Резцовая гравюра

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЭ
РЕЮ
РЕЯ

Резцовая гравюра (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving), старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются с помощью острого резца (штихеля). Резцовая гравюра возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. В средние века распространился приём заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом чернью. Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге. Размножение этих оттисков, имевших первоначально значение образцов для оружейников, «золотых и серебряных дел» мастеров, и привело (очевидно, в 1-й половине 15 в.) к появлению собственно Резцовая гравюра Наиболее старые примеры Резцовая гравюра — наивно выполненные игральные карты, листы с изображением Богоматери, святых, евангельских сцен и т. п., распространявшиеся вдоль р. Рейн (главной торговой артерии Западной Европы), в областях Швейцарии и Германии, в Эльзасе и в Нидерландах. Искусство Резцовая гравюра совершенствовалось в 15 в. в работах анонимных мастеров орнамента, применявшегося в «серебряном деле» (мастер монограммы «ES» и др.), и достигло расцвета к концу 15 в. в творчестве М. Шонгауэра, А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии. Расцвет Резцовая гравюра в Нидерландах произошёл в 16 в. (Лука Лейденский), а во Франции — в 17 в. (Р. Нантёй и др.). Старые мастера Резцовая гравюра добивались большой убедительности в передаче облика человека, деталей быта, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения, создавали образы, полные глубокого философского звучания. Для техники Резцовая гравюра характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; чёткие штрихи точно очерчивают и моделируют объёмную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Однако ограниченность художественных возможностей Резцовая гравюра (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы), её исключительная трудоёмкость привели в 17 в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей. Областью Резцовая гравюра, сохранявшейся за ней до 19 в., осталось исполнение географических карт, видов городов (ведут), научных иллюстраций и особенно репродукций (в листах большого размера) произведений живописи, скульптуры и архитектуры для изданий альбомного типа (т. н. увражей).

Лука Лейденский. «Ламех и Каин». 1524. Резцовая гравюра.

Лука Лейденский. «Ламех и Каин». 1524.

М. Раймонди. «Лукреция». 1510. Резцовая гравюра.

М. Раймонди. «Лукреция». 1510.

А. Дюрер. «Морское чудище». Около 1500. Резцовая гравюра.

А. Дюрер. «Морское чудище». Около 1500.

М. Шонгауэр. «Искушение св. Антония». Около 1471—73. Резцовая гравюра.

М. Шонгауэр. «Искушение св. Антония». Около 1471—73.

А. Мантенья. «Вакханалия с винной бочкой». 2-я половина 15 в. Резцовая гравюра.

А. Мантенья. «Вакханалия с винной бочкой». 2-я половина 15 в.

  В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в.) техника Резцовая гравюра распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.) в конце 17 в. и использовалась в оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). В 18 в. видовые, батальные и Резцовая гравюра иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к Резцовая гравюра в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов. В 19 в. в петербургской АХ традиции Резцовая гравюра сохранялись в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана. В начале 19 в. особым видом была «очерковая», контурно-линейная Резцовая гравюра, образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и выполнялись по рисункам художников классицизма (например, Резцовая гравюра итальянского мастера Т. Пироли по рисункам англичанина Дж. Флаксмена); в России совершенства в этом виде Резцовая гравюра достиг Ф. П. Толстой (иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» по собственным композициям, 1820—33).

И. Ф. Зубов. «Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту». Около 1727—30. Резцовая гравюра.

И. Ф. Зубов. «Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту». Около 1727—30.

  С развитием фотомеханических способов репродукции Резцовая гравюра в значительной мере утрачивает своё значение: со 2-й половине 19 в. она применяется в основном при изготовлении государственных бумаг, денежных знаков и т. п. Разновидности Резцовая гравюра на стали (1-я половина 19 в.), органическом стекле или пластмассе (20 в.) не имели для искусства большого значения. Вместе с тем в 20 в. выдвигается ряд крупных мастеров Резцовая гравюра в её «чистом виде» (Д. И. Митрохин в СССР, Ж. Лабурер во Франции, Д. Галанис в Греции и др.).

А. Г. Ухтомский. «Вид дворца в Павловске». С картины С. Ф. Щедрина. Резцовая гравюра.

А. Г. Ухтомский. «Вид дворца в Павловске». С картины С. Ф. Щедрина.

 

Б. Бехам. Портрет Леонхара фон Эка. 1527. Резцовая гравюра.

Б. Бехам. Портрет Леонхара фон Эка. 1527.

  Лит. см. при ст. Гравюра.

М. И. Махаев. Портрет первого русского солдата Бухвостова. После 1728. Резцовая гравюра.

М. И. Махаев. Портрет первого русского солдата Бухвостова. После 1728.

  А. А. Сидоров.

Так же Вы можете узнать о...


Щур (Pinicola enucleator), птица семейства вьюрковых отряда воробьиных.
Академия наук Украинской ССР, высшее научное учреждение УССР и один из крупнейших научных центров СССР.
Бакбо (залив Южно-Китайского моря) Бакбо, Тонкинский залив, залив Южно-Китайского моря у берегов Китая и Вьетнама.
Буганда (Buganda), государство в Африке, существовавшее в южной части современной Уганды, по-видимому, с 15 в.
Враца, город на северо-западе Болгарии, у северных предгорий Стара-Планины.
Государственный банк Чехословакии, единый эмиссионный, расчётный, кредитный и кассовый центр Чехословакии.
Дорожная одежда, совокупность конструктивных слоёв дорожного покрытия, выполненных из различных материалов.
Иммортели (от франц. immortel — бессмертный), растения нескольких родов семейства сложноцветных; то же, что бессмертники.
Кеноша (Kenosha), город на С. США, в штате Висконсин, на западном берегу озера Мичиган, между Чикаго и Милуоки.
Красноярский край в составе РСФСР. Образован 7 декабря 1934.
Лоджия (итал. loggia, от древневерхненем. laubja — беседка), помещение, входящее обычно в общий объём здания и огражденное от внешнего пространства аркадой, колоннадой, парапетом или решёткой.
Микенас Юозас Йокубо [30.1(12.2).1901, хутор Скардупис, ныне Даугавпилсского района Латвийской ССР, — 24.
Никифоров Павел Михайлович [5(17).6.1884, Петербург, — 2.