Золя Эмиль

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЗА ЗБ ЗВ ЗГ ЗД ЗЕ ЗЁ ЗИ ЗЛ ЗМ ЗН ЗО ЗР ЗУ ЗЫ ЗЮ ЗЯ
ЗОБ
ЗОГ
ЗОД
ЗОЕ
ЗОЗ
ЗОИ
ЗОЙ
ЗОЛ
ЗОМ
ЗОН
ЗОО
ЗОП
ЗОР
ЗОС
ЗОТ
ЗОУ
ЗОФ
ЗОХ
ЗОЩ

Золя (Zola) Эмиль (2.4.1840, Париж, — 29.9.1902, там же), французский писатель. Сын инженера. В юности испытал влияние А. де Мюссе и В. Гюго. В раннем творчестве ощутимо воздействие романтической поэтики (новеллы цикла «Сказки Нинон», 1864, роман «Исповедь Клода», 1865). Литературно-критические и искусствоведческие книги Золя Эмиль («Что я ненавижу», 1866, «Мой салон», 1866, «Эдуард Мане», 1867) направлены против официального салонно-академического искусства, в поддержку первых выступлений импрессионистов. Считая большой заслугой Э. Мане и импрессионистов смелость и непосредственность в изображении реальной жизни, Золя Эмиль осудил позже утрату ими этих качеств. В предисловии ко 2-му изданию романа «Тереза Ракен» (1867) Золя Эмиль заявил о своей принадлежности к «группе писателей-натуралистов» (см. Натурализм). Вводя в литературу данные естественно-научных открытий, медицины и физиологии, а также эстетическую теорию позитивизма (И. Тэн), Золя Эмиль отчасти подменял социальные и исторические факторы формирования личности биологической обусловленностью. В 1868—70 Золя Эмиль сотрудничал в органах республиканской оппозиции: газете «Трибюн» («Tribune»), «Рапель» («Rappel»). В канун франко-прусской войны 1870—71 он открыто выступил за низвержение Наполеона III, против провоцируемой им бойни: очерк «Война» (газета «Клош» — «La cloche», 1870). Политическое неприятие бонапартистского режима — один из идейных мотивов отхода Золя Эмиль от эстетики натурализма.

  В конце 1868 Золя Эмиль начал работу над серией романов о Второй империи. У истоков замысла этой эпопеи — наследие О. Бальзака. В серию «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» (1871—93) вошли 20 романов, объединённых идеей вскрыть динамику развития личности, семьи, социальных групп в обществе, а самого общества — в истории. Сопоставляя республиканское настоящее с имперским прошлым, Золя Эмиль обнажал внутреннее родство между двумя режимами, развенчивал буржуазно-республиканскую демагогию и лицемерную ложь о классовой гармонии. Рабочий был и остался пленником нужды («Западня», 1877). В обществе господствует власть золота («Деньги», 1891). Страсть к наживе охватила всё общество — деревню («Земля», 1887), город («Дамское счастье», 1883), разнуздала самые низменные животные инстинкты в человеке («Накипь», 1882). Молодые буржуа у Золя Эмиль деморализованы историческим опытом своих отцов. Они либо безвольно гниют на корню («Добыча», 1871), либо расчётливо продвигаются по служебной лестнице («Карьера Ругонов», 1871, «Его превосходительство Эжен Ругон», 1876). Писателю нередко казалось, что одичание человека коренится в самой его природе («Человек-зверь», 1890). Но в художественном анализе социальных и психологических факторов, определяющих формирование человека-собственника, сам Золя Эмиль опровергал биологический детерминизмЧрево Парижа», 1873). Идея наследственности постепенно утрачивала в сочинениях Золя Эмиль свою универсальную роль, её вытесняла историческая и социальная точка зрения на человека-пролетария, способного возмущаться и противостоять обстоятельствамЖерминаль», 1885). В массовых сценах убийства, да и всем сюжетом «Разгрома» (1892) Золя Эмиль осудил буржуазный строй, вступивший в империалистическую фазу своего развития. Взгляды Золя Эмиль на искусство отразились в романе «Творчество» (1886), темой которого явилась художественную жизнь Франции 1860-х — середины 1880-х гг.

<a target=Э. Золя. Золя Эмиль." alt="Э. Золя. «Чрево Парижа». Фронтиспис Н. Шеберстова (перо, тушь; по изд. 1949)."

Э. Золя. Золя Эмиль.

Э. Золя.

Э. Золя. «Чрево Парижа». Фронтиспис Н. Шеберстова (перо, тушь; по изд. 1949).

Э. Золя. «Дамское счастье». Илл. Г. Филипповского (перо, тушь; по изд. 1955). Золя Эмиль.

Э. Золя. «Дамское счастье». Илл. Г. Филипповского (перо, тушь; по изд. 1955).

  «Теория натурализма» (Золя Эмиль сохранил выдвинутый им термин) который по сути дела он в зрелые годы отождествлял с реализмом) обоснована Золя Эмиль в работах «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881), «Литературные документы» (1881). Физиологический аспект снижал интеллектуальную силу персонажей Золя Эмиль по сравнению с героями Бальзака. Но в «Ругон-Маккарах» французский реализм одновременно и расширил свои границы, запечатлев образы таких «экономических организмов-гигантов» (по выражению П. Лафарга), как шахта, железная дорога, биржа, проанализировав их влияние на человеческий характер. В драматургическом наследии Золя Эмиль наиболее значительны драма «Тереза Ракен» (пост. 1873) и комедия «Наследники Рабурдена» (1874). Рост социалистических тенденций в рабочем движении 90-х гг. позволил Золя Эмиль («Речь к юношеству», 1893) увидеть «... в поднимающемся социализме зачаток социального закона будущего, закона труда для всех...» (цитата по книге: Толстой Л. Н., Полное собрание сочинений, т. 29, 1954, с. 181). Герой трилогии «Три города» («Лурд», 1894, «Рим», 1896, «Париж», 1898) интеллигент Пьер Фроман подвергает научной экспертизе христианскую веру и открывает у её истоков эксплуатацию невежественной толпы, грубую торговлю «чудом». Свою мечту о грядущем торжестве разума, труда Золя Эмиль воплотил в незавершённой социальной утопии-тетралогии «Четыре евангелия» («Плодовитость», 1899, «Труд», 1901, «Истина», 1903, посмертно, «Справедливость», не завершена). В 1898, во время Дрейфуса дела, Золя Эмиль поднял голос против клерикальной и военной реакции (сборник статей «Истина шествует», 1901). Письмо Золя Эмиль президенту республики «Я обвиняю» (опубликовано в газете «Орор» — «L'Aurore», 13.1.1898), по выражению Ж. Геда, — самый революционный акт века. Буржуазная Франция приговорила 23 февраля 1898 писателя-гражданина к тюремному заключению. Золя Эмиль удалился в изгнание (вернулся в 1899).

Сцена из спектакля «Наследники Рабурдена» Э. Золя. Московский драматический театр им. К. С. Станиславского. 1952. Золя Эмиль.

Сцена из спектакля «Наследники Рабурдена» Э. Золя. Московский драматический театр им. К. С. Станиславского. 1952.

  Золя Эмиль мечтал создать театр для народа. В цикле драм «Франция шествует» он намеревался продолжить битву с Третьей республикой, в которой под революционной вывеской властвовал монархический дух. Замысел не был реализован. Золя Эмиль внезапно скончался от отравления угарным газом.

  Прямое влияние Золя Эмиль испытали писатели разных стран. В России произведения Золя Эмиль с 1872 печатались порой раньше, чем во Франции. В 1875—80 Золя Эмиль благодаря посредничеству И. С. Тургенева сотрудничал в журнале «Вестник Европы». Глубокий отклик в России породило письмо «Я обвиняю». После Великой Октябрьской социалистической революции наследие Золя Эмиль высоко оценили А. В. Луначарский и М. Горький. «По романам Эмиля Золя, — сказал Горький, — можно изучить целую эпоху» (Собр. соч., т. 25, 1953, с. 94).

 

  Соч.: Les œuvres complètes. Notes et commentaires de М. Le Blond, [t. 1-50], P., 1927—29; Œuvres complètes, éd. établie sous la direction de Henri Mittérand,[t. 1—42], P., 1966—69; в рус, пер. — Собр. соч., т. 1—18. Под общей ред. А. Пузикова, М., 1957; Собр. соч. в 26-ти томах. Вступ. ст. И. Анисимова, М., 1960-67; Э. Манэ, Л., 1935.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс О., Об искусстве. Сост. М. Лифшиц, т. 1—2, М., 1967; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5. изд., т. 36 («Пророческие слова», с. 476); Анисимов И. И., Золя, в его кн.: Классическое наследство и современность, М., 1960; Барбюс А., Золя. Вступ. статья А. Луначарского, М. — Л., 1933; Клеман М. и Реизов Б., Э. Золя, Л., 1940; Крупская Н. К., Педагогические сочинения в 10 тт., т. 8, М., 1960, с. 638—39; Лану А., Здравствуйте, Эмиль 3оля!, М., 1966; Лафарг П., «Деньги» Золя, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1936; Луначарский А., «На кисельных берегах». Современная литература на Западе, в кн.: Литературное наследство, т. 82, М., 1970; Манн Г., Речь о Золя в Праге. Золя, Соч. в 8 тт., т. 8, М., 1958; Пузиков А. И., Э. Золя, М., 1961; его же, Золя, М., 1969; Эйхенгольц М., Творческая лаборатория Золя, М., 1940; Якимович Т., Молодой Золя. Эстетика и творчество, К., 1971; Fréville J., Zola, semeur d'orages, P., [1952]; Guillemin H., Présentation des Rougon-Macquart, [P., 1964]; Max S., Les métamorphoses de la grande ville dans les Rougon-Macquart, P., 1966; Mittérand H., Zola journaliste,.., P.,[1962]; Ramond F., Les personnages des Rougon-Macquart, P., 1901; Ternois R., Zola et ses amis italiens.Documents inédits. P., 1967; Zola, [New Haven (Connc.), 1969].

  Библиографические издания. Брук Е. Ф. и Паевская А. В., Э. Золя. (К 50-летию со дня смерти), М.,1953; Mittérand Н. et Suwala H., Emile Zola journaliste. Bibliographie chronologique et analytique, v. 1—, P., 1968.

  В. П. Балашов.

Так же Вы можете узнать о...


Варпаховский Леонид Викторович [р.16(29).3.1908, Москва], советский режиссёр, народный артист РСФСР (1966), заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1964).
Вечнозелёные растения, растения, покрытые зелёными листьями в течение всего года.
Водянское, посёлок городского типа в Донецкой области УССР, в 10 км от железнодорожной станции Доброполье.
Второе начало термодинамики, принцип, устанавливающий необратимость макроскопических процессов, протекающих с конечной скоростью.
Ганьсу, провинция в Северном Китае. Площадь 362,9 тыс.
Герике Отто фон Герике (Guericke) Отто фон (20.11.1602, Магдебург, — 11.
Глутатион, g-глутаминил-цистсинил-глицин, трипептид, образованный остатками трёх аминокислот — глутаминовой кислоты, цистеина и глицина.
Град (осадки) Град, вид атмосферных осадков, состоящих из сферических частиц или кусочков льда (градин) размером от 5 до 55 мм, а иногда и больше (встречаются градины размером 130 мм и массой около 1 кг).
Гуттари Тобиас Осипович Гуттари (настоящая фамилия; псевдоним Леа Хело) Тобиас Осипович [16(29).
Дельтовые отложения, отложения речных наносов в морях и озёрах у устьев рек.
Дикобразы (Hystricidae), семейство млекопитающих отряда грызунов.
Дравиды, народы, населяющие главным образом Южную Индию и говорящие на дравидийских языках.
Есеник (Jesenik), горы в Чехословакии, между верховьями рр.
Замедление нейтронов, уменьшение кинетической энергии нейтронов в результате многократных столкновений с атомными ядрами вещества.
Зоман, нервно-паралитическое отравляющее вещество; пинаколиновый эфир фторангидрида метилфосфоновой кислоты Иммунопрофилактика (от иммунитет и профилактика), раздел практической иммунологии, задача которого — предупреждение развития инфекционных заболеваний введением иммунологических препаратов — вакцин,сывороток иммунных,гамма-глобулинов и др.