Театрально-декорационное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
Оказание услуги аренда спецтехники - бизнес план по аренде спецтехники alrodi35.ru.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТЕА
ТЕБ
ТЕВ
ТЕГ
ТЕД
ТЕЖ
ТЕЗ
ТЕИ
ТЕЙ
ТЕК
ТЕЛ
ТЕМ
ТЕН
ТЕО
ТЕП
ТЕР
ТЕС
ТЕТ
ТЕУ
ТЕФ
ТЕХ
ТЕЧ
ТЕШ
ТЕЯ

Театрально-декорационное искусство, искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра, драматургии, изобразительного искусства.

Театрально-декорационное искусство. Сцена из спектакля по пьесе «Разлом» Б. А. Лавренёва, оформленного Н. П. Акимовым. Театр им. Е. Б. Вахтангова. Москва. 1927. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. Сцена из спектакля по пьесе «Разлом» Б. А. Лавренёва, оформленного Н. П. Акимовым. Театр им. Е. Б. Вахтангова. Москва. 1927.

Театрально-декорационное искусство. Дж. Галли-Биббиена. Декорация оперного спектакля. Придворный театр в Мюнхене. 1722. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. Дж. Галли-Биббиена. Декорация оперного спектакля. Придворный театр в Мюнхене. 1722.

Театрально-декорационное искусство. Канбэи Хасэгава. декорация к спектаклю театра Кабуки. Токио. 1952. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. Канбэи Хасэгава. декорация к спектаклю театра Кабуки. Токио. 1952.

Театрально-декорационное искусство. Декорация теларийной сцены («парка») по Й. Фуртенбаху. 1640. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. Декорация теларийной сцены («парка») по Й. Фуртенбаху. 1640.

Театрально-декорационное искусство. И. Сумбаташвили. Эскиз декорации к трагедии А. Н. Толстого «Смерть Иоанна Грозного». Театр Советской Армии. Москва. 1967. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. И. Сумбаташвили. Эскиз декорации к трагедии А. Н. Толстого «Смерть Иоанна Грозного». Театр Советской Армии. Москва. 1967.

Театрально-декорационное искусство. П. Гонзаго. Эскиз декорации «Колоннада». 1-я четв. 19 в. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. П. Гонзаго. Эскиз декорации «Колоннада». 1-я четв. 19 в.

  Элементы Театрально-декорационное искусство (костюмы, маски и пр.) рождались в древнейших народных обрядах и играх. В древнегреческом театре уже в 5 в. до н. э., помимо здания скены, существовали объёмные декорации, которые в эпоху эллинизма совмещались с живописными. Принципы древнегреческого Театрально-декорационное искусство были усвоены в театре Древнего Рима, где часто применялся занавес.

Постановка мистерии в Валансьенне. 1547 (миниатюра Г. Кайо). Театрально-декорационное искусство.

Постановка мистерии в Валансьенне. 1547 (миниатюра Г. Кайо).

  Существовавший уже в античности принцип симультанной декорации, (рассчитанной на одновременный показ всех мест действия) стал характерным для европейского средневекового театра, где первоначально роль фона при исполнении мистерий выполнял интерьер, а затем — наружная стена церкви. Для средневековых представлений было создано несколько типов сценических площадок, статичных или передвижных; наряду с объёмными декорациями (например, «раем» в виде беседки или «адом» в виде пасти дракона) использовались и живописные декорации (например, изображения звёздного неба). Во многих странах средневековой Азии (в том числе государствах Индокитая, в Китае и Японии) господствовали методы условно-символического оформления сцены, согласно которым отдельные детали лаконично обозначали место действия.

Набросок декорации В. Гюго к его драме «Бургграфы». Театрально-декорационное искусство.

Набросок декорации В. Гюго к его драме «Бургграфы».

  В 15 — начале 16 вв. в Италии, где к Театрально-декорационное искусство обращались Брунеллески, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль и др., складывается тип перспективной декорации (Браманте, Б. Перуцци), изображающей уходящую вдаль улицу и написанной на холстах, натянутых на рамы (отдельные части выполнялись из дерева); такие декорации воспроизводили одно неизменное место действия для спектаклей определённых жанров (к середине 16 в. С. Серлио разработал 3 типа оформления — для трагедии, комедии и пасторали). Феерически-зрелищный характер придворного оперно-балетного спектакля к концу 16 — началу 17 вв. потребовал замены неподвижной декорации сменяющейся. В 17 в. всё шире использовались театральные механизмы; применение телариев (3-гранных вращающихся призм, обтянутых холстом и расписанных) позволяло осуществлять смену декораций на глазах у публики (итальянец Н. Саббатини, немец И. Фуртенбах). Усовершенствование систем Театрально-декорационное искусство привело к созданию кулис (итальянец Дж. Алеотти) и сцены-коробки, сохраняющей господствующее положение и в 20 в. С середины 17 в. итальянская система кулисно-арочной декорации (Л. О. Бурначини, Дж. Торелли) распространилась по всем странам Европы. В городских театрах Лондона в эпоху Возрождения складывается особый тип сценической площадки с членением на нижнюю, верхнюю, заднюю сцены и выдающимся в зрительный зал просцениумом (перспективные декорации итальянского типа в Англии ввёл И. Джонс в 1-й четверти 17 в.). В России кулисные «рамы перспективного письма» были применены впервые в 1672.

Декорация комедии по С. Серлио. 1545. Театрально-декорационное искусство.

Декорация комедии по С. Серлио. 1545.

  В эпоху классицизма драматургический канон единства места и времени действия способствовал господству несменяемой декорации (тронный зал, вестибюль дворца в трагедии, городская площадь, комната — в комедии), поэтому всё богатство декорационно-постановочных эффектов сосредоточилось в оперно-балетном жанре. Итальянские мастера (А. Поццо, художники из семейства Галли-Биббиена) нарушили симметрию декораций 17 в., ввели угловую перспективу, усилив средствами живописи иллюзию глубины; добиваясь большей масштабности путём изображения отдельных архитектурных частей вместо целого здания, они форсировали контрасты света и тени. В эпоху Просвещения мастера Театрально-декорационное искусство обращались к героизированным образам античности (работавшие во Франции Дж. Н. Сервандони, Г. Дюмон, П. А. Брюнетти). В конце 18 в., в связи с развитием буржуазной драмы, появились декорационные павильоны. В Театрально-декорационное искусство России 18 в. к оформлению спектаклей привлекались иностранные мастера — Дж. Валериани и П. ди Г. Гонзаго и др. Во 2-й половине 18 в. выдвинулись талантливые русские декораторы, большинство из которых были крепостными, — братья Бельские, И. Я. Вишняков, И. Фирсов и др.

Г. Дюмон. Эскиз декорации к трагедии «Филоктет». 18 в. Театрально-декорационное искусство.

Г. Дюмон. Эскиз декорации к трагедии «Филоктет». 18 в.

  В 17—18 вв. в странах Азии кризис феодальной идеологии привёл и к нововведениям в Театрально-декорационное искусство В Японии в 18 в. сооружались здания для театров Кабуки, сцена которых имела просцениум, горизонтально раздвигающийся занавес, идущие через зал помосты-«ханамити» («дороги цветов»); в 1758 здесь была введена вращающаяся сцена. Средневековые традиции вплоть до 20 в. сохранились во многих театрах Индии, Индонезии, стран Индокитая, где оформление ограничивается главным образом костюмами, масками и гримами.

  Великая французская революция оказала значительное воздействие на Театрально-декорационное искусство На сценах парижских «театров бульваров» высокое искусство театральных машинистов позволяло воспроизводить сцены кораблекрушений, пожаров и т. д.; распространились так называемые пратикабли (объёмные детали оформления, изображавшие скалы, мосты и т. д.). В 1-й четверти 19 в. Л. Ж. М. Дагер во Франции, Ч. Баркер в Великобритании демонстрировали панорамы и диорамы в сочетании с новшествами газового освещения (вводится в 1820-е гг.). Представители романтизма выдвинули требование исторически конкретной характеристики места действия (этому отвечали театральные работы французов Э. Делакруа, П. Делароша, Ж. Б. Изабе и др.). Декораторы и режиссёры П. Сисери, Ш. Сешан и Э. Деплешен во Франции, Ф. фон Дингельштедт в Германии создавали спектакли со сложными многокартинными декорациями и пышными костюмами, сочетая историческую точность с эффектной красивостью. Усложнение постановочной техники заставило применять занавес в перерывах между актами (впервые — в 1829 на сцене парижской «Гранд-Опера», а в 1849 здесь же — электрическое освещение). В России с 1830-х гг. главой школы «официального романтизма» был А. А. Роллер. Разработанная им техника постановочных эффектов развивалась К. Ф. Вальцем, А. Ф. Гельцером и др. Борьба со штампами роллеровской школы за национальное своеобразие русского Театрально-декорационное искусство была начата М. А. Шишковым и М. И. Бочаровым, но тормозилась условиями «казённой сцены», узкой специализацией театральных художников, делившихся на «пейзажных», «архитектурных» и т. д., а также повсеместным применением сборных и типовых декораций.

Театрально-декорационное искусство. А. Роллер. Эскиз декорации к опере А. Н. Верстовского «Аскольдова могила». Начало 1840-х гг. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. А. Роллер. Эскиз декорации к опере А. Н. Верстовского «Аскольдова могила». Начало 1840-х гг.

М. А. Шишков. Эскиз декорации к трагедии «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. 1867. Театрально-декорационное искусство.

М. А. Шишков. Эскиз декорации к трагедии «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. 1867.

  Огромное воздействие на Театрально-декорационное искусство 1870—80-х гг. оказала деятельность Мейнингенского театра, режиссёры которого, стремясь преодолеть традиции итальянской кулисно-арочной системы, придавали сценическому рельефу многообразие, в изобилии применяя пратикабли и различные архитектурные формы. В изобразительных решениях мейнингенцев сказалось влияние немецкой исторической живописи 19 в. (П. фон Корнелиуса, В. Каульбаха и др.).

  В концу 1870-х гг. с критикой идеализированных, самоцельно-феерических декораций выступил Э. Золя, призвавший к «точному воспроизведению социальной среды» (его последователями в сценическом натурализме были режиссёры А. Антуан во Франции и О. Брам в Германии). Борьбу с натурализмом возглавил театр французского символизма (художники М. Дени, П. Серюзье, А. де Тулуз-Лотрек, Э. Вюйяр, объединившиеся вокруг режиссёров П. Фора и О. М. Люнье-По и создававшие упрощённые, изысканно-стилизованные декорации, по образному строю близкие искусству «модерна»).

Театрально-декорационное искусство. М. В. Добужинский. Эскиз декорации к пасторали А. де ла Аля «Игра о Робене и Марион». «Старинный театр». Петербург. 1910. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. М. В. Добужинский. Эскиз декорации к пасторали А. де ла Аля «Игра о Робене и Марион». «Старинный театр». Петербург. 1910.

Театрально-декорационное искусство. Сцена из спектакля «Земля» по Э. Золя. Свободный театр А. Антуана. Париж. 1902. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. Сцена из спектакля «Земля» по Э. Золя. Свободный театр А. Антуана. Париж. 1902.

  Последняя четверть 19 в. — эпоха расцвета русского Театрально-декорационное искусство В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель утверждали в Театрально-декорационное искусство принципы целостной поэтической трактовки спектакля, используя композиционные приёмы станковой живописи. Огромное влияние на мировое Театрально-декорационное искусство оказала реалистическая реформа Московского Художественного академического театра (индивидуализированное оформление каждой постановки, психологическая «жизненность» обстановки, расширение планировочных возможностей и органичная их связь с игрой актёра). Высокая живописная культура, тончайшее умение передать стиль и характер искусства различных эпох были свойственны мастерам Театрально-декорационное искусство, принадлежавшим к группировке «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих и др.); участвуя в организованных С. П. Дягилевым гастролях русской оперы и балета в Париже (так называемые Русские сезоны за границей, с 1907), эти мастера вывели русское Театрально-декорационное искусство на мировую арену. Большое значение для русского Театрально-декорационное искусство имело также творчество А. Я. Головина, добивавшегося особой, парадной декоративности образных решений.

Театрально-декорационное искусство. К. А. Коровин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Большой театр. Москва. 1906. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. К. А. Коровин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Большой театр. Москва. 1906.

Л. С. Бакст. Эскиз декорации к драме Г. Д'Аннунцио «Пизанелла» (поставлена в Театре Шатле в Париже в 1913). Театрально-декорационное искусство.

Л. С. Бакст. Эскиз декорации к драме Г. Д'Аннунцио «Пизанелла» (поставлена в Театре Шатле в Париже в 1913).

Театрально-декорационное искусство. А. Я. Головин. Эскиз декорации к опере. А. С. Даргомыжского «Каменный гость». Мариинский театр. Петроград. 1917. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. А. Я. Головин. Эскиз декорации к опере. А. С. Даргомыжского «Каменный гость». Мариинский театр. Петроград. 1917.

  Режиссёры А. Аппиа в Швейцарии и Г. Крэг в Великобритании выдвинули в начале 20 в. идею «философского театра» с абстрагированными вневременными декорациями, в которых видоизменение монументальных стереометрических форм (кубы, площадки, ступени) достигалось бы светом (принципами «философского театра» руководствовались польский писатель, художник и декоратор С. Выспяньский, немецкий режиссёр Г. Фукс). Немецкий режиссер М. Рейнхардт совместно с художниками (Э. Мунк, Э. Орлик, Э. Стерн и др.) разработал разнообразные приёмы оформления: от почти иллюзионистических объёмных декораций, трансформируемых с помощью вращающегося сценического круга (введён в 1896), до обобщённых неподвижных установок, от оформления «в сукнах» до грандиозных массовых зрелищ на арене цирка. В России В. Э. Мейерхольд, разрабатывая принципы «условного театра», ввёл (совместно с художниками Головиным и Н. Н. Сапуновым) приёмы художественной стилизации, повлиявшие на становление сценического конструктивизма.

Театрально-декорационное искусство. Г. Крэг. Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Макбет». 1906. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. Г. Крэг. Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Макбет». 1906.

Театрально-декорационное искусство. Н. Н. Сапунов. Эскиз декорации к пасторали М. А. Кузмина «Голландка Лиза». «Дом интермедий». Петербург. 1910. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. Н. Н. Сапунов. Эскиз декорации к пасторали М. А. Кузмина «Голландка Лиза». «Дом интермедий». Петербург. 1910.

  В 1910-х гг. в Театрально-декорационное искусство проникли приёмы кубизма и футуризма (А. А. Экстер, А. А. Веснин в России, работы П. Пикассо, А. Матисса, Ж. Брака для Русских сезонов за границей), утверждавшие самоценную «театральность», «диктаторскую» роль художника в театре, ограничивавшие свободу актёрской игры. В 1920-х гг. в Театрально-декорационное искусство (особенно в Германии) активно проявились тенденции экспрессионизма; сдвиги и скосы плоскостей, кричащие контрасты светотени, деформации изображаемых предметов создавали мир болезненных видений. Пытаясь воспроизвести на сцене «динамизм» современного города, многие мастера станковой живописи, обращавшиеся к Театрально-декорационное искусство (Дж. Северини, Э. Прамполини в Италии, Ф. Леже во Франции), нередко замыкались в кругу самодовлеющих формальных экспериментов.

Театрально-декорационное искусство. П. Пикассо. Эскиз декорации к балету М. де Фальи «Треуголка». Русский балет С. П. Дягилева. 1919. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. П. Пикассо. Эскиз декорации к балету М. де Фальи «Треуголка». Русский балет С. П. Дягилева. 1919.

Театрально-декорационное искусство. Ф. Леже. Эскиз декорации к балету Д. Мийо «Сотворение мира». «Шведские балеты» Р. де Маре. 1923. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. Ф. Леже. Эскиз декорации к балету Д. Мийо «Сотворение мира». «Шведские балеты» Р. де Маре. 1923.

  В целом в Театрально-декорационное искусство 20 в. необычайно обогатилась сценическая техника: используются синтетические материалы, люминесцентные краски, коллажи, фотои кинопроекции, системы зеркал, сложнейшие световые партитуры и т. д. В 1960-е гг. большое внимание почти повсеместно уделялось «внесценной» декорации, сцене-арене (в СССР разрабатывавшейся ещё с конца 1920-х гг. Мейерхольдом и Н. П. Охлопковым). 1970-е гг. характеризуются всё более интенсивным применением мотивов, навеянных народным искусством (обрядовых масок-гримов, костюмов марионеток, кукол, иногда достигающих гигантских размеров и становящихся органической частью декорации). Однако стремление создать на драматургической канве независимое сценическое произведение, во многом являющееся свободной фантазией режиссёра или художника-декоратора, приводит многих мастеров Театрально-декорационное искусство к разрушению целостного театрального образа. Этим тенденциям, усугубляемым влиянием сюрреализма, абстрактного искусства, «поп-арта» и др. модернистских течений, противостоит практика прогрессивных режиссёров и мастеров Театрально-декорационное искусство, стремящихся хранить и развивать традиции социально заострённого реалистического искусства. Среди крупнейших мастеров западноевропейского Театрально-декорационное искусство 20 в. — Л. Дамиани, Дж. Де Кирико, В. Колоссанти, Э. Лудзатти в Италии; Р. Аллио, К. Берар, Э. Бертен, М. Детома, М. Кассандр, П. Колен, Ж. Д. Малькле, Т. Ноэль, М. Рафаэлли во Франции; С. Битон, Э. Годвин, О. Массель, Мотли (группа художниц — О. и М. Харрис и Э. Монтгомери) в Великобритании; Б. Аронсон, М. Горелик, Дж. Милцинер, Д. Онслагер, С. Федорович в США; Кисаку Ито, Такада Исиро, Канамори Каору в Японии.

  Октябрьская революция 1917 создала предпосылки для расцвета многонационального советского Театрально-декорационное искусство, в ходе развития которого утвердились функции художника-постановщика как одного из соавторов спектакля и понимание Театрально-декорационное искусство как изобразительной режиссуры. В 1920-е гг. эти принципы развивались в борьбе различных направлений. В работах Бенуа, Головина, Б. М. Кустодиева, Н. П. Крымова, В. А. Симова, Ф. Ф. Федоровского воплощались традиции живописной декорации, в произведениях Веснина, Л. М. Лисицкого, Л. С. Поповой, А. М. Родченко, братьев Стенберг, В. Ф. Степановой — методы конструктивизма. В ряде работ 1920-х гг. (например, у И. М. Рабиновича) самодовлеющий техницизм конструктивистских декораций успешно преодолевался. В 1930-е гг., когда в Театрально-декорационное искусство окончательно утвердился метод социалистического реализма, объёмно-пространственные декорации обогатились использованием живописи, и зрительный образ спектакля обрёл поэтическую и психологическую насыщенность (Н. П. Акимов, Н. И. Альтман, М. П. Бобышов, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев, В. Ф. Рындин, А. Г. Тышлер, Н. А. Шифрин). Ценный вклад внесли в советское Театрально-декорационное искусство и мастера станковой живописи (П. В. Вильямс, П. П. Кончаловский, Ю. И. Пименов, К. Ф. Юон). С 1950-х гг. поиски яркой сценической формы (обобщённой, но не отвлечённой, органически сочетающей конструктивное и живописное начала) отличало и лучшие работы А. Ф. Босулаева, А. П. Васильева, С. Б. Виреаладзе, Н. Н. Золотарева, М. И. Курилко-Рюмина, А. Ф. Лушина, Э. Г. Стенберга, И. Г. Сумбаташвили, В. Г. Шапорина, С. М. Юнович. Увлечения стилизованными формами народного искусства, примитивом, внешней нарядной театральностью, проявившиеся в советском Театрально-декорационное искусство 1960-х гг., сменились поисками оформительских решений, структура которых подчинена внутренней логике сценического действия, раскрывает свою образную сущность в самом процессе игры актёров. Наряду с мастерами старших поколений успешно выступают молодые художники (Д. Л. Боровский-Бродский, Э. С. Кочергин, В. Я. Левенталь в РСФСР, О. Кочакидзе, А. Н. Словинский, Ю. Чикваидзе в Грузинской ССР, В. Мазурас, Я. Малинаускайте в Литовской ССР, Г. Земгал в Латвийской ССР и др.). В Театрально-декорационное искусство советских республик ведущую роль сыграли Ф. Ф. Нирод, А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов на Украине, П. В. Масленников, Е. Д. Николаев в Белоруссии, И. Гамрекели, С. Кобуладзе, П. Лапиашвили в Грузии, М. Арутчян, М. Сарьян в Армении, Р. Мустафаев, Н. Фатуллаев в Азербайджане, М. Мусаев в Узбекистане, И. Бальхозин в Казахстане, Х. Алабердыев в Туркмении, А. В. Арефьев в Киргизии, И. Суркявичюс, Л. Труйкис в Литве, М. Ф. Китаев, А. Лапинь, О. Скулме в Латвии, М.-Л. Кюла, Э. Рентер, В. Хаас в Эстонии.

В. Ф. Рындин. Эскиз декорации<span style='font-family:к инсценировке Н. П. Охлопкова по роману «Молодая гвардия» А. А. Фадеева. 1947. Центральный театральный музей им. А. Бахрушина. Москва. Театрально-декорационное искусство." alt="В. Ф. Рындин. Эскиз декорациик инсценировке Н. П. Охлопкова по роману «Молодая гвардия» А. А. Фадеева. 1947. Центральный театральный музей им. А. Бахрушина. Москва."

В. Ф. Рындин. Эскиз декорациик инсценировке Н. П. Охлопкова по роману «Молодая гвардия» А. А. Фадеева. 1947. Центральный театральный музей им. А. Бахрушина. Москва.

А. Г. Тышлер. Макет декорации к спектаклю «Ричард III» В. Шекспира (Большой драматический театр им. А. М. Горького в Ленинграде). 1935. Театрально-декорационное искусство.

А. Г. Тышлер. Макет декорации к спектаклю «Ричард III» В. Шекспира (Большой драматический театр им. А. М. Горького в Ленинграде). 1935.

Театрально-декорационное искусство. И. Гамрекели. Эскиз декорации к пьесе С. Шаншиашвили «Анзор». Грузинский театр им. Ш. Руставели. Тбилиси. 1928. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. И. Гамрекели. Эскиз декорации к пьесе С. Шаншиашвили «Анзор». Грузинский театр им. Ш. Руставели. Тбилиси. 1928.

Театрально-декорационное искусство. Д. Л. Боровский. Эскиз оформления спектакля по пьесе М. Горького «Мать». Театр на Таганке. Москва. 1969. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. Д. Л. Боровский. Эскиз оформления спектакля по пьесе М. Горького «Мать». Театр на Таганке. Москва. 1969.

  Плодотворно развивается Театрально-декорационное искусство других социалистических стран (особенно сценография Чехословакии — Л. Виходил, В. Гофман, И. Свобода, Ф. Троёстер). Известность завоевали А. Ахрянов, И. Милев, М. Михайлов, С. Савов, А. Стойчев в Болгарии, О. Аксер, В. Дашевский, Я. Косиньский, А. Стопка, К. Фрыч, Ю. Шайна в Польше, П. Бортновский, А. Брэтзшану, Д. Немтяну в Румынии, И. Коос, Б. И. Копеши в Венгрии, К. фон Аппен, Х. Загерт, Г. Кильгер, К. Неер, Т. Отто, П. Пиловски в ГДР, Л. Бабич, М. Денич, В. Маренич, Д. Ристич, Д. Соколич в Югославии.

Театрально-декорационное искусство. К. фон Аппен. Декорации к пьесе Б. Брехта «Кавказский меловой круг». Театр «Берлинер ансамбль». 1954. Театрально-декорационное искусство.

Театрально-декорационное искусство. К. фон Аппен. Декорации к пьесе Б. Брехта «Кавказский меловой круг». Театр «Берлинер ансамбль». 1954.

 

  Лит.: Сыркина Ф. Я. Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века, М., 1956; Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX — начала ХХ века, М., 1970; Всесоюзная выставка работ художников театра, кино, телевидения, Москва, 1967. [Каталог], М., 1972; Давыдова М. В., Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII — начала XX в,, М., 1974; Zucker P., Die Theaterdekoration des Klassizismus, B., 1925; его же, Die Theaterdekoration des Barock, B., 1925; Hainaux P. Y.-B., Le décor de théâtre dans le monde depuis 1935, Brux.—P., 1956; его же, Le décor de théâtre dans le monde depuis 1950, Brux.—P., 1964; Le lieu theatral a la Renaissance, P., 1965; Le décor de théâtre dans le monde depuis 1960, Brux.—P., 1973; Bühnenformen, Bühnenräume, Bünendekorationen, B., 1974; Bablet D., Les revolutions sceniques du XX siecle, P., 1975.

  М. Н. Пожарская.

Так же Вы можете узнать о...


Читтагонг, город в Бангладеш, на р. Карнапхули, в 15 км от Бенгальского залива.
Блул, армянский духовой инструмент, род продольной флейты.
Дивизия (от лат. divisio — деление, разделение), тактическое соединение в сухопутных войсках, ВВС и ВМФ различных государств.
Коста-Меса (Costa Mesa), город на З. США, в штате Калифорния, жилой пригород Лос-Анджелеса.
Нефтеперерабатывающая промышленность, отрасль тяжёлой индустрии, охватывающая переработку нефти и производство нефтепродуктов (без производства сажи) (см.
Российское общество радиоинженеров (РОРИ), первое добровольное научно-инженерное объединение советских специалистов в области радио.
Улясутай, Джавхлант, Джибхаланту, город в МНР, в зап.
Акимов Георгий Владимирович [10(23).4.1901, Москва, — 23.
Вьеле-Гриффен Франсис Вьеле-Гриффен (Viele-Griffin) Франсис (26.5.
«Ислазская конституция», «Ислазская прокламация» (Ргосlamaţia de la Islaz), проект буржуазной конституции (не была принята) княжества Валахия, являвшийся частью воззвания, составленного румынским революционным демократом Н.
Макушев Викентий Васильевич (10.10.1837, Брест-Литовск, ныне Брест, — 2.
Пиргеометр (от греч. pýr — огонь, gé — Земля и.
Сравнительно-историческое литературоведение, раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных странах.
Четвёртый пятилетний план (1946—50), см. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР.
Благовещенка, посёлок городского типа, центр Благовещенского района Алтайского края РСФСР.
Дизруптивный отбор, разрывающий отбор, разновидность естественного отбора в популяции животных или растений, приводящая к появлению двух или нескольких новых форм из одной исходной.
Кошицкая программа, программа первого правительства Национального фронта чехов и словаков, разработанная компартией Чехословакии.
Нобилитет (от лат. nobilitas — знать), в Римской республике замкнутый круг патрицианских и знатных плебейских семейств, сформировавшийся к началу 3 в.
Рябинник (кустарники сем. розоцветных) Рябинник (Sorbaria), род листопадных кустарников семейства розоцветных.