Малер Густав

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЁ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЭ
МАЮ
МАЯ

Малер (Mahler) Густав (7.7.1860, Калишт, Чехия, — 18.5.1911, Вена), австрийский композитор и дирижёр. Детство провёл в Йиглаве, в 1875—78 учился в Венской консерватории. С 1880 работал дирижёром в небольших театрах Австро-Венгрии, в 1885—86 в Немецком театре в Праге, в 1886—88 в Лейпциге, в 1888—91 директор и дирижёр Королевской оперы в Будапеште, в 1891—97 первый дирижёр Гамбургской оперы. В 1897—1907 директор, дирижёр и режиссёр Венской придворной оперы, которая под его руководством достигла расцвета. Деятельность Малер Густав-дирижёра составила эпоху в истории музыкального театра. Он был выдающимся интерпретатором опер Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Л. Бетховена («Фиделио»), первым поставил в Вене оперы П. И. Чайковского, Б. Сметаны. Выступал как симфонический дирижёр, гастролировал в Голландии, России (1897, 1902, 1907).

  В 1907 под давлением аристократической оппозиции ушёл из театра: жил в Америке, возвращаясь в Вену только летом. В 1908—1909 дирижёр «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, в 1909—11 руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Малер Густав — выдающийся симфонист, автор ряда монументальных произведений. В них отчётливо выступает стремление Малер Густав создать «симфоническую концепцию», выражающую философские вопросы. Однако для творчества Малер Густав характерно противоречие между программными замыслами, несущими во многом печать его идеалистических воззрений, и их музыкальным воплощением. Гуманистическая направленность, стремление к широким идейным обобщениям сочетаются в произведениях Малер Густав с опорой на жанры народной и бытовой музыки (песня, лендлер, марш). В ранние симфонии (1888, 1894, 1896, 1901), тематически связанные с его вокальными циклами «Песни странствующего подмастерья» (1884) и «Волшебный рог мальчика» (1895), введён (кроме 1-й) человеческий голос (во 2-й и 3-й — хор). Симфонии среднего периода (5—7-я) чисто инструментальные, интонационно связаны с песнями на слова Ф. Рюккерта («Песни об умерших детях», 1904, и др.). В этих симфониях Малер Густав пытался выразить героическое мироощущение, отсюда — возрастание драматической экспрессии (особенно в 6-й «Трагической симфонии», 1904). В 8-й симфонии (1906) композитор вновь обратился к философско-этической проблематике и к использованию поэтических текстов (из католического гимна «Veni creator spiritus» и 2-й части «Фауста» Гёте). Малер Густав прибегнул в ней к грандиозному исполнительскому аппарату («симфония тысячи участников» — солисты, 3 хора, большой оркестр). В сочинениях позднего периода (симфония-кантата «Песня о земле» на тексты китайских поэтов — 1908, 9-я симфония — 1909, незаконченная 10-я) Малер Густав приходит к кризису оптимистического мироощущения. В позднем творчестве Малер Густав зародились многие особенности музыкального языка (линеарная полифония, расширение границ тональности, тенденция к камерной трактовке оркестра), воспринятые в дальнейшем композиторами разных направлений. Малер Густав оказал заметное влияние на развитие драматического симфонизма большого плана (Д. Д. Шостакович, А. Онеггер и другие). Вместе с тем некоторые стороны музыкального языка Малер Густав подготовили стилистический перелом, осуществленный композиторами экспрессионистской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн).

 

  Лит.: Соллертинский И. И., Г. Малер, Л., 1932; Густав Малер. Письма. Воспоминания, [перевод с немецкого], 2 изд., Малер Густав, 1968; Bekker P., G. Mahlers Sinfonien, B., 1921; Adorno Th. W., G. Mahler, [Fr./M. I, 1960; Blaukopf К., G. Mahler oder Der Zeitgenosse der Zukunft, W. — Münch. — Z., 1969.

  И. А. Барсова.

Так же Вы можете узнать о...


Мельгунов Юлий Николаевич [30.8(11.9).1846, Ветлуга, ныне Горьковской области, — 19(31).
Надпочечники, надпочечные железы (glandulae suprarenales), парный эндокринный орган у высших позвоночных животных и человека.
Окунь (рыба сем. окунёвых) Окунь, обыкновенный О. (Perca fluviatilis), рыба семейства окунёвых отряда окунеобразных.
Пестрогрудки (Bradypterus), род птиц семейства славковых.
Прицеп, безмоторное колёсное транспортное средство, буксируемое тягачом (автомобиль, трактор).
Родна (Munţii Rodnei), горный массив на С.
Сето-Найкай, японское название Внутреннего Японского моря.
Стафилококкоз птиц, микрококкоз птиц, инфекционная болезнь всех видов птиц, вызываемая стафилококками.
Тинчурин Карим Галиевич [3(15).9.1887, — 7.5.
Уэлленд (Welland), город в Канаде, на Ю. провинции Онтарио, на судоходном (ском) канале между озёрами Онтарио и Эри в обход реки и водопада Ниагара.
Хойерсверда (Hoyerswerda), город в ГДР, в округе Котбус, на р.
Шилин Афанасий Петрович (р. 1.9.1924, с. Петропавловка, ныне Новоузенского района Саратовской обл.
Якокут, посёлок городского типа в Алданском районе Якутской АССР.
Антигуа (остров в Вест-Индии) Антигуа (Antigua), остров в Вест-Индии, в группе Подветренных островов.
Белая Орда, Ак-Орда, одна из двух частей Золотой Орды, управлявшаяся сыном Джучи Батыем и его потомками; второй частью управлял другой сын Джучи — Орда.