Матисс Анри Эмиль Бенуа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЁ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЭ
МАЮ
МАЯ

Матисс (Matisse) Анри Эмиль Бенуа (31.12.1869, Ле-Като, Пикардия, — 3.11.1954, Симьез, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор. Учился в Париже — в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895—99) у Г. Моро; копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена, искусства арабского Востока, в известной мере — древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства; в 1911 посетил Москву). В 1905—07 лидер фовизма. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс Анри Эмиль Бенуа утверждает новый тип художественной выразительности, используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, то интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве «Танец» и «Музыка», оба — 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста («Мастерская художника», 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). В сдержанно-суровой манере работ Матисс Анри Эмиль Бенуа 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизмаУрок музыки», 1916—17, Музей современного искусства, Нью-Йорк); произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия «Одалиски»). В 30—40-е годы Матисс Анри Эмиль Бенуа как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса «Танец», 1931—32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем («Ветка сливового дерева», 1948, частное собрание, Нью-Йорк).

  Творчеству Матисс Анри Эмиль Бенуа в целом присущ ряд общих черт. Стремясь противопоставить бурной напряжённости жизни 20 века вечные ценности бытия, он воссоздаёт его праздничную сторону — мир бесконечного танца, безмятежного покоя идиллических сцен, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. Цель Матисс Анри Эмиль Бенуа — увлечь зрителя в эту сферу идеальных образов и грёз, сообщить ему чувство умиротворения или смутной, но завораживающей тревоги. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета («Красные рыбы», 1911; «Натюрморт с раковиной», 1940; обе работы — в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

  Как график, работая пером, карандашом, углем, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс Анри Эмиль Бенуа оперирует главным образом линией, тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон [серия «Темы и вариации», уголь, перо, 1941; иллюстрации: к «Стихам» Малларме, к «Пасифае» де Монтерлана, к «Стихам о любви» Ронсара]. В 40-е годы Матисс Анри Эмиль Бенуа часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—47). К скульптуре Матисс Анри Эмиль Бенуа обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20—30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Последняя работа Матисс Анри Эмиль Бенуа — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953).

  Хотя Матисс Анри Эмиль Бенуа не обращался к конкретным событиям современности, непосредственно не откликался на общественные потрясения эпохи, мажорное звучание его произведений, постоянно проявляющийся в них оптимизм мироощущения отводят его творчеству значительное место в ряду гуманистических ценностей 20 века. Матисс Анри Эмиль Бенуа принадлежал к прогрессивным кругам французской интеллигенции, был активным борцом за мир, с симпатией относился к СССР. В музеях Москвы и Ленинграда — одно из лучших в мире собраний произв. художника.

 

  Соч.: Сборник статей о творчестве, [перевод с французского и немецкого], Матисс Анри Эмиль Бенуа, 1958.

 

  Лит.: Ромм А. Г., Матисс, Матисс Анри Эмиль Бенуа, 1935; Алпатов Матисс Анри Эмиль Бенуа В., Матисс, Матисс Анри Эмиль Бенуа, 1969; Матисс. Живопись. Скульптура. Графика. Письма. [Каталог произведений в музеях СССР], Л., 1969; Fry R., Henri Matisse, N. Y., 1935; Barr A. Н., Matisse. His art and his public, N. Y., 1951; Leymarie J., Read Н., Liebermann W. S., Henri Matisse. [Catalogue of the Н. Matisse retrospective], Berk., 1966; Henri Matisse. Exposition du centenaire, P., 1970.

  В. А. Калмыков.

<a target=<a target=А. Матисс. Автопортрет. Государственный художественный музей. Копенгаген. Матисс Анри Эмиль Бенуа." alt="А. Матисс. Автопортрет. Государственный художественный музей. Копенгаген." Матисс Анри Эмиль Бенуа." alt="А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам о любви» Ронсара. 1948."

А. Матисс. Автопортрет. Государственный художественный музей. Копенгаген. Матисс Анри Эмиль Бенуа.

А. Матисс. Автопортрет. Государственный художественный музей. Копенгаген.

А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам о любви» Ронсара. 1948.

А. Матисс. Илл. к «Стихам» С. Малларме. Офорт. Лозанна. 1932. Матисс Анри Эмиль Бенуа.

А. Матисс. Илл. к «Стихам» С. Малларме. Офорт. Лозанна. 1932.

А. А. Матисс. Иллюстрации к «Пасифае» А. Де Монтерлана. 1944. Матисс Анри Эмиль Бенуа.

А. А. Матисс. Иллюстрации к «Пасифае» А. Де Монтерлана. 1944.

Так же Вы можете узнать о...


Саркоспоридии, мясные споровики, паразитические простейшие из рода Sarcocystis.
Силезия (польск. Śląsk, чеш.
Соломосилосорезка, машина для резки соломы и силосуемой зелёной массы в процессе подготовки и заготовки кормов для с.
Стоюнин Владимир Яковлевич [16(28).12.1826, Петербург, — 4(16).
Тасбугет, посёлок городского типа, центр Сырдарышского района Кзыл-Ординской области Казахской ССР, подчинён Кзыл-Ординскому облсовету.
Топчиев Александр Васильевич [27.7(9.8).1907, с.
Узел (матем.), один из видов особых точек дифференциального уравнения.
Фигуры стилистические (греч. schema, лат. figura — очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания.
Ханджян Агаси Гевондович [30.1(12).2.1901 — 9.
Центровальный станок ,металлорежущий станок из группы сверлильных для центрования.
Шагающий конвейер, транспортирующая машина, предназначенная для периодического прямолинейного перемещения штучных грузов в сборочных, литейных и других цехах промышленных предприятий.