Радиотехническое образование

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЁ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ

Радиотехническое образование (высшее и среднее), имеет целью подготовку инженеров и техников по радиотехнике, электронике и электрической связи для промышленности, транспорта и связи, научных учреждений, организаций и учреждений культуры. Радиотехническое образование возникло с появлением и развитием электрической связи (телеграфа — в 40-х гг., телефона — в 70-х гг. 19 в.) и радио (1895). В дореволюционной России подготовка связистов велась в Петербургском техническом училище почтово-телеграфного ведомства [основано в 1886, с 1891 — Электротехнический институт, ныне Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина)]. В 1905 в учебный план этого института А. С. Поповым введён курс «Электрические колебания и электромагнитные волны». В петербургских Электротехническом и Политехническом институтах были подготовлены первые инженеры и учёные, создавшие учебные курсы по радиотехнике (например, курс «Научные основания беспроволочной телеграфии» профессора А. А. Петровского, 1907). Радиотехника преподавалась в петербургской Военно-инженерной школе (впоследствии — Военная электротехническая академия), которую окончил в 1914 М. А. Бонч-Бруевич, сыгравший значительную роль в развитии советского Радиотехническое образование

  В первые годы Советской власти в Москве были открыты телеграфная школа и радиошкола, которые в 1920 объединились в Электротехникум народной связи (с 1921 — Московский электротехнический институт связи). В 30-е гг. основаны Ленинградский электротехнический институт связи,Московский энергетический институт (с радиотехническим факультетом), Одесский электротехнический институт связи. В 30—50-е гг. в составе многих втузов организованы радиотехнические факультеты, созданы радиотехнические институты. В 30-е гг. возникли специализации. С появлением в 20-е гг. многоканальных систем проводной телефонной связи в технике электросвязи стали применяться электронные лампы, несколько ранее ставшие основой радиотехнических систем; это привело к постепенному сближению электротехнической специальности «телефонно-телеграфная связь» с др. радиотехническими специальностями.

  Высшее Радиотехническое образование в СССР в 1974 осуществляли около 100 вузов, в том числе 7 радиотехники и электроники институтов и 7 связи институтов. Около 40 институтов готовили радиоинженеров широкого профиля по специальности «радиотехника» с углублённой физико-математической и общерадиотехнической подготовкой (ежегодный выпуск — около 7 тыс. чел.). Студенты знакомятся с принципами и технологией радиооборудования различного назначения, например для спутниковой и радиорелейной связи, радиолокации, радионавигации и радиоуправления. Специальность «конструирование и производство радиоаппаратуры» предусматривает подготовку инженеров для разработки конструкций и технологических процессов производства аппаратуры, обеспечения надёжности, ремонтопригодности и взаимозаменяемости изделий, организации механизированного производства. В ряде университетов, политехнических и отраслевых институтов готовятся кадры по специальности «радиофизика и электроника» для участия в физических исследованиях, связанных с применением СВЧ техники, электронных и квантовых устройств, а также для разработки приборов, необходимых при таких исследованиях (ежегодный выпуск специалистов этого профиля — 2—2,5 тыс. чел.). Инженеры, выпускаемые по специальностям техники связи, ведут разработки, проектирование и эксплуатацию комплексов оборудования, обеспечивающих местную и магистральную (кабельную, радиорелейную, спутниковую, волноводную и др.) связь. Специальность «автоматическая электросвязь» включает автоматизацию телефонной и телеграфной связи и создание сетей связи с высокой достоверностью передачи всех видов информации, надёжностью и быстродействием. Специальность «многоканальная электросвязь» возникла вследствие развития современных систем с большой пропускной способностью. К этой группе специальностей относится также «радиосвязь и вещание», включающая все виды радиосвязи, звуковое и телевизионное вещание. Учебными планами всех радиотехнических специальностей предусматривается изучение общенаучных, общеинженерных, общественных и специальных дисциплин (в т. ч. новейших направлений технического прогрессамикроэлектроники, цифровой связи, вычислительной техники и др.). Общий годовой выпуск инженеров по специальностям радиотехники и связи превышает 20 тыс. чел., из которых свыше 50% готовятся на дневных факультетах.

  С развитием в 20—30-е гг. производства электронных ламп началась подготовка специалистов по электронной технике, с 50-х гг. — инженеров по полупроводниковым электронным приборам. Достижения в области использования электронных и квантовых процессов в твёрдом теле обусловили необходимость подготовки (в ряде политехнических и электротехнических институтов и в некоторых университетах) специалистов по материалам электронной техники. В 60-е гг. значительно расширился выпуск инженеров по специальностям прикладной электроники, занимающим промежуточное положение между радиотехническими и электротехническими специальностями, по электронной вычислительной технике, по электронной регулирующей аппаратуре и др. См. Электротехническое образование.

Техников с Радиотехническое образование готовят средние специальные учебные заведения по 19 более узким специальностям; в их числе: радио-аппаратостроение; телевизионная техника и радиорелейная связь; проводная связь; радиосвязь и радиовещание; радиотехнические измерения и др. Ежегодный выпуск техников по специальностям этой группы составляет 30—35 тыс. чел. В 1973/74 учебном году только по группе специальностей «радиотехника и связь» в вузах обучалось 146,6 тыс. чел., выпуск составил 21,5 тыс. чел., приём — 28,6 тыс.; в техникумах соответственно: 136,2 тыс., 29,8 тыс., 38,7 тыс. чел. Подготовка квалифицированных рабочих по радиотехнике и связи осуществляется в системе профессионально-технического образования.

В ряде др. социалистических стран Радиотехническое образование осуществляется по специальностям и учебным планам, близким к сов. Радиотехническое образование В некоторых странах (например, в ГДР) преобладают специальности широкого профиля (например, «высокочастотная техника» или «электросвязь») с более узкой специализацией в период производственной стажировки и дипломного проектирования. В вузах капиталистических стран базовое Радиотехническое образование отделяется от специализации. Крупнейшие центры Радиотехническое образование: в зарубежных социалистических странах — Машинно-электротехнический институт им. В. И. Ленина в Софии (Болгария), Политехнический институт в Будапеште (Венгрия), Высшее училище транспорта и связи им. Ф. Листа и Технический университет в Дрездене (ГДР), Политехнические институты в Гданьске и Вроцлаве и Технический университет в Варшаве (Польша), Политехнический институт в Бухаресте (Румыния), Высшее техническое училище в Братиславе (Чехословакия) и др.; в капиталистических странах — Станфордский, Иллинойсский, Принстонский, Западно-Виргинский, Висконсийский, Колумбийский университеты, Массачусетский технологический институт (США), университеты Токио и Хоккайдо (Япония), университеты в Манчестере, Саутхемптоне, Бирмингеме, Солфорде, Брайтоне (Великобритания), Парижский, Римский университеты и др.

 

  Лит.: Из истории отечественной радиопромышленности, [М.], 1962; Чистяков Н. И., Радиотехническое инженерное образование в СССР за 50 лет, «Известия высших учебных заведений. Радиоэлектроника», 1967, т. 10, № 12; ЛЭТИ за 50 лет Советской власти, «Известия Ленинградского электротехнического института», 1968, сб. 76; Chistiakov N. J., The training of telecommunication engineers in the USSR, «Telecommunication Journal», 1970, v. 37, № 7.

  Н. И. Чистяков.

 

Так же Вы можете узнать о...


Бамбуковые, бамбуки (Ваmbusoideae), подсемейство злаков, иногда выделяемое в особое семейство (Bambusaceae).
Венгеро-румынский договор 1948 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан 24 января в Будапеште со стороны Венгрии председателем Совета Министров Л.
Глубокая печать, один из основных видов полиграфической техники (см.
Дхол (арм.), ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана; см.
Кальвин Жан Кальвин (Calvin, латинизир. Calvinus, франц.
Косминский Евгений Алексеевич [21.10(2.11).1886, Варшава, — 24.
Ляудининки (от литовского liaudininkas, буквально — народник), полное название — Союз крестьян ляудининков Литвы, либеральная партия средней и мелкой буржуазии Литвы.
Муханов Петр Александрович Муханов Пётр Александрович [7(18).1.1799 — 19.
Палеогнатизм, то же, что дромеогнатизм.
Прорыв, важнейший этап наступления, заключающийся во взломе подготовленной обороны и уничтожении основной группировки противника на определённом участке фронта огнем артиллерии, ударами авиации и другими средствами поражения, атакой танковых и мотострелковых войск с последующим развитием действий в глубину и в стороны флангов.
Северная (нордийская) раса, термин, предложенный французским антропологом Ж.
Суонси (Swansea), город в Великобритании в Южном Уэльсе, в графстве Уэст-Гламорган.
Устье (река в Ярославской обл.) Устье, река в Ярославской области РСФСР, левый приток р.
Черепные, подтип животных типа хордовых; то же, что позвоночные.
Абсолютная идея, одно из главных понятий в философских системах объективного идеализма.
Барабанная перепонка, тонкий листок, образованный соединительной тканью и эпителием, расположенный в ухе у наземных позвоночных животных и у человека кнаружи от барабанной полости.