Музыкальная форма

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МУА
МУБ
МУВ
МУГ
МУД
МУЕ
МУЖ
МУЗ
МУИ
МУЙ
МУК
МУЛ
МУМ
МУН
МУО
МУР
МУС
МУТ
МУУ
МУФ
МУХ
МУЦ
МУЧ
МУШ
МУЭ
МУЮ
МУЯ

Музыкальная форма, в широком философско-эстетическом смысле слова — комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художественное содержание. При примате последнего форма не пассивна, но обладает собственной имманентной логикой, исторически развивающимися закономерностями. Существенную роль при этом играют национальные и социальные корни той культуры, на основе которой складываются нормы музыкального языка — важнейшего компонента формы в этом её понимании.

  В узком смысле слова Музыкальная форма — это композиционный план музыкального произведения, его строение. Хотя в каждом отдельном произведении они различны, существуют исторически детерминированные типовые нормативы музыкальных форм: например, период, простая и сложная двухчастная форма и трёхчастная форма, форма рондо, сонатная форма и др. Мельчайшая смысловая и структурная единица музыкальной формы — мотив, а её начальный целостный компонент — музыкальная тема. Соотношение тем, тип их развития (во многих случаях тип развития единственной темы) создают основу, на которой зиждется композиционный план музыкального произведения. Существует ряд фундаментальных принципов формообразования. Это изложение тематического материала, его точное или видоизменённое (варьированное) повторение, его продолжение, его разработка, сопоставление с новым, зачастую контрастирующим материалом. Важную роль играет принцип репризы — повторения ранее изложенного материала после раздела, заключающего в себе развитие старого или изложение нового материала. Принципы формообразования могут взаимодействовать: например, продолжающее развитие может сочетаться с вариантным, а контрастирующий материал зачастую обнаруживает родство с ранее изложенной темой и т. д.

  Виднейший советский музыкальный учёный Б. В. Асафьев сформулировал положение о двух сторонах Музыкальная форма Создаваясь во времени, она всегда представляет собой процесс, в ходе которого и появляются отдельные темы, осуществляется их развитие, сопоставление с др. темами и т. д. В этом заключается одна из сторон Музыкальная форма — процессуальная. В итоге возникает определённая структура, которая состоит из ряда разделов, соответствующих отдельным этапам процесса формообразования. Возникновение такой стабильной, дискретной структуры составляет существо второй стороны формы — «кристаллической». В течение многих десятилетий как в зарубежном, так и в русском теоретическом музыкознании изучалась только эта сторона формы. После выхода в свет книги Асафьева «Музыкальная форма как процесс» (1930—47) советская теоретическая школа стала трактовать Музыкальная форма в единстве обеих её сторон, при этом она рассматривает процесс формообразования как процесс содержательный, раскрывающий в конечном итоге художественно-эстетическую идею музыкального произведения.

 

  Лит.: Скребков С. С., Анализ музыкальных произведений, М., 1958; Мазель Л. А., Строение музыкальных произведений, М., 1960; Цуккерман В., Музыкальные жанры и основы музыкальных форм, М., 1964; Музыкальная форма, М., 1965; Мазель Л. А., Цуккерман В. А., Анализ музыкальных произведений, ч. 1, М., 1967; Вопросы музыкальной формы, в. 1, 2, М., 1967—72; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Музыкальная форма как процесс, [кн. 1—2, 3 изд.], Л.. 1971; Способин И., Музыкальная форма, 5 изд., М., 1972.

  В. П. Бобровский.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Чемберлен Оуэн Чемберлен (Chamberlain) Оуэн (р. 10.7.1920, Сан-Франциско), американский физик, член Национальной АН США (1960).
А капелла (итальянское а cappella), многоголосное, преимущественно хоровое пение без инструментального сопровождения.
Балантидии (Balantidium coli), простейшее из отряда равноресничных инфузорий.
Вега (звезда) Вега, aЛиры, звезда 0,0 визуальной звёздной величины, светимость в 50 раз больше солнечной, расстояние от Солнца 8 парсек В.
Гиперсенсибилизация (от гипер... и лат. sensibilis — чувствительный, заметный), метод повышения светочувствительности галоидосеребряного фотографического материала путём промывания его в воде, в водном или водно-аммиачном растворе азотнокислого серебра или растворе триэтаноламина.
Драммен (Drammen), город и порт на юго-востоке Норвегии, на берегу Драмс-фьорда, при впадении в него р.
Каблучок, архитектурная деталь, профиль которой представляет собой сочетание двух сопряжённых кривых (выпуклой и вогнутой), причём выпуклая дуга имеет больший вынос в сравнении с аналогичной дугой гуська.
Конфеты (итал., единственное число confetto, от лат.
Локрида (греч. Lokris), в древности область Центральной Греции, населённая племенами покров.
Морелос Хосе Мария Морелос, Морелос-и-Павон (Morelos у Pavon) Хосе Мария [30.
Орманди Юджин Орманди (Ormandy) (настоящая фамилия — Блау; Blau) Юджин (р.
Поточник (Biysmus), род многолетних трав семейства осоковых.
Салават Юлаев

[5(16).
Старая Майна, посёлок городского типа, центр Старомайнского района Ульяновской области РСФСР.
«Туркменфильм» им. А. Карлиева, советская киностудия художественных и документальных фильмов.
Хронические неспецифические заболевания лёгких (ХНЗЛ), группа хронических болезней бронхо-лёгочной системы, различных по причинам и механизмам развития, но имеющих ряд общих клинических, функциональных и морфологических проявлений: кашель, одышку, нарушение бронхиальной проходимости, фиброз, сочетающийся с деструктивными и воспалительными изменениями в бронхах, сосудах, паренхиме лёгких.
Эпифиллы (от эпи... и греч. phyllon — лист), растения, поселяющиеся на листьях других растений, главным образом вечнозелёных, в том числе хвойных.
Артузов Артур Христианович Артузов (настоящая фамилия — Фраучи) Артур Христианович (февраль 1891, с.
Будников Петр Петрович [9(21).10.1885, Смоленск, — 6.