Средние специальные учебные заведения

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СРА
СРБ
СРЕ
СРИ
СРО
СРТ
СРУ
СРЫ

Средние специальные учебные заведения СССР, готовят кадры со средним специальным образованием для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, различных отраслей культуры, здравоохраненияорганизаторов труда низовых рабочих звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, непосредственных исполнителей квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующих теоретических знаний; осуществляют также повышение квалификации этих кадров.

  Первые средние специальные (технические, медицинские, с.-х., педагогической и др.) училища и школы военные и гражданские появились в Европе в 18 в., и России — горнозаводские школы на Урале, артиллерийская школа (основана в 1712), военная фельдшерская школа (1754), театральное училище (1783), учительская семинария (1786), акушерская школа (1797) — в Петербурге; военная фельдшерская школа (1764), коммерческое училище (1773), акушерская школа (1797) — в Москве и др. С развитием промышленности, экономики и культуры в 19 в. стали создаваться промышленные, технические, с.-х. и др. училища и школы: Московская земледельческая школа (1822), Красноуфимское (1875), Московское (1883), Иркутское (1889) промышленные технические училища, Комиссаровское (1886, в Москве), Брянское (1890) технические училища, Харьковское с.-х. училище (1855). Выпускники получали звание техника (по механическим, строительным, химическим, горнозаводским и др. специальностям), младшего агронома, помощника агронома и др. Специалистов для торгового флота готовили мореходные и судостроительные училища, в том числе Архангельское дальнего плавания (1841), Ростовское мореходное (1876), Одесское торгового мореплавания (1898); служащих банков, торговых фирм и коммерсантов для ведения самостоятельных торговых операций — коммерческие училища; учителей начальник школ — учительские семинарии; фельдшеров — гражданские фельдшерские школы. К концу 19 в. было 143 Средние специальные учебные заведения, в том числе 14 средних технических училищ, 12 с.-х., 11 мореходных, судостроительных и училищ судовых механиков, 64 учительские семинарии, 34 фельдшерские школы и др. В начале 20 в. царское правительство вынуждено было расширить сеть Средние специальные учебные заведения В 1914/15 действовало 450 Средние специальные учебные заведения (54 тыс. учащихся), в том числе 50 промышленных, строительных и транспортных, свыше 20 с.-х. и землемерных, 65 фельдшерских и акушерских. В Киргизии, Таджикистане и Туркмении не было ни одного Средние специальные учебные заведения, в Узбекистане и Армении — по одному.

  В первые годы Советской власти было организовано около 450 новых Средние специальные учебные заведения (получивших наименование техникумов). В 1921/22 работало 936 техникумов (123,3 тыс. учащихся), которые готовили кадры по отраслевым группам специальностей — горные, металлургические, механические, электромеханические, химические, строительные, текстильные, пищевые, индустриально-земледельческие, фотокинотехнические, транспортные, с.-х., медицинские, педагогические и др. В 30-е гг. номенклатура специальностей значительно расширилась, были созданы вечерние и заочные отделения в техникумах (в 1930 — при 584 техникумах). Организованы новые техникумы на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири, Казахстане, республиках Средней Азии — преимущественно вблизи крупных промышленных строек. В 1940 было 3773 Средние специальные учебные заведения (974,8 тыс. учащихся, в т. ч. 787,3 тыс. на дневных отделениях). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 свыше 600 Средние специальные учебные заведения было разрушено; в 1945—46 действовало 3169 техникумов и училищ (1007,7 тыс. учащихся). В 50-е гг. для подготовки специалистов без отрыва от работы на производстве были открыты специализированные вечерние и заочные техникумы, расширена сеть вечерних и заочных отделений при дневных учебных заведениях.

  В 1975 работало около 4300 Средние специальные учебные заведения, в том числе 41 заочное и 223 вечерних (4,5 млн. учащихся, из них 2,8 млн. в системе дневного обучения, 53% учащихся составляли женщины). Средние специальные учебные заведения созданы во всех союзных республиках (см. табл.).

 

1914/15 (в современных границах)

1974/75

 

число учебных заведений

количество учащихся, тыс.

число учебных заведений

количество учащихся, тыс.

Всего в СССР

450

54,3

4286

1477

В том числе:

РСФСР

Украинская ССР

Белорусская ССР

Узбекская ССР

Казахская ССР

Грузинская ССР

Азербайджанская ССР

Литовская ССР

Молдавская ССР

Латвийская ССР

Киргизская ССР

Таджикская ССР

Армянская ССР

Туркменская ССР

Эстонская ССР

  297 88 15 1 7 5 3 13 5 11     1   4

  35,4 12,5 1,4 0,1 0,3 0,5 0,5 1,5 0,5 1,3     0,1   0,2

  2477 731 131 183 207 95 77 78 47 54 37 38 64 30 37

  2673 779 152 176 226 50 71 67 53 40 42 38 51 28 24

 

  Различают две основные группы Средние специальные учебные заведения: техникумы (промышленные, строительные, транспорта и связи, с.-х., экономические, кооперативные и др.) и училища (педагогические, медицинские, музыкальные, художественные, театральные и др.). Некоторые по традиции называются школами (культпросвет-школы, школы милиции); некоторые (морские и речные, технические) сохраняют традиционные название училищ. Особая группа — средние военно-учебные заведения. В 60-е гг. сформировался новый тип Средние специальные учебные заведения — совхоз-техникум, где учебный процесс органически сочетается с производством с.-х. продукции. В 1975 было свыше 200 совхозов-техникумов.

  Средние специальные учебные заведения, как правило, осуществляют подготовку специалистов по нескольким близким по профилю специальностям, в отдельных случаях создаются политехнические учебные заведения.

  Структура и содержание работы Средние специальные учебные заведения определены «Положением о средних специальных учебных заведениях СССР», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1969. Средние специальные учебные заведения обычно находятся в ведении отраслевых министерств, для которых они готовят специалистов, некоторые — министерств высшего и среднего специального образования или министерств просвещения (народного образования) союзных республик. Общее руководство осуществляет министерство высшего и среднего специального образования СССР.

  В состав Средние специальные учебные заведения входят отделения, которые создаются как по формам обучения (дневные, вечерние, заочные), так и по группам однородных специальностей (технологические, электротехнические, механические и др.). Многие техникумы и училища имеют свои филиалы, учебно-консультационные пункты на предприятиях, стройках, в организациях и учреждениях и т.д.

  Учебный процесс организуется по учебным планам и программам, утвержденным министерством высшего и среднего специального образования СССР. Программы некоторых специальных предметов разрабатываются и утверждаются по поручению министерства высшего и среднего специального образования СССР отраслевыми министерствами или ведомствами.

  Существуют единые правила приёма в Средние специальные учебные заведения Право поступления гарантировано всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, социального происхождения и имущественного положения. На дневные отделения принимаются лица до 30 лет (на вечерние и заочные — без ограничения возраста), окончившие не менее 8 классов средней школы. Для окончивших среднюю общеобразовательную школу существуют группы с сокращённым сроком обучения. Поступающие сдают, как правило, 2—3 конкурсных экзамена: окончившие 8-летнюю школу — по русскому языку (диктант) и математике (письменно и устно), выпускники средней школы — по русскому языку и литературе (сочинение) и профилирующему предмету (например, на технологические специальности — по химии, на механические и строительные — по математике). В некоторых Средние специальные учебные заведения проводится вступительный экзамен, имеющий целью определение способностей абитуриента в области избранной профессии (например, в художественных — по рисованию, в музыкальных — по музыкальной грамоте). Лица, окончившие среднюю школу с золотой медалью или 8-летнюю школу с похвальной грамотой, принимаются без экзаменов.

  Срок обучения на дневных отделениях для лиц, окончивших 8-летнюю школу, 3—4 г., для окончивших среднюю общеобразовательную школу — 1,5—3 г., преимущественно 2,5 г. Выпускники получают диплом единого образца, им вручается нагрудный знак, утвержденный для лиц, окончивших Средние специальные учебные заведения

  Для учащихся издаются специальные учебники и учебные пособия по общетехническим и профилирующим дисциплинам. Большинство учащихся (свыше 70%) получает стипендии; многие учебные заведения имеют общежития для учащихся. Средние специальные учебные заведения играют значительную роль в осуществлении всеобщего среднего образования в стране. В 1971—75 в них получили среднее образование свыше 3 млн. чел. Различного типа Средние специальные учебные заведения существуют в большинстве других стран (см. разделы Просвещение, Народное образование в статьях о странах, а также статьи об отраслях специального образования, например Горное образование, Педагогическое образование).

  Б. А. Кузьмин.

 

Так же Вы можете узнать о...


Социалистическая партия Чили (СПЧ; Partido Socialista de Chile), основана в 1933.
Шейдаи (ок. 1730 — 1800), туркменский поэт 18 в.
Ван Ян-мин, Ван Шоу-жэнь (1472—1528), китайский философ, субъективный идеалист, последователь Лю Цзю-юаня, утверждавший, что вне сознания нет ни неба, ни земли.
Ива (растение сем. сложноцветных) Ива (Iva), род растений семейства сложноцветных; то же, что циклахена.
Малиновка (неск. видов птиц) Малиновка, название нескольких видов мелких певчих птиц, чаще всего зарянки.
Порообразователи, вещества, используемые в производстве пористых материалов для создания в первоначально сплошном теле (среде) системы соединённых каналов-пор или изолированных пор-ячеек.
Тетеревиные (Tetraonidae), семейство птиц отряда куриных.
Абиссальные отложения, глубоководные отложения, занимающие около 90% площади дна Мирового океана.
Ганзен Петр Готфридович [12(24)10. 1846, Копенгаген, — 23.
Катадромные миграции рыб, движение рыб из рек в моря для икрометания.
Мосин Сергей Иванович [2(14).4.1849, с. Рамонь, ныне Рамонского района Воронежской области, — 26.
Риккетсиозы (Rickettsiosis), группа инфекционных заболеваний человека и животных, вызываемых риккетсиями: характеризуется распространением через кровососущих членистоногих — переносчиков инфекции.
Фелюга (итал. feluca, от араб. фулука – лодка), небольшое парусное судно прибрежного плавания; используется в Средиземном, Чёрном, Азовском, Каспийском и Аральском морях для перевозки грузов или рыбного промысла.
Ассоциативное программирование, совокупность способов решения информационно-логических задач, основанных на программной реализации ассоциативных связей между данными, хранящимися в запоминающих устройствах (ЗУ) цифровых вычислительных машин (ЦВМ); раздел программирования для ЦВМ в иностранной литературе известен под названием: списковая обработка данных, узловой способ организации данных, способ цепной адресации, метод управляющих слов.
Давиденко Александр Александрович [1(13).4.1899, Одесса, — 1.
«Космос» (ракета-носитель) «Космос» ракета-носитель, советская 2-ступенчатая ракета-носитель, используемая с 16 марта 1962 для выведения на орбиты ИСЗ серии «Космос».
Одесский университет им. И. И. Мечникова, один из старейщих университетов России, ведёт свою историю с 1865, когда в Одессе был основан Новороссийский университет, реорганизованный в первые годы Советской власти в ряд самостоятельных вузов.