Научно-популярное кино

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАА
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЁ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЯ

Научно-популярное кино, один из видов научного кино, включающий фильмы различных типов и жанров, предназначенные для широких кругов зрителей. Научно-популярное кино излагает в общедоступной форме основы естественных и гуманитарных наук, знакомит с их историей, воспитывает научное мировоззрение, пропагандирует достижения науки и техники с целью внедрения их в практику. Научно-популярное кино рассказывает о жизни и деятельности учёных, о научных поисках, о значении того или иного научного открытия для человечества и др. В зависимости от особенностей научного содержание, обусловливающего использование различных кинематографических средств выразительности, сложилось 3 типа фильмов — научно-популярные, научно-публицистические и научно-художественные. Наиболее известны и распространены научно-популярные фильмы. Впервые они появились в 1897 во Франции и в Германии, но до 1920-х гг. выпускались нерегулярно. В дореволюционной России возникновение Научно-популярное кино связано с инициативой группы московских учёных, организовавших в 1911 научный отдел на кинофабрике А. А. Ханжонкова и выпустивших несколько короткометражных кинолент. После Великой Октябрьской социалистической революции по инициативе В. И. Ленина, который призывал создавать как можно больше образных публичных кинолекций по различным вопросам науки и техники (см. в сборнике «Самое важное из всех искусств», 1963, с. 125), в 1920 были созданы учебные, научно-производственные и научно-популярные фильмы о происхождении торфа, организации торфоразработок и добыче торфа гидравлическим способом. В 20-х гг. научно-популярные фильмы, так называемые культурфильмы, освещавшие вопросы науки, техники, культуры и искусства, производились уже большинством киностудий страны. 20—30-е гг. отмечены также рождением некоторых тематических направлений и жанров Научно-популярное кино Так, фильм «Механика головного мозга» (1926) В. И. Пудовкина положил начало жанру образной кинолекции, фильмы «Великий перелёт» (1925) и «Эль Йемен» (1930) В. А. Шнейдерова, «Лесные люди» (1928) А. А. Литвинова — географическим и этнографическим направлениям. Появлялись новые по тематике фильмы: анималистские («В глубинах моря», 1938, режиссеры А. М. Згуриди и Б. Г. Долин), искусствоведческие («Рукописи Пушкина», 1937, режиссеры С. И. Владимирский и А. Н. Егоров, «Третьяковская Государственная галерея», 1939, режиссер В. Н. Николаи), энтомологические («Инстинкт насекомых», 1939, режиссер А. В. Винницкий). Процесс активного развития Научно-популярное кино характерен для первых послевоенных лет и 50-х гг. Научно-популярное кино получает распространение в Грузии, Узбекистане, Казахстане, Белоруссии, Эстонии, Латвии. Начался выпуск фильмов повествовательных жанров — киноочерков и киноповестей. Отчётливо проявилась тенденция поэтизировать предмет популяризации, создавать научно-художественные произведения, приобретавшие самостоятельное эстетическое значениеОни видят вновь», 1947, режиссер Н. В. Грачев, «История одного кольца», 1948, режиссер Долин, «Лесная быль», 1949, режиссер Згуриди, «Сикстинская мадонна», 1955, режиссер Я. Л. Миримов, «За жизнь обречённых», 1957, режиссер Д. И. Яшин, «Дорога к звёздам», 1957, режиссер И. В. Клушанцев, «Шифр Альфа-Тета», 1962, режиссер В. А. Архангельский, «Математика и чёрт», 1972, режиссер С. Л. Райтбурт). Новые задачи, связанные с научно-технической революцией, вызвали появление в 60 — начале 70-х гг. научно-публицистических произведений о путях развития науки, специфике научного творчества, об интеграции, взаимопроникновении различных наук, о роли науки как новой производительной силы общества и др. Научно-публицистические очерки содержат не только познавательный материал, но и отношение к нему автора: «Рукописи Ленина» (1960, режиссер Ф. А. Тяпкин), «Огненное копье» (1962, режиссер Л. И. Рымаренко), «Кровавое воскресенье» (1964, режиссер Н. А. Левицкий), «Портрет хирурга» (1964, режиссер Грачев), «Человек и атом» (1965, режиссер К. И. Домбровский), «От клетки к живому организму» (1966, режиссер М. С. Каростин), «Лицом к лицу с расизмом» (1967, режиссер И. А. Зиновьев), «Интеркосмос» (1971, режиссер Д. А. Боголепов) и др. Жанр кинолекции обретает черты живой беседы со зрителем («Язык животных», 1967, режиссер Ф. М. Соболев). Развивается детское научно-познавательное кино, созданное режиссером Б. Г. Долиным. Регулярно выпускаются киножурналы: «Наука и техника», «Хочу всё знать», «Сельское хозяйство» и др.

  Значительны достижения Научно-популярное кино др. социалистических стран; в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше созданы специализированные киностудии, в Чехословакии — научный отдел на киностудии короткометражных фильмов.

  В капиталистических странах Научно-популярное кино в течение долгого времени использовалось главным образом как средство рекламы. Фильмы, создававшиеся на средства научных организаций, демонстрировались только в клубах, школах, научных учреждениях. Положение изменилось и связи с научно-технической революцией. Продюсеры стали привлекать к работе в Научно-популярное кино видных режиссёров; научно-популярные и научно-публицистические киноленты всё чаще стали появляться на экранах кинотеатров и телевизоров. Однако они неоднородны по идейному содержанию; одни из них воспитывают веру в гуманные пути развития науки, утверждают материалистическое мировоззрение, другие насаждают откровенно идеалистические взгляды на мир. Научно-популярное кино становится ареной острой идеологической борьбы. Поэтому кинопопуляризаторы социалистических стран объединяют свои силы и опыт для активной пропаганды подлинно научных знаний в свете марксистско-ленинских идей.

 

  Лит.: Ждан В. Н., Вопросы мастерства в научно-популярной кинематографии, М., 1952; Згуриди А., Васильков И., Научное кино в СССР, 2 изд., М., 1959; Альтшулер Б. А., Нечаева М. Д., Развитие советского научно-популярного фильма, в кн.: Очерки истории советского кино, т. 3, М., 1961; Васильков И., Идея и тема в научно-популярном сценарии и фильме, М., 1967; его же, Экран и наука, М., 1967; его же, О содержании и форме в научно-популярном сценарии и фильме, М., 1973; Научно-популярный фильм. [Сб. ст.], в. 1—2, М., 1959—1964; в. 3 — Кино и наука. [Сб. ст.], М., 1970.

  И. А. Васильков.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Микелуччи Джованни Микелуччи (Michelucci) Джованни (р. 2.1.1891, Пистоя), итальянский архитектор.
Музей истории и реконструкции Москвы, основан в 1896 как Музей московского городского хозяйства, в 1920—1940 — Московский коммунальный музей, с 1940 — М.
Нефридии (от греч. nephrós — почка), органы выделения у беспозвоночных животных, служащие для осморегуляции, извлечения и удаления из организма вредных продуктов обмена веществ, а иногда и выведения половых продуктов.
Окленд (группа островов) Окленд (Auckland), группа островов на юго-западе Тихого океана, входит в состав Новой Зеландии.
Панамский залив, залив Тихого океана у берегов Панамы (Центральная Америка).
Пинаколиновая перегруппировка, образование кетонов — пинаколинов — при действии кислот (HCI, H2SO4), а также ZnCl2 на пинаконы; при этом происходит дегидратация, сопровождающаяся изменением скелета молекулы — миграцией одного из заместителей к соседнему углеродному атому.
Порт-Блэр, город и порт в Южной Индии, на острове Южный Андаман.
Пусан, город и порт в Южной Корее, на берегу Корейского пролива.
Речные раки

, беспозвоночные животные отряда десятиногих ракообразных.
Сан-Кристобаль (город в Доминиканской Республике) Сан-Кристобаль (San Cristobol), город на Ю. Доминиканской Республики.
Сига (префектура в Японии) Сига, префектура в Японии, в центральной части о.