Мадемуазель Фифи», пост. 1896; «Иветта», пост. 1901; «Пышка», пост. 1902, и др.), на русской и советской сцене («Мадемуазель Фифи», 1914, «Милый друг» под названием «Господин Дюруа», 1951, и др.). Экранизации: франко-австрийская «Милый друг», 1955; французская «Жизнь», 1958, и др.

  Произведения Мопассан Ги де были переведены и изданы в России ещё в 19 в. Первым пропагандистом Мопассан Ги де был И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой высоко ценил талант Мопассан Ги де, сумел понять его противоречия и духовную драму. Значение Мопассан Ги де-художника подчёркивали А. П. Чехов, А. И. Куприн, Мопассан Ги де Горький, А. В. Луначарский и др.

 

  Соч.: CEuvres complètes, éd. Librairie de France, [t. 1—15], P., 1934—38; Contes et nouvelles, v. 1—2, P, 1956—57; Romans, P., 1959; Correspondance inédite, rec. par A. Artinian et E. Maynial, P., [1951]; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—13, Мопассан Ги де, 1938—50; Полн. собр. соч., [вступ. ст. Ю. Данилина], т. 1—12, Мопассан Ги де, 1958; Избр. произв., [вступ. ст. А. Смирнова], Л., 1938; Избр. произв., т, 1—2, вступ. ст. Н. Хуцишвили, Мопассан Ги де, 1954.

 

  Лит.: Толстой Л. Н., Предисл. к Соч. Гюи де Мопассана. Полн. собр. соч., т. 30, Мопассан Ги де, 1951; Франс А., Ги де Мопассан и французские рассказчики, Собр. соч. в 8 тт., т. 8, Мопассан Ги де, 1960; Раскин Б., Гиде Мопассан, в сборнике: Писатели Франции, Мопассан Ги де, 1964; Луначарский А. Б., Предисл. к «Новеллам» Мопассана, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, Мопассан Ги де, 1965; Евнина E. Мопассан Ги де, Мопассан, и её кн.: Западноевропейский реализм на рубеже XIX—ХХ веков, Мопассан Ги де, 1967, с. 42—80; Данилин Ю. И., Жизнь и творчество Мопассана, Мопассан Ги де, 1968; Лану А., Мопассан, Мопассан Ги де, 1971; Dumesnil R., Guy de Maupassant, P., 1947 (имеется лит.); Thoraval J., L'art de Maupassant d'après ses variantes, P., 1950; Vial A., Guyde Maupassant et l'art du roman, P., 1954 (имеется лит.); Artinian A., Pour et contre Maupassant, P., 1955; Lemoine F., Guy de Maupassant, P., [1957]; Sullivan E., Maupassant. The short stories, N. Y., [1962]; Ignotus P., The paradox of Maupassant, [L., 1966].

  Б. Л. Раскин.

Г. де Мопассан. «Милый друг». Илл. К. И. Рудакова. Литография. 1935. Мопассан Ги де.

Г. де Мопассан. «Милый друг». Илл. К. И. Рудакова. Литография. 1935.

 

Так же Вы можете узнать о...


Линейное судоходство, см. Морские линии.
Малоархангельск (до1778 — село Архангельское), город, центр ого района на юге Орловской области РСФСР.
Местничество, система феодальной иерархии в Русском государстве в 15—17 вв.
«Москва - третий Рим» «Москва — третий Рим», политическая теория 16 в.
Ненадкевич Константин Автономович [21.5(2.6).
Одер-Хафель Одер — Хафель канал (Oder-Havel-Kanal), Хафель-Одер канал, водный путь в ГДР, от Ораниенбурга на р.
Палеобиоценоз (от палео... и биоценоз), палеоценоз, сохранившаяся в ископаемом состоянии часть биоценоза, совокупность совместно обитавших организмов.
Пиккар Огюст Пиккар, Пикар (Piccard) Огюст (28.1.1884, Лютри, Во,— 25.
Порошок (лекарств. форма) Порошок, твёрдая лекарственная форма для внутреннего и наружного применения, обладающая свойством сыпучести.
Путумайо (Putumayo), река в Южной Америке, левый приток Амазонки.
Ризофоры (от греч. rhiza — корень и phoros — несущий), корневые подставки, корненосцы, тонкие корневидные выросты, образующиеся у селагинелл с лежачими и полулежачими стеблями в местах ветвления стебля.
Саньмынься (Ущелье трёх ворот), ущелье на р.