Ницше ФридрихБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ницше (Nietzsche) Фридрих (15.10.1844, Рёккен, около Лютцена, Саксония, — 25.8.1900, Веймар), немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869—79 профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше Фридрих оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью. От занятий классической филологией Ницше Фридрих переходит к философии, испытав влияние А. Шопенгауэра и находясь под большим воздействием эстетических идей и искусства Р. Вагнера. В своём первом сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), в значительной мере посвященном анализу античной трагедии, Ницше Фридрих развивает идеи типологии культуры, намеченной Ф. Шиллером, Ф. В. Шеллингом и немецким романтизмом. Сопоставляя два начала бытия и культуры — «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное), Ницше Фридрих видит идеал в достижении равновесия этих полярных начал. Уже здесь содержатся зачатки учения Ницше Фридрих о бытии как стихийном становлении, развитого позднее в учение «о воле к власти» как присущей всему живому тяге к самоутверждению, и его утопической философии истории, обращающейся в поисках идеала к досократовской Греции. Эти консервативно-романтические взгляды Ницше Фридрих и его волюнтаризм («Несвоевременные размышления», 1873) предопределили развитие Ницше Фридрих в направлении иррационализма. Показательно обращение Ницше Фридрих к форме эссе в его ранних работах; произведения «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886) строятся как цепь фрагментов или афоризмов. Философия Ницше Фридрих обретает выражение в поэтическом творчестве, легенде, мифе («Так говорил Заратустра», 1883—84). Ницше Фридрих стремится преодолеть рациональность философского метода; понятия не выстраиваются у Ницше Фридрих в систему, а предстают как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», которая есть и само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т.д. В философии Ницше Фридрих переплетаются в труднорасчленимом единстве разнообразные, часто противоборствующие мотивы; анархическая критика современного буржуазной действительности и культуры предстаёт в виде универсального отчаяния в жизни, которое самим Ницше Фридрих осознаётся как явление «нигилизма». В мифе о «сверхчеловеке» культ сильной личности, индивидуалистически преодолевающей буржуазный мир — вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается с романтической идеей «человека будущего», оставившего позади современность с её пороками и ложью. Пытаясь утвердить, в противовес реально существующим общественным отношениям, «естественный», ничем не сдерживаемый поток «жизни», Ницше Фридрих предпринимает ультрарадикальную критику всех «ценностей», в том числе христианства («Антихристианин», 1888), обрушивается на демократическую идеологию как закрепляющую «стадные инстинкты», выступает с проповедью эстетического «имморализма» и т.д. Мироощущение Ницше Фридрих, близкое настроениям «декаданса» (неоромантизма, литературного импрессионизма) «конца века», особенно заметно в его лирических стихотворениях. Противоречивая и не подчиняющаяся какому-либо единству системы философия Ницше Фридрих оказала влияние на различные направления буржуазной мысли 20 в. — философию жизни, прагматизм, экзистенциализм (каждое из этих направлений по-своему толковало Ницше Фридрих). Ницше Фридрих оказал значительное влияние на писателей конца 19 — начала 20 вв. как в Германии (С. Георге, Г. Манн, Т. Манн, Г. Хессе, Г. Бенн), так и в др. странах — К. Гамсун (Норвегия), А. Стриндберг (Швеция), А. Жид (Франция), Э. Синклер, Дж. Лондон (США), Икбал (Индия), на русских символистов В. Иванова, А. Белого, В. Брюсова. Творчество Ницше Фридрих явилось по существу одновременно саморазоблачением и утверждением тенденций буржуазной культуры в эпоху империализма, «прообразом» реакционных тенденций в философии, политике, морали 20 в.; ницшеанство использовали и идеологи немецкого фашизма. Философы-марксисты, начиная с Ф. Меринга и Г. В. Плеханова, выступали с резкой и последовательной критикой идей Ницше Фридрих и ницшеанства.
Соч.: Werke, Bd 1 — 19, Lpz., 1903—13, Bd 20 (Register), Lpz., 1926; Werke. Kritische Gesamtausgabe in 30 Bd, Bd 1 — B. — N. Y., 1967—; Gesammelte Briefe, 2 Aufl., Bd 1—5, Lpz., 1902—09; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—9, М., 1909—12.
Лит.: Давыдов Ю. Ницше Фридрих, Искусство и элита, М., 1966; Верцман И. Е., Эстетика Ницше, в его кн.: Проблемы художественного познания, М., 1967; Одуев С., Тропами Заратустры. (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию), М., 1971; Манн Т., Философия Ницше в свете нашего опыта, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Файгингер Г., Ницше как философ, М., 1902; Трубецкой Е. Ницше Фридрих, Философия Ницше, М., 1904; Bertram Е., Nietzsche, В., 1918; Jaspers К., Nietzsche, 3 Aufl., В., 1950; Wolff Ницше Фридрих M., Fr. Nietzsche. Der Weg zum Nichts, Bern, 1956; Kaufmann W., Nietzsche: Philosopher, psychologist, antichrist, N. Y., 1956; Heidegger M., Nietzsche, Bd 1—2, Stuttg., 1961; Pütz P., F. Nietzsche, Stuttg., 1967; Ries W., Grundzüge des Nietzsche-Verständnisses in der Deutung seiner Philosophie, Maulburg 1967; Reichert H.W., Schlechta K., International Nietzsche. Bibliography, Chapel Hill, 1968; Müller-Lauter W., Nietzsche, B. — N. Y., 1971. Ал. В. Михайлов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|