Асафьев Борис Владимирович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АСА
АСБ
АСВ
АСД
АСЕ
АСИ
АСК
АСЛ
АСМ
АСН
АСО
АСП
АСР
АСС
АСТ
АСУ
АСФ
АСЦ
АСЫ
АСЬ

Б. В. Асафьев. Асафьев Борис Владимирович.

Б. В. Асафьев.

Асафьев Борис Владимирович [17(29).7.1884, Петербург, — 27.1.1949, Москва], советский музыковед и композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Родился в семье служащего. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1908) и Петербургскую консерваторию по классу сочинений у Асафьев Борис Владимирович К. Лядова (1910). С 1910 работал концертмейстером балета в Мариинском театре. С 1914 постоянно выступал в печати как музыкальный критик (псевдоним — Игорь Глебов). Научно-публицистическая и музыкально-общественная деятельность Асафьев Борис Владимирович широко развернулась после Октябрьской революции. Он был музыкальным консультантом Театра оперы и балета им. Кирова и Ленинградского Малого оперного театра, принял участие в организации Ленинградской филармонии; в 1919—30 работал в Институте истории искусств в Ленинграде. С 1925 профессор Ленинградской консерватории. В 1943 переехал в Москву, руководил научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и сектором музыки Института истории искусств АН СССР. На 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) был избран председателем Союза композиторов СССР.

  Музыкально-научная деятельность Асафьев Борис Владимирович отличается исключительной широтой интересов, охватывая различные отрасли теории и истории музыки. Выдающуюся ценность представляют его работы о русской классической музыке, особенно о М. И. Глинке, П. И. Чайковском, М. П. Мусоргском. Много внимания уделял Асафьев Борис Владимирович и вопросам современности. Его статьи о творчестве С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, Асафьев Борис Владимирович И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, о виднейших зарубежных композиторах 20 в. принадлежат к лучшим образцам советской музыкальной критики. Асафьев Борис Владимирович был талантливым популяризатором, написал ряд статей по вопросам музыкального быта, эстетического воспитания трудящихся. Разработанная им теория интонации, как выразительно-смысловой основы музыки, имеет большое значение для решения коренного вопроса реалистической эстетики — об отношении музыки к действительности.

  Являясь достойным продолжателем виднейших представителей русской музыкальной критики, Асафьев Борис Владимирович определил своей деятельностью новый этап в развитии музыкальной науки. Его идеи плодотворно разрабатываются в трудах современных советских, а также многих зарубежных музыковедов.

  Композиторское творчество Асафьев Борис Владимирович включает 28 балетов, 11 опер, музыку к драматическим спектаклям, 4 симфонии, большое количество романсов и камерно-инструментальных произведений. Постоянное место в репертуаре музыкального театра заняли его балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Кавказский пленник» (1938). Государственная премия СССР (1943, 1948). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

 

  Соч.: Избр. труды, т. 1—5, М., 1952— 1957 (в т. 5 даны библиография и нотография); Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании, М.—Л., 1965; Критические статьи и рецензии, М.—Л., 1967; Симфонические этюды, П., 1922; П. И. Чайковский. Его жизнь и творчество, М.—П., 1922; Инструментальное творчество Чайковского, П., 1922; Глазунов. Опыт характеристики, Л., 1924; К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского, М., 1928. Книга о Стравинском, Л., 1929; Русская музыка от начала 19 столетия, М.—Л., [1930]; «Евгений Онегин». Лирические сцены П. И. Чайковского, М.—Л., 1944; Н. Асафьев Борис Владимирович Римский-Корсаков, М.—Л., 1944; Глинка, М., 1947; [2 изд.], М.—Л., 1950; Григ, М.—Л., 1948; Музыкальная форма как процесс, кн. 1—2, Л., 1963; Речевая интонация, М.—Л., 1965.

 

  Лит.: Богданов-Березовский В., Б. В. Асафьев, Л., 1937; Памяти академика Б. В. Асафьева. Сб. статей о научно-критическом наследии, М.—Л., 1951; Орлова Е., Б. В. Асафьев. Путь исследователя и публициста, Л., 1964; Рыжкин И., Становление советской музыкальной эстетики (Луначарский, Асафьев), в кн.: Из истории советской эстетической мысли, М., 1967, с. 285—362; Jiranek J., Prispevek k teorii a praxi intonacni analyzy, Praha, 1965.

  Ю. В. Келдыш.

Так же Вы можете узнать о...


Эпоксидные клеи, синтетические клеи на основе эпоксидных смол.
Аффикс (от лат. affixus — прикрепленный), часть слова, имеющая грамматическое значение и вносящая некоторое изменение в значение корня.
Вегетативные органы у растений, части тела растительного организма, служащие для поддержания его индивидуальной жизни.
Гольштейн (Holstein), историческая область в Северной Германии, южная часть земли Шлезвиг- (ФРГ).
Защёчные мешки, мешкообразные выросты преддверия ротовой полости у некоторых сумчатых, многих грызунов и большинства узконосых обезьян; служат временным складом для пищи, которая попадает в З.
Кобрезия (Kobresia), род растений семейства осоковых.
Ломако Петр Фадеевич [р. 29.6(12.7)1904, г. Темрюк, ныне Краснодарского края], советский государственный и хозяйственный деятель.
Народные библиотеки и читальни, общедоступные бесплатные просветительские учреждения в дореволюционной России, предназначенные для широких трудовых слоев населения (рабочих, крестьян, ремесленников и др.
Пиндемонте Ипполито Пиндемонте (Pindemonte) Ипполито (13.11.1753, Верона,— 18.
Руква (Rukwa), бессточное мелководное солёное озеро в Восточной Африке, на юго-западе Танзании.
Струнные смычковые музыкальные инструменты, музыкальные инструменты, источником звука которых являются натянутые струны, звучащие от трения смычка.