Нигерия XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство Разнообразие типов народной архитектуры. Нигерия определяется различиями природно-климатических условий. В районах тропических лесов на Ю., Ю.-З. и Ю.-В. преобладают прямоугольные в плане постройки (деревянные, глинобитные, плетнёвые), с двускатным покрытием из соломы и пальмовых листьев. У народов ибо и йоруба жилые и хозяйственные сооружения располагаются по периметру прямоугольного двора, обнесённого галереями. В центральных районах Нигерия (в том числе на плато Джос) преобладают круглые глинобитные постройки с конической соломенной крышей; на С., в районах саванн и полупустынь, строят глинобитные прямоугольные дома с плоскими крышами. Жилище нередко украшается орнаментальной и фигурной резьбой (на стеновых и дверных панелях, опорных столбах). В 13—15 вв. расцвета достигли города, с регулярной планировкой в южных районах (Великий Бенин) и радиальной квартальной — в северных (Кано, Зария, Кацина). Последние застраивались 1—2-этажными домами и обносились глинобитными стенами с многочисленными воротами. В 14 в. на С. Нигерия, в связи с распространением здесь ислама, появились мечети, прямоугольные в плане, часто без минаретов, с покрытием на глиняных пилонах. В конце 19 в. репатрианты из Бразилии внесли в архитектуру южной Нигерия элементы латиноамериканского барокко (геральдическая скульптура, балюстрады, узорные железные решётки). Ещё резче облик городов Нигерия изменился после 2-й мировой войны 1939—45 под воздействием европейской архитектуры. В Лагосе, Ибадане, Энугу районы колониальной администрации застраивались многоэтажными зданиями, в основном по проектам английских архитекторов, с применением современных строительных материалов, конструкций, специальных солнцезащитных устройств. После установления независимости выдвигаются местные архитекторы (О. Олумуйива, А. Аджеми); в архитектуре стал широко применяться скульптурный декор (решётки, оформление окон, дверей), выполняемый мастерами в традициях народного творчества. Деревянная скульптура. «Жрица бога Шанго». Народ йоруба. Древнейшие памятники изобразительного искусства (терракотовая пластика) на территории Нигерия относятся к культуре Нок. Рубежом н. э. датируются бронзовые человеческие фигуры, найденные в Джеббе и Таде. В 12—17 вв. высокого расцвета достигла скульптура Бенина, Ифе, отличающаяся тонкой моделировкой форм, нередко сочетающейся с графически чёткой прорисовкой деталей. Издавна бытует у народов йоруба, хауса, ибо, ибибио, иджо, экои мелкая деревянная пластика (изображения людей, животных). Полихромным человеческим фигуркам часто присущи гротескность, подчёркнутая экспрессивность, основанная на диспропорции остро противопоставленных форм. Разнообразны деревянные ритуальные маски (ныне употребляемые для карнавалов). Распространены народные художественные ремёсла: изготовление резных табуретов, браслетов, орнаментированных калебасов, набивных и вышитых тканей, разнообразных по форме гончарных, стеклянных и кожаных сосудов. Декоративно-прикладное искусство. Двуслойный браслет из слоновой кости. Бенин. Британский музей. Лондон. С установлением независимости формируется искусство профессиональных художников. На традиции нигерийского искусства опираются скульпторы О. Идах, Ф. Идубор, А. Аканджи, живописец У. Океке, график И. Вангбоже. Реалистическое направление европейского толка представляют живописец А. Онаболу, скульптор Б. Энвонву. Воздействие модернизма заметно в живописи Дж. Аколо, И. Грилло, Б. Онобракпайе, У. Эгону, в скульптуре Б. Осабе, Э. О. Эмокпайе. Развивается театрально-декорационное искусство (художник Д. Нвоко). Ф. Идубор. Голова юноши. Бронза. Национальный музей. Лагос. Ф. Идубор. Дверь Национального дворца в Лагосе. Дерево. Фрагмент. У. Океке. «Молодая девушка». Акварель. 1963.
Лит.: Ольдерогге Д., Искусство народов Западной Африки в музеях СССР, Л. — М., 1958; [Мириманов В. Б.], Африка. Искусство, [М., 1967]; Воронина В. Л., Архитектура Западной и Восточной Африки, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 10, М., 1972; [её же], Современная архитектура стран тропической Африки, М., 1973; Beier U., Moderne Architektur in Nigerien, «Baukunst und Werkform», 1957, № 2, S. 80—83; его же, Art in Nigeria. 1960, Camb. — lbadan, 1960; его же, Contemporary art in Africa, L., 1968; Fagg W., Nigerian images, N. Y. — L., 1963. Декоративно-прикладное искусство. Деревянные веера с выжженным орнаментом. Британский музей. Лондон. Нигерия (Nigeria), Федеративная Республика Нигерия (Federal Republic of Nigeria). Государственный герб Нигерии. Флаг государственный. Нигерия. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Профсоюзы VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооруженные силы IX. Медико-географическая характеристика Х. Просвещение XI. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|