Мопассан Ги деБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Г. де Мопассан. Мопассан (Maupassant) Ги (полное имя — Анри Рене Альбер Ги) де (5.8. 1850, замок Миромениль близ Турвиля-сюр-Арк, Приморская Сена, — 6.7.1893, Париж), французский писатель. Отец — из обедневших дворян, мать из культурной буржуазной семьи. Окончил руанский лицей в 1869. В 1870—71 в армии, участвовал во франко-прусской войне. Затем до 1880 служил чиновником в министерствах. В 70-е гг. овладевал литературным мастерством под руководством Г. Флобера. У него Мопассан Ги де встретился с ведущими французскими писателями и критиками 19 в. (Э. Золя, Э. Гонкур, А. Доде, И. Тэн), а также с И. С. Тургеневым, который познакомил его с русской литературой и стал его вторым литературным учителем. Тургеневу Мопассан Ги де посвятил первый сборник своих рассказов «Заведение Телье» (1881) и написал о нём две статьи. В литературу Мопассан Ги де вошёл в 1880 книгой стихов и новеллой «Пышка», отличавшейся резкой антибуржуазной направленностью и зрелым мастерством, что стало характерным для дальнейшего творчества писателя. За последующие 11 лет Мопассан Ги де написал 6 романов, 18 сборников рассказов, книги путевых очерков, пьесы, множество статей и др. произведений. В 1891 писательский путь Мопассан Ги де трагически оборвался вследствие психического заболевания. Мопассан Ги де — один из последних великих французских реалистов 19 в. В основе его творчества — трезвое, без иллюзий, понимание сути господствующих социальных отношений, фальши буржуазной демократии и политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колониальных авантюр. Остро ощущая духовное убожество, пошлость, эгоизм собственников, Мопассан Ги де стремился противопоставить буржуазной морали близость к природе, правду естественных чувств человека. Вместе с тем бесперспективность исторической ситуации после поражения Парижской Коммуны 1871, воздействие позитивизма порождали у Мопассан Ги де пессимистической мысли о невозможности изменения существующего порядка вещей. В связи с этим человек у Мопассан Ги де подчас оказывается непреодолимо одиноким («Одиночество»), беспомощным перед случайностью («Ожерелье»), болезнью, страстью («Маленькая Рок»), смертью, перед общим неблагополучием жизни. В иных случаях пессимизм Мопассан Ги де, разрушая утешительные иллюзии, оказывается своеобразной формой социальной критики. Задачу искусства Мопассан Ги де видел в том, чтобы раскрывать «беспощадную правду жизни», ратовал за объективность художника, ясность и точность формы, простоту и выразительность языка, утверждал необходимость строгого отбора фактов, с помощью которых художник создаёт не фотографию, а воспроизведение жизни, «...более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность» (Полное собрание соч., т. 8, Мопассан Ги де, 1958, с. 11). Новеллы Мопассан Ги де — средство смелого и глубокого исследования жизни. Разнообразные по тематике, и социальному лицу персонажей, по способу повествования, по авторской интонации — от трагической («В порту»), элегической («Менуэт») до открыто или скрыто иронической («Заведение Телье» и др.) и юмористической («Мощи» и др.) — новеллы отличаются напряжённым интересом к человеку, умением показать характер и чувства героев через их действия, поступки, речевую манеру. Мопассан Ги де создал целую галерею буржуа-обывателей, частная жизнь которых демонстрирует духовное убожество, лицемерие чувств и отношений («Драгоценности», «Награжден!», «В лоне семьи», «Завещание» и многие др.). Утверждая красоту любви («Лунный свет», «Счастье»), Мопассан Ги де с горечью изображал её профанацию, превращение в предмет купли-продажи или грязной забавы («Иветта», «Правдивая история» и др.). В рассказах из народной жизни Мопассан Ги де показал не только жадность и темноту франц. крестьянина («Бочонок», «Дьявол» и др.), но и страшную судьбу людей, выброшенных на дно жизни («Бродяга», «Шкаф», «Нищий»); среди простых людей Мопассан Ги де нередко находит нравственную чистоту и человечность («Папа Симона», «Дочка Мартена» и др.), искренний патриотизм и способность к подвигу («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон»). В первом романе «Жизнь» (1883) Мопассан Ги де общечеловеческую тему столкновения романтические мечты с грубой прозой жизни наполняет чётким социально-историческим содержанием; судьба главной героини с её чистотой и беззащитностью воплощает трагедию человека в обществе буржуазного практицизма. «Милый друг» (1885) — история карьериста, вырастающая в памфлетно острое обличение политических нравов Третьей республики. Вторжение духа наживы и буржуазного предпринимательства в сферу семьи и интимных отношений составляет тему романов «Монт-Ориоль» (1886) и «Пьер и Жан» (1887—88). Последние романы («Сильна как смерть», 1889, «Наше сердце», 1890) отмечены сужением социального кругозора, перенесением акцента на проблемы «чистой психологии». Искусству Мопассан Ги де свойственны строгая внутренняя художественная логика, сжатость, точность и ясность «подлинно французского языка», по словам А. Франса. За внешней простотой его прозы скрыто сложное мастерство сочетания и виртуозного использования литературных и речевых стилей, всего богатства общенародного франц. языка. Многие новеллы Мопассан Ги де были инсценированы и так же, как его пьесы (лучшая из них — комедия «Семейный мир» по его же новелле «У постели», пост. 1893), ставились в парижских театрах («Мадемуазель Фифи», пост. 1896; «Иветта», пост. 1901; «Пышка», пост. 1902, и др.), на русской и советской сцене («Мадемуазель Фифи», 1914, «Милый друг» под названием «Господин Дюруа», 1951, и др.). Экранизации: франко-австрийская «Милый друг», 1955; французская «Жизнь», 1958, и др. Произведения Мопассан Ги де были переведены и изданы в России ещё в 19 в. Первым пропагандистом Мопассан Ги де был И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой высоко ценил талант Мопассан Ги де, сумел понять его противоречия и духовную драму. Значение Мопассан Ги де-художника подчёркивали А. П. Чехов, А. И. Куприн, Мопассан Ги де Горький, А. В. Луначарский и др.
Соч.: CEuvres complètes, éd. Librairie de France, [t. 1—15], P., 1934—38; Contes et nouvelles, v. 1—2, P, 1956—57; Romans, P., 1959; Correspondance inédite, rec. par A. Artinian et E. Maynial, P., [1951]; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—13, Мопассан Ги де, 1938—50; Полн. собр. соч., [вступ. ст. Ю. Данилина], т. 1—12, Мопассан Ги де, 1958; Избр. произв., [вступ. ст. А. Смирнова], Л., 1938; Избр. произв., т, 1—2, вступ. ст. Н. Хуцишвили, Мопассан Ги де, 1954.
Лит.: Толстой Л. Н., Предисл. к Соч. Гюи де Мопассана. Полн. собр. соч., т. 30, Мопассан Ги де, 1951; Франс А., Ги де Мопассан и французские рассказчики, Собр. соч. в 8 тт., т. 8, Мопассан Ги де, 1960; Раскин Б., Гиде Мопассан, в сборнике: Писатели Франции, Мопассан Ги де, 1964; Луначарский А. Б., Предисл. к «Новеллам» Мопассана, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, Мопассан Ги де, 1965; Евнина E. Мопассан Ги де, Мопассан, и её кн.: Западноевропейский реализм на рубеже XIX—ХХ веков, Мопассан Ги де, 1967, с. 42—80; Данилин Ю. И., Жизнь и творчество Мопассана, Мопассан Ги де, 1968; Лану А., Мопассан, Мопассан Ги де, 1971; Dumesnil R., Guy de Maupassant, P., 1947 (имеется лит.); Thoraval J., L'art de Maupassant d'après ses variantes, P., 1950; Vial A., Guyde Maupassant et l'art du roman, P., 1954 (имеется лит.); Artinian A., Pour et contre Maupassant, P., 1955; Lemoine F., Guy de Maupassant, P., [1957]; Sullivan E., Maupassant. The short stories, N. Y., [1962]; Ignotus P., The paradox of Maupassant, [L., 1966]. Б. Л. Раскин. Г. де Мопассан. «Милый друг». Илл. К. И. Рудакова. Литография. 1935.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|