Моррис Уильям

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ
МОЯ

Мастерская У. Морриса. Ковёр. 2-я половина 19 в. Собрание Э. Скотт-Снелла. Моррис Уильям.

Мастерская У. Морриса. Ковёр. 2-я половина 19 в. Собрание Э. Скотт-Снелла.

Моррис (Morris) Уильям (24.3.1834, Уолтемстоу, Эссекс, — 3.10.1896, Лондон), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Учился в Оксфордском университете (1853—56). С 1856 работал в архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. В 1857—62 обратился к живописи. В 1861—62 организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок). Эстетические взгляды Моррис Уильям формировались под влиянием учения Т. Карлейля, лекций Дж. Рескина, а также идей движения прерафаэлитов. Начиная с 1860-х гг. он выступал с романтической критикой буржуазной действительности, видя в искусстве главное средство ее преобразования и ставя своей целью эстетическое воспитание масс. Сотрудничая с Ф. Моррис Уильям Брауном, Д. Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонсом, У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, Моррис Уильям стремился противопоставить обезличенному капиталистическому машинному производству индивидуальное творчество (вместе с тем он был уверен в безграничности эстетических возможностей машинного производства при социализме), возродить вытесненные капиталистической индустрией народного ремёсла и т. о. решить проблемы, стоящие перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле Моррис Уильям закладывал основы художественного конструирования, выдвигая на первый план роль мастера-творца. Изделия мастерских Моррис Уильям, оформленные им интерьеры отличаются определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний; рядом черт они предвосхищают стиль «модерн». Деятельность мастерских во многом способствовала возрождению англ. декоративно-прикладного искусства; однако на практике, сводясь к новому оформлению буржуазного быта, она входила в неизбежное противоречие с эстетической программой Моррис Уильям В 1877 Моррис Уильям основал Общество защиты старинных зданий, в 1890—91 — Келмскоттское издательство, выпускавшее книги по образцам инкунабул [иллюстрированные Моррис Уильям в духе английских готических миниатюр «История сверкающей долины» (совместно с У. Крейном; см. илл.) и «Сочинения Джеффри Чосера» (совместно с Э. Берн-Джонс, 1896]. Тяготением к средневековым мотивам, романтической стилизацией образов отмечено и литературное творчество Моррис Уильям (поэмы «Защита Гиневры», 1858, и «Земной рай», 1868—70). С 1880-х гг. Моррис Уильям играл крупную роль в английском рабочем движении. С января 1883 член Демократической (с начала 1884 Социал-демократической) федерации. После её раскола — один из основателей (1884) Социалистической лиги, издатель и редактор (1884—90) её органа «Коммонуэл» («Commonweal»). Вышел из лиги после прихода к руководству в ней анархистов. Моррис Уильям изучал труды К. Маркса, но не понял сущности его учения, оставаясь, по характеристике Ф. Энгельса, «...социалистом эмоциональной окраски...» (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 409), Свои социалистические взгляды Моррис Уильям выразил во многих статьях, революционных стихах, исторические повести «Сон про Джона Болла» (1888; рус. пер. 1911) и социально-утопическом романе «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891; рус. пер. — Моррис Уильям, 1906), рисующем будущее счастливое общество.

 

  Соч.: Искусство и жизнь, [пер. с англ., предисловие А. А. Аникста], Моррис Уильям, 1973; Collected works, v. 1—24, L. — N. Y., 1910—15; Selections, Моррис Уильям, 1959.

 

  Лит.: Мортон А. Л., Английская утопия, [пер. с англ.], Моррис Уильям, 1956, с. 191—212; Гольдзамт Э., Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры, [пер. с польск.], Моррис Уильям, 1973; Amot R. P., W. Morris, L., 1964; Henderson Ph., William Morris. His life, work and friends, L., 1967; Meier P., La pensée utopique de William Morris, P., 1972.

  Г. И. Володина.

Так же Вы можете узнать о...


Заграничная лига русской революционной социал-демократии, организация, созданная по инициативе В.
Ионные радиусы
Кафры (от араб кафир — неверный, неверующий, т.
Кондуктор (в машиностроении) Кондуктор (позднелатинское conductor, буквально— сопровождающий, от латинского conduco — собираю, перевожу) в машиностроении, одна из разновидностей станочных приспособлений, применяемая при обработке отверстий на сверлильном станке.
Купино, город, центр Купинского района Новосибирской области РСФСР.
Ломоносов Владимир Григорьевич (р. 20.6.1928, село Михайловское Михайловского района Хабаровского края), советский государственный и партийный деятель.
Международное бюро мер и весов, см. Международные метрологические организации.
Мохаммедия (город в Алжире) Мохаммедия, город на северо-западе Алжира, в вилайе Оран.
Ногами Яэко (р. 8.5.1885, префектура Оита, о.
Павлов Павел Андреевич [19.2(2.3).1892, Тбилиси,— 18.
Плёнкообразующие вещества, плёнкообразующие, плёнкообразователи, вещества, способные образовывать плёнку при нанесении на твёрдую поверхность; основные компоненты всех лакокрасочных материалов.
Противолучевая защита, совокупность физических и химических средств защиты организма от излучений.
Родаково, посёлок городского типа в Славяносербском районе Ворошиловградской области УССР.
«Сельская жизнь», газета Центрального Комитета КПСС.