Сарьян Мартирос Сергеевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЦ
САЧ
САЯ

Сарьян Мартирос Сергеевич [16(28).2.1880, Нахичевань-на-Дону, ныне в черте г. Ростов-на-Дону, — 5.5.1972, Ереван], советский живописец, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), действительный член АН Армянской ССР (1956), Герой Социалистического Труда (1965). Председатель Союза художников Армянской ССР (1947—51). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1904), где в 1902—04 совершенствовался в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок «Голубая роза», Союз русских художников, «Мир искусства», «Четыре искусства». В ранних произведениях Сарьян Мартирос Сергеевич сказочность восточных мотивов сочетается с музыкальностью композиционных ритмов и подчёркнутой декоративностью колорита. Тяготение к слиянию декоративного и конструктивно-предметного начал, проявившееся в работах конца 1900-х гг. («Автопортрет», темпера, 1909, Третьяковская галерея), с особой силой выражено в произведениях, созданных в период поездок в Турцию, Египет и Иран (1910—13). Контрастно сопоставляя пятна чистых тонов и добиваясь экспрессивного лаконизма композиции, Сарьян Мартирос Сергеевич сохраняет предельную чувственную убедительность мотивов Востока и вместе с тем придаёт им почти фресковую монументальностьФиниковая пальма», темпера, 1911, там же). Известное влияние искусства П. Гогена и А. Матисса, свойственное этим произведениям, сказывается в натюрмортах 1910-х гг., а также в портретах. После Октябрьской революции 1917 главной темой творчества художника становятся жизнь и природа Армении, где он жил с 1921. С 1920-х гг. работает в основном в технике масляной живописи, первоначально сохраняя плоскостную декоративность цвета («Армения», 1923, Картинная галерея Армении, Ереван), но затем вводя в свои произведения сложные тональные отношения, нередко прибегая к дробному мазку, в чём сказалось и воздействие импрессионизма, с особой остротой испытанное Сарьян Мартирос Сергеевич во время пребывания в Париже в 1926—28. С 1930-х гг. аспекты изображения родной природы в пейзажах Сарьян Мартирос Сергеевич становятся особенно многообразными. Художник создаёт также многочисленные портреты, сочетая в них острую, порой почти гротескную характерность с вниманием к наиболее устойчивым душевным состояниям своих персонажейР. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой», см. илл.), праздничные по колориту натюрморты («Осенний натюрморт», см. илл.). Важнейшей областью творчества Сарьян Мартирос Сергеевич 40—60-х гг. является пейзаж. Чаще всего Сарьян Мартирос Сергеевич писал горы, зафиксированные в то время, когда летнее солнце скрадывает нюансы, оставляя лишь большие пространственные планы и контрастные цветовые и свето-воздушные отношения; эпическую обобщенность видения, высокий патриотический пафос сочетаются в пейзажах Сарьян Мартирос Сергеевич с острым чувством современности, благодаря чему природа в них, при всей её грандиозности, никогда не воспринимается вне связи с жизнью и трудом людей (цикл из 7 картин «Моя Родина», в том числе «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна», и др.; 1952—58, Ленинская премия 1961, см. илл.). Сарьян Мартирос Сергеевич работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1933, и др.) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» Спендиарова в Театре оперы и балета им. А. Спендиарова, 1938—39, Ереван; Государственная премия СССР, 1941, и др.). Творчество Сарьян Мартирос Сергеевич сыграло ведущую роль в складывании национальной школы армянской советской живописи. Депутат Верховного Совета СССР 2—4-го созывов. Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

М. Сарьян. Портрет А. Исаакяна. 1940. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван. Сарьян Мартирос Сергеевич.

М. Сарьян. Портрет А. Исаакяна. 1940. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван.

<a target=М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян. «Улица. Полдень. Константинополь». 1910. Третьяковская галерея. Москва. Сарьян Мартирос Сергеевич." alt="М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян. «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна». 1952. Картинная галерея Армении. Ереван."

М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян. «Улица. Полдень. Константинополь». 1910. Третьяковская галерея. Москва. Сарьян Мартирос Сергеевич.

М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян. «Улица. Полдень. Константинополь». 1910. Третьяковская галерея. Москва.

М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян. Сарьян Мартирос Сергеевич.

М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян.

М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян. «Горы». 1923. Третьяковская галерея. Москва. Сарьян Мартирос Сергеевич.

М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян. «Горы». 1923. Третьяковская галерея. Москва.

М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян. Портрет Р. Н. Симонова. 1939. Музей искусства народов Востока. Москва. Сарьян Мартирос Сергеевич.

М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян. Портрет Р. Н. Симонова. 1939. Музей искусства народов Востока. Москва.

М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян. «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна». 1952. Картинная галерея Армении. Ереван.

М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян.«Автопортрет с палитрой». 1942. Картинная галерея Армении. Ереван. Сарьян Мартирос Сергеевич.

М. Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян.«Автопортрет с палитрой». 1942. Картинная галерея Армении. Ереван.

М. Сарьян. «Осенний натюрморт». 1961. Третьяковская галерея. Москва. Сарьян Мартирос Сергеевич.

М. Сарьян. «Осенний натюрморт». 1961. Третьяковская галерея. Москва.

 

  Соч. в рус. пер.: Из моей жизни, 2 изд., М., 1971.

 

  Лит.: Волошин М., Сарьян, «Аполлон», 1913, № 9; Михайлов А. И., Мартирос Сергеевич Сарьян, М., 1958; Дрампян Р., Сарьян, [М.], 1964.

Так же Вы можете узнать о...


Ракитин Юрий Владимирович [р. 23.3(5.4).1911, г.
Сейтлиев Кара (1.1.1915, с. Караган, ныне Бахарденского района, — 2.
Стержень (в теории колебании) Стержень в теории колебании, упругое твёрдое тело, длина которого значительно превышает его поперечные размеры.
Трибоэлектрическая дефектоскопия, метод дефектоскопии, основанный на определении электродвижущей силы, возникающей при трении разнородных материалов (см.
Фролищи, посёлок городского типа в Дзержинском районе Горьковской области РСФСР.
Шатун, звено плоского механизма, связанное с другими подвижными звеньями посредством вращательных кинематических пар и совершающее сложное плоское движение.
Абжалилов Халил Галеевич [17(29).9.1896 — 18.
Атлант (мифол.) Атлант, в древнегреческой мифологии титан, держащий на своих плечах небесный свод по приказу Зевса в наказание за участие в борьбе титанов против богов.
Брадикардия (от греч. bradys — медленный и kardia — сердце), уменьшение частоты сердечных сокращений ниже 60 ударов в 1 мин.
Воробьёв Максим Никифорович [6(17).8.1787, Псков, — 30.
Готовности коэффициент, одно из важных понятий надёжности в технике; вероятность того, что изделие (двигатель, станок, прибор и т.
Дубильные материалы, части растений или их экстракты, содержащие танниды, используемые в кожевенном производстве для дубления кожи.
Инфракрасная фотография, ИК-фотография, получение фотоснимков в инфракрасном излучении.
Клаус Йозеф Клаус (Klaus) Йозеф (р. 15.8.1910, Маутен, Каринтия), австрийский государственный деятель.
Кумамото (префектура в Японии) Кумамото, префектура в Японии, на З. острова Кюсю.
Максимов Николай Александрович [9(21).3.1880, Москва, — 9.
«Московский телеграф», русский двухнедельный литературный и научный журнал, издававшийся в 1825—1834 в Москве Н.
Октябрьский (пос. гор. типа в Костромской обл.) Октябрьский, посёлок городского типа в Мантуровском районе Костромской области РСФСР.
Платёжное требование в СССР, приказ поставщика перечислить ему соответствующую сумму средств со счёта плательщика за отгруженные товары или оказанные услуги при акцептной форме расчётов.