Неосхоластика, собирательное понятие, объединяющее различные течения католической философии, стремящейся к реставрации средневековой схоластики. Возникновение Неосхоластика можно отнести к началу 19 в. (возрождение томизма в Италии — В. Буццетти и его ученик С. Сорди, Дж. Корнольди; в Испании — Х. Бальмес; в Германии середины 19 в. — И. Клёйтген). Со 2-й половины 19 в. развитие Неосхоластика принимает всё более широкие масштабы. Энциклика папы Льва XIII «Aeterni patris» (4 августа 1879) провозгласила учение Фомы Аквинского единственно истинной философией католицизма. После этого развитие Неосхоластика идёт в основном в русле неотомизма; опубликованные по распоряжению папы Пия Х «24 томистских тезиса» (27 июля 1914) формулировали основные положения католитической философии по всем её главным разделам: онтологии, космологии, антропологии и теодицеи. В Испании (во 2-й половине 20 в. — и в ФРГ) развивалась также схоластическая традиция, исходящая из идей испанского философа Ф. Суареса.
В современный период Неосхоластика, наряду со строгим томизмом и суаресизмом, включает в себя различные философские школы, сторонники которых пытаются синтезировать томизм с новейшими течениями идеалистической мысли (лувенская школа в Бельгии, пуллахская школа в ФРГ). К Неосхоластика примыкают также платоновско-августинианская школа (И. Гессен — ФРГ, М. Ф. Шакка — Италия) и школа, сохраняющая францисканскую традицию (И. Мёллер, Т. Барт — ФРГ). Видя свою задачу в философском обосновании церковных догматов, Неосхоластика сохраняет методологию средневековой схоластики и ставит своей целью «преодолеть материализм и пантеизм более совершенными, чем у схоластики, средствами, включить католицизм в культурный прогресс, поднести людям откровение современными аргументами, привести знание и веру к новой формуле, сделать уступку развитию Нового времени, допустив в философию человеческое самосознание» (Меуеr Неосхоластика, Weltanschauung der Gegenwart, Paderborn — Wurzburg, 1949, S. 155—56).
Лит.: Przywara E., Die Problematik der Neuscholastik, «Kant-Studien», 1928, Bd 33; Ehrle F., Die Scholastik und ihre Aufgaben in unserer Zeit, 2 Aufl., Freiburg im Breisgau, 1933; Sbarra A., I problemi della neoscolastica, Napoli, 1936. см. также лит. при ст. Неотомизм.
Л. И. Греков.