Переменный лад

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕО
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Переменный лад, лад, в котором функция устоя (тоники) переходит от одного тона к другому (того же звукоряда), а также лад, звукоряд которого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину).

Илл. к ст. Переменный лад. Переменный лад.

Илл. к ст. Переменный лад.

  Понятие Переменный лад применяется обычно к первому типу (хотя его скорее следовало бы называть переменно-тональным, а второй — собственно переменно-ладовым). Понятие и термин «Переменный лад» были впервые предложены русским музыкальным теоретиком Б. Л. Яворским. Переменный лад распространены в народной музыке, в частности в русской. Относительная непрочность тонального центра позволяет ему сравнительно легко смещаться практически на любую ступень, причём ощущения модуляции не возникает. Отличие переменно-ладового смещения опоры от модуляции — в отсутствии ухода из одной тональности и установления другой, либо в слиянии двух или нескольких тональностей (с единым звукорядом) в одно ладовое целое. Преобладает ощущение двух или нескольких красок, принадлежащих той же ладовой системе (М. И. Глинка, «Иван Сусанин», 1-е действие, хор «Лёд реку в полон забрал»). Особенно заметно это в наиболее распространённом виде Переменный лад— параллельно-переменном ладе, часто встречающемся в русских народных песнях:

Илл. к ст. Переменный лад. Переменный лад.

Илл. к ст. Переменный лад.

Мягкость переходов от одной опоры к другой, обычная для Переменный лад, придаёт ему спокойно-переливчатый характер. Возможна, однако, и иная его трактовка — см., например, отрывок из 2-го действия оперы «Князь Игорь» Бородина:

 

  Лит.: Протопопов С. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1—2, М., 1930; Вахромеев В. А., Ладовая структура русских народных песен, М., 1968; Способин И. В. Лекции по курсу гармонии, М., 1969.

  Ю. Н. Холопов.

Так же Вы можете узнать о...


Нарбонн (Narbonne), город на Ю. Франции, в департаменте Од, близ берега Средиземного моря.
Перипетия (от греч. peripeteia), внезапная перемена в жизни, неожиданное осложнение, трудно преодолимое обстоятельство.
Рента отработочная

, см.
Сосоль (сокращенное от кодэ сосоль — старая повесть), жанр корейской повести 17—19 вв.
Туссёль Жан Туссёль (Tousseui) Жан (псевдоним; настоящее имя и фамилия Оливье Деже; Degee) (7.
Цусимское сражение 1905, морское сражение 14—15 (27—28) мая в Корейском проливе у о.
Ага Мохаммед-хан Каджар (1742 — 1797), иранский шах с 1796, основатель Каджарской династии.
Берио Шарль Огюст Берио (Beriot) Шарль Огюст (20.2.1802, Лувен, — 8.
Вращающаяся печь (трубчатая печь, барабанная печь), промышленная печь цилиндрической формы с вращательным движением вокруг продольной оси, предназначенная для нагрева сыпучих материалов с целью их физико-химической обработки.
Деревянка, посёлок городского типа в Прионежском районе Карельской АССР.
Иоанн II Добрый (Jean II le Bon) (16.4.1319, замок Ге-де-Молюи, близ Манса, — 8.
Копривштица (Копривщица), город в Болгарии, в Софийском округе.
Майон (Mayon), действующий вулкан на юго-востоке острова Лусон (Филиппины).
Нейтральные точки неба, небольшие участки ясного дневного неба, посылающие неполяризованный свет; см.
Пиндиншань, город в Китае, в провинции Хэнань.
Роднина Ирина Константиновна (р. 12.9.1949, Москва), советская спортсменка (фигурное катание на коньках), заслуженный мастер спорта (1969), преподаватель.
Средние века, средневековье, принятое в исторической науке обозначение периода всемирной истории, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории.