Глинка Михаил Иванович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЛА
ГЛЕ
ГЛИ
ГЛО
ГЛУ
ГЛХ
ГЛЫ
ГЛЮ
ГЛЯ

М. И. Глинка. Глинка Михаил Иванович.

М. И. Глинка.

Глинка Михаил Иванович [20.5(1.6).1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской обл., — 3(15).2.1857, Берлин], русский композитор. Основоположник русской классической музыки. Родился в помещичьей семье. С 1817 жил в Петербурге. Учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище (его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер). Брал уроки игры на фортепиано у Дж. Филда и Ш. Майера, на скрипке — у Ф. Бёма; позднее учился пению у Беллоли, теории композиции — у З. Дена. В 20-е гг. 19 в. пользовался известностью у петербургской любителей музыки как певец и пианист. В 1837—39 капельмейстер Придворной певческой капеллы. Посетил Италию (1830—1833), Берлин (1833—34, 1856—57), Париж (1844—45, 1852—54), Испанию (1845—47), Варшаву (1848, 1849—51). Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие прогрессивных идей, распространившихся в период Отечественной войны 1812 и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы (А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым и др.), искусства, художественной критики способствовали расширению кругозора композитора и выработке новаторских эстетических основ его творчества. Народно-реалистическое по своей устремлённости творчество Глинка Михаил Иванович оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки.

  В 1836 на сцене петербургского Большого театра была поставлена героико-патриотическая историческая опера Глинка Михаил Иванович «Иван Сусанин». Вопреки навязанной композитору верноподданнической концепции (либретто составлено бароном Глинка Михаил Иванович Ф. Розеном в духе монархической официозности, по настоянию двора опера была названа «Жизнь за царя»), Глинка Михаил Иванович подчеркнул народное начало оперы, прославил крестьянина-патриота, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. В 1842 в том же театре состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила». В этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские национальные черты с восточными мотивами (отсюда ведёт начало ориентализм в русской классической опере). Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка Михаил Иванович выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику. Оперы Глинка Михаил Иванович заложили основу и наметили пути развития русской оперной классики. «Иван Сусанин» — народная музыкальная трагедия на исторический сюжет, с напряжённым, действенным музыкально-драматическим развитием, «Руслан и Людмила» — волшебная опера-оратория с мерным чередованием широких, замкнутых вокально-симфонических сцен, с преобладанием эпических, повествовательных элементов. Оперы Глинка Михаил Иванович утвердили мировое значение русской музыки. В области театральной музыки большую художественную ценность имеет музыка Глинка Михаил Иванович к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (пост. 1841, Александрийский театр, Петербург).

  Музыкальное искусство Глинка Михаил Иванович характеризуют полнота и разносторонность охвата жизненных явлений, обобщенность и выпуклость художественных образов, совершенство архитектоники и общий светлый, жизнеутверждающий тонус. Его оркестровое письмо, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатством красок. Мастерское владение оркестром разносторонне выявилось в сценической музыке (увертюра «Руслана и Людмилы») и в симфонических пьесах. «Вальс-фантазия» для оркестра (первоначально для фортепиано, 1839; оркестровые редакции 1845, 1856) — первый классический образец русского симфонического вальса. «Испанские увертюры» — «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848, 2-я редакция 1851)— положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке. В скерцо для оркестра «Камаринская» (1848) синтезированы богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.

  Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинка Михаил Иванович Многоликая по темам и формам, она включила, помимо русской песенности — фундамента глинкинской мелодики, — также украинские, польские, финские, грузинские, испанские, итальянские мотивы, интонации, жанры. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т. ч. «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир»), Жуковского (баллада «Ночной смотр»), Баратынского («Не искушай меня без нужды»), Кукольника («Сомнение» и цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом»). Глинка Михаил Иванович создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры. Ему принадлежат камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 2 струнных квартета, Патетическое трио (для фортепиано, кларнета и фагота, 1832).

  Основным творческим принципам Глинка Михаил Иванович сохраняли верность последующие поколения русских композиторов, обогащавшие национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами. Под непосредственным влиянием Глинка Михаил Иванович — композитора и вокального педагога — сложилась русская вокальная школа. У Глинка Михаил Иванович брали уроки пения и готовили с ним оперные партии и камерный репертуар певцы Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьева, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовский, Д. М. Леонова и др. А. Н. Серов записал его «Заметки об инструментовке» (1852, опубликованы 1856). Глинка Михаил Иванович оставил мемуары («Записки», 1854—55, опубликована 1870).

 

  Соч.: Литературное наследие, т. 1—2, Л. — М., 1952—53 (т. 1 —Автобиографические и творческие материалы, т. 2 — Письма и документы).

 

  Лит.: Кузнецов К. А., Глинка и его современники, М., 1926; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глинка, 2 изд., М., 1950; Серов А. Н., Избранные статьи, т. 1, М.—Л., 1950; М. И. Глинка. Исследования и материалы, под ред. А. В. Оссовского, Л. — М., 1950; М. И. Глинка. Сборник материалов и статей, под ред. Т. Ливановой, М. — Л., 1950; Канн-Новикова Е., М. И. Глинка. Новые материалы и документы, b. 1—3, М. — Л., 1950—55; Одоевский В. Ф., Избранные музыкально-критические статьи. М. — Л., 1951; Стасов В. В., Избранные сочинения, т. 1, М., 1952; Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 1, М., 1952; М. И. Глинка. Летопись жизни и творчества, сост. А. Орловой. М., 1952; Ларош Глинка Михаил Иванович А., Избранные статьи о Глинке, М., 1953; Глинка в воспоминаниях современников, общая ред. А. А. Орловой, М., 1955; Ливанова Т., Протопопов В., Глинка, [т. 1—2], М., 1955; Цуккерман В., «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке, М., 1957; М. И. Глинка. К 100-летию со дня смерти. 1857—1957, под ред. Е. Гордеевой, М., 1958; Памяти М. И. Глинки, М., 1958: Протопопов Вл., «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование, М., 1961.

  Б. С. Штейнпресс.

Так же Вы можете узнать о...


Биллитон, остров в Малайском архипелаге; см.
Коммунистическая партия Гваделупы, см. Гваделупская коммунистическая партия.
«Ра» (по имени древнеегипетского бога солнца), название лодки, построенной по образцу древнеегипетских.
Электролечение, электротерапия, лечение электрическими токами и электромагнитными полями.
Дюшес (от франц. duchesse, буквально — герцогиня), группа десертных сортов груши с нежной, тающей, сочной и сладкой мякотью.
Ногай (1-я половина 13 в. — 1300), темник Золотой Орды.
Уилкс (антарктич. научн. станция) Уилкс (Wilkes), австралийская научная станция на Земле Уилкса (Восточная Антарктида), в северной части оазиса Грирсона (66° 15' южной широты, 110°32' восточной долготы).
Воздуходувная машина служит для сжатия и подачи воздуха или другого газа.
Ливийская пустыня, пустыня в Африке, на северо-востоке Сахары, к З.
Серапис, Сарапис, божество, культ которого был установлен в эллинистическом Египте Птолемеем I (правил в 305—283 до н.
Антош Иштван Антош (Antos) Иштван (25.6.1908, Надьсомбат, — 5.
Калистегия, род многолетних травянистых растений семейства вьюнковых; то же, что повой.
«Пионер» (журнал) «Пионер», ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им.
Центральная радиолаборатория (ЦРЛ), научно-исследовательская организация; создана в 1923 в Петрограде в составе радиоотдела Государственного треста заводов слабого тока; постепенно сформировалась в многопрофильное учреждение для выполнения научно-технических разработок в области радиотехники, электровакуумной техники, ВЧ промышленной технологии, инфракрасной техники, гидроакустики, электроакустики, телевидения, измерит.