Серов Валентин Александрович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Серов Валентин Александрович [7(19). 1.1865, Петербург, — 22.11(5.12). 1911, Москва], русский живописец. Сын А. Н. Серова. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880—85) у П. П. Чистякова. Творчество Серов Валентин Александрович раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серов Валентин Александрович оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка (см. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов Валентин Александрович Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888; обе в Третьяковской галерее). В этих произведениях Серов Валентин Александрович, воспевая юность и красоту, передавая чувство счастья и радости бытия, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма. С начала 1890-х гг. портрет стал основным жанром в творчестве Серов Валентин Александрович, приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало. Излюбленными моделями Серов Валентин Александрович становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891—93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. Серов Валентин Александрович Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, — все в Третьяковской галерее). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи 2-й половины 1880-х гг., Серов Валентин Александрович теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения портретируемого. Получив широкую известность, став в 1894 членом Товарищества передвижных художеств, выставок (см. Передвижники), Серов Валентин Александрович вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея; Серов Валентин Александрович М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, — оба в Русском музее в Ленинграде). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов Валентин Александрович всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания. Одновременно в творчестве Серов Валентин Александрович развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей Серов Валентин Александрович стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Серов Валентин Александрович часто обращался к различным графическим техникам — акварели (портрет Серов Валентин Александрович М. Лукомской, 1900, Третьяковская галерея), пастели, литографии и пр. Рисунок Серов Валентин Александрович постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, — оба в Третьяковской галерее; многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895—1911, Третьяковская галерея, Русской музей и другие собрания). В 1890-х — начале 1900-х гг. Серов Валентин Александрович часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов — скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности («Октябрь. Домотканово», 1895, Третьяковская галерея; «Баба в телеге», 1899, Русский музей). В дальнейшем в картинах на крестьянские сюжеты нарастало активно-романтическое начало, выявленное в декоративном решении («Стригуны на водопое», пастель, 1904, Третьяковская галерея). В поздний период (начало 1900-х гг.) Серов Валентин Александрович связан с «Миром искусства» (членом объединения Серов Валентин Александрович стал с момента его возникновения). На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серов Валентин Александрович: в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля «модерн», неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. В середине 1900-х гг. Серов Валентин Александрович создаёт несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, Серов Валентин Александрович развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости [портреты М. Горького (1904, музей А. М. Горького, Москва); М. Н. Ермоловой (1905), Ф. И. Шаляпина (уголь, 1905) — оба в Третьяковской галерее]. В портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911; все в Третьяковской галерее), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911; оба в Русский музее) Серов Валентин Александрович, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально-обусловленных черт в человеке. Демократические убеждения Серов Валентин Александрович ярко проявились в годы Революции 1905—07: он создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих карателей; будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место в позднем творчестве Серов Валентин Александрович занимала историческая живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников «Мира искусства», отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки («Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи («Петр 1», темпера, 1907, Третьяковская галерея; см. илл.). В последние годы жизни Серов Валентин Александрович создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, Серов Валентин Александрович даёт собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения Серов Валентин Александрович принадлежат к вершинам рус. реалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1909). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. Серов Валентин Александрович Сарьян, К. Серов Валентин Александрович Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.

<a target=<a target=В. А. Серов. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Ивана Грозного. Офорт, сухая игла. 1897. Серов Валентин Александрович." alt="В. А. Серов. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Ивана Грозного. Офорт, сухая игла. 1897." Серов Валентин Александрович." alt="В. А. Серов. «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту». 1900. Русский музей. Ленинград."

В. А. Серов. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Ивана Грозного. Офорт, сухая игла. 1897. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Ивана Грозного. Офорт, сухая игла. 1897.

В. А. Серов. Портрет Ф. Таманьо. 1891—93. Третьяковская галерея. Москва. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. Портрет Ф. Таманьо. 1891—93. Третьяковская галерея. Москва.

В. А. Серов. Портрет Ф. Ф. Юсупова. 1903. Русский музей. Ленинград. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. Портрет Ф. Ф. Юсупова. 1903. Русский музей. Ленинград.

В. А. Серов. Портрет работы художника И. Е. Репина. Уголь. 1901. Третьяковская галерея. Москва. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. Портрет работы художника И. Е. Репина. Уголь. 1901. Третьяковская галерея. Москва.

В. А. Серов. Портрет Г. Л. Гиршман. Темпера. 1907. Третьяковская галерея. Москва. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. Портрет Г. Л. Гиршман. Темпера. 1907. Третьяковская галерея. Москва.

В. А. Серов. Портрет О. К. Орловой. 1911. Русский музей. Ленинград. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. Портрет О. К. Орловой. 1911. Русский музей. Ленинград.

В. А. Серов. Портрет балерины Т. П. Карсавиной. Карандаш. 1909. Третьяковская галерея. Москва. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. Портрет балерины Т. П. Карсавиной. Карандаш. 1909. Третьяковская галерея. Москва.

В. А. Серов. «Пётр I». Темпера. 1907. Третьяковская галерея, Москва. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. «Пётр I». Темпера. 1907. Третьяковская галерея, Москва.

В. А. Серов. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». Темпера. 1905. Русский музей. Ленинград. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». Темпера. 1905. Русский музей. Ленинград.

В. А. Серов. Портрет И. А. Морозова. Темпера. 1910. Третьяковская галерея. Москва. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. Портрет И. А. Морозова. Темпера. 1910. Третьяковская галерея. Москва.

В. А. Серов. Портрет И. Серов Валентин Александрович Остроухова. 1902. Третьяковская галерея. Москва. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. Портрет И. Серов Валентин Александрович Остроухова. 1902. Третьяковская галерея. Москва.

В. А. Серов. «Стригуны на водопое. Домотканово». Пастель. 1904. Третьяковская галерея. Москва. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. «Стригуны на водопое. Домотканово». Пастель. 1904. Третьяковская галерея. Москва.

В. А. Серов. «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту». 1900. Русский музей. Ленинград.

В. А. Серов. «Девочка с персиками». 1887. Третьяковская галерея. Москва. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. «Девочка с персиками». 1887. Третьяковская галерея. Москва.

В. А. Серов. «Мика Морозов». 1901. Третьяковская галерея. Москва. Серов Валентин Александрович.

В. А. Серов. «Мика Морозов». 1901. Третьяковская галерея. Москва.

 

  Соч.: В. А. Серов. Переписка, Л. — М., 1937.

 

  Лит.: Грабарь И. Э., В. А. Серов, М., 1965 (лит. и произв.); В. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, [т.] 1-2, [Л., 1971]; [Сарабьянов Д. В.], В. А. Серов, М., 1974.

  Д. В. Сарабьянов.

Так же Вы можете узнать о...


Амбушюр (франц. embouchure, от bouche — рот), часть духового музыкального инструмента, к которой музыкант прикасается губами (например, А.
Балабаново, посёлок городского типа в Боровском районе Калужской области РСФСР.
Боняк, половецкий хан, совершавший разорительные набеги на Киевскую Русь.
Веттштейн Рихард Веттштейн (Wettstein) Рихард (30.6.1863, Вена, — 10.
Гармо ледник, на Памире в верховьях р. Обихингоу (бассейн Вахша), в Таджикской ССР.
Гребень (биологический), 1) выступ кости у позвоночных животных и у человека, увеличивающий площадь прикрепления к ней мышц.
Дистрофия (от дис... и греч. trophe — питание) дегенерация, перерождение, патологический процесс, возникающий в связи с нарушением обмена веществ и характеризующийся появлением в тканях продуктов обмена веществ, изменённых количественно и качественно.
Звуковая разведка, часть артиллерийской разведки.
Кагуляры (cagoulards), члены французской фашистской организации 30-х гг.
Кировоградская область, в центральной части УССР.
Кофермент А, КоА, кофермент ацетилирования (или ацилирования), важнейший из коферментов, принимающий участие в реакциях переноса ацильных групп.
Лемер Якоб Лемер (Le Maire) Якоб (1585 — декабрь 1616), голландский купец и мореплаватель.