Сирия XIII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIII. Литература Сирийский фольклор восходит к древнейшему периоду истории Ассирии и Вавилонии (см. Вавилоно-Ассирийская культура). На территории Сирия писали на сирийском языке (2—14 вв.), а с 8 в. стали писать и на арабском. Позднее (к 14 в.) араб. языке полностью вытеснил сирийский из светской литературы и тот сохранился лишь в религиозной литературе. В средние века на территории Сирия жили выдающиеся деятели классической араб. литературы: Абу Таммам (около 796—845), аль-Бухтури (819—97), аль-Мутанабби (915—65), Абу Фирас (932—67) и философ Абу-ль-Ала аль-Маарри (973—1057 или 1058). Арабская литература Сирия развивалась в русле общеарабской культуры (см. Арабская культура, раздел Литература). Древнее оросительное сооружение (нория). В 19 в. начался период просветительства и оживления литературной жизни, именуемый арабами Подъёмом (ан-Нахда). К просветителям старшего поколения в Сирия, включавшей тогда также Ливан и Палестину, относятся Насыф аль-Языджи (1800—1871), Бутрус аль-Бустани (1819—83) и др. С их именами связано развитие национальных школ и прессы; первая газета — «Хадикат аль-Ахбар» (1858). Франсис Марраш (1836—73) в книге «Чаща права» (1866) под влиянием Ж. Ж. Руссо сделал попытку философски обосновать понятие свободы. Идеи просветительства развивали также Адиб Исхак (1856—85), автор исторических романов Джирджи Зейдан (1861—1914), Джамиль Нахла Мудаввар (1862—1907), Фарах Антун (1874—1922), шейх Абдаррахман аль-Кавакиби (1849—1903) и др. Первым переводчиком басен И. А. Крылова на арабском языке был Ризкал-ла Хассун (1825—80). Литература Сирия вплоть до 19 в. сохраняла традиции поздних арабских классиков. В поэзии существовали касыды религиозного содержания. Установление францского мандата над Сирия (1923) усилило проникновение западно-европейской культуры во все сферы жизни сирийцев. Ответной реакцией явилась деятельность группы сирийских учёных-филологов, составившей ядро Арабской академии в Дамаске: Мухаммед Курд Али (1876—1953), Халиль Мардам-Бек (1895—1959), Бадр-ад-дин аль-Хамид, Салим аль-Джунди и др.; группа призывала к изучению литературных памятников средневековья. Просветители-западники, относясь с уважением к классикам, считали необходимым обновить систему образования по европейскому образцу, освоить новые культурные ценности применительно к арабскому национальному характеру. Наряду с поборниками традиционной литературы в 20-е гг. в Сирия появилось новое поколение писателей, большинство которых получало образование в европейских странах, чаще во Франции. Рассказы сборника Субхи Абу Ганима «Песни ночи» (1922) окрашены в романтические тона. В сборниках новелл Сами аль-Каяли «Трагедия» (1926), «Первая страница» (1930) и другой романтизм уживается с реализмом. В 30-е гг. благодаря им был усовершенствован жанр короткого рассказа. Литературно-критические статьи Мааруфа Ахмеда аль-Арнаута (1892—1948) способствовали формированию писателей Шакиба аль-Джабри (р. 1898), Фуада аш-Шаиба — автора книги «Истории ран», Мухаммеда ан-Наджара — автора книги «Во дворцах Дамаска», Лияна Дей-рани, Халиля Хин дави и др. В период национально-освободительного движения (30-е гг.) поэзия была боевым оружием. Поэты Хайр-ад-дин аз-Зирекли (р. 1893), Мухаммед аль-Бизм (1887—1955), Ба-дави аль-Джабаль (р. 1903), Омар Абу Риша (р. 1910) обличали французском колонизаторов. Высокой художественности достигла лирика (стихи Омара Абу Риша). В поэзии выделяются произведения Васфи аль-Курунфули, унаследовавшего лучшие традиции араб. классиков. К середине 30-х гг. в литературе усилилось демократическое направление. Большое влияние на его формирование оказал журнал «Ат-Талиа» (1937). Группировавшиеся вокруг него писатели перевели на арабском языке и издали после 2-й мировой войны 1939—45 многие труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, а также сочинения русских классиков. 2-я мировая война, борьба с фашизмом сплотили демократические силы. С декабря 1941 в Бейруте издавался ливанский журнал «Ат-Тарик», в котором печатаются и произведения сирийских писателей. В литературу пришли молодые писатели, отображавшие борьбу народа за независимость. В рассказах всё чаще описывалась жизнь тружеников города и деревни с их заботами и мечтами (рассказы Ханны Мины, р. 1922, Васфи аль-Бунни и др.). В 1951 создана Ассоциация сирийских писателей. Серия книг, изданная ассоциацией, включает сборники рассказов Мавахиба аль-Каяли (р. 1919) — «Белые платки», Хасиба аль-Каяли (р. 1923), Сайда Хаурания — «В людях радость» (1953) и Шауки Багдади (р. 1928) — «Наш квартал харкает кровью» (1954). В 1954 опубликована повесть Ханны Мины «Синие лампы», получившая высокую оценку литературной критики как образец арабской реалистической литературы. Ханна Мина — автор романа «Парус и буря» (1965) и др. В 50-е гг. реалистический метод занял прочные позиции в литературе Сирия К известным писателям относятся Абдуссалям аль-Уджейли, Видад Саккакини, Фарис Зар-зур, Фадиль ас-Сибаи, Искан дер Люка, Колет Сухейль аль-Хури, Закарий Тамир, Адиль Абушанаб и др. Многие поэты, в том числе Ахмед Сулейман Ахмед, Шауки Багдади, Мухаммед аль-Харири, Надим Мухаммед, Сулейман Иса, Мухаммед Камиль, Юсеф Хатиб, Али Джуи-ди и др., выступали против посягательства империалистов на независимость Сирия Литература периода после 2-й мировой войны стремилась к утверждению национального характера, национального духа; вместе с тем в 60-е гг. у отдельных новеллистов появился образ нового героя, часто подавленного и разочарованного: сборники «Севильский светильник» (1963) и «Любовь и душа» (1967) аль-Уджейли, «Ржание белого коня» Закарийи Тамира. Израильская агрессия против арабских стран в 1967 вызвала к жизни литературу, в которой звучат мотивы сопротивления (поэзия Ахмеда Сулеймана Ахмеда, Али Джунди, проза Мутаа Сафади, Закарийи Тамира). Поэты Назар Каббани, Али Ахмед Сайд известны во многих арабских странах. Значительны книги по литературоведению: Сами аль-Каяли «О современной сирийской литературе» (2 изд., 1968), Аднан Ибн Зурейль «Сирийская проза» (1966).
Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская литература в XX в., Л., 1946; Юсупов Д. И., Литература Сирии, в сборнике: Современная Сирия, М., 1958; Соловьев В., Фильштинский И., Юсупов Д. И., Арабская литература, М., 1964; Долинина А. А., Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия, М., 1973; Салах Дихни, Ясин Рифаийя Адиль Абу Шахаб, аль-Кысса фи Сурийя, Дамаск, 1959. Сирия. Глазурованное блюдо. 12 в. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Д. И. Юсупов. Сирия, Сирийская Арабская Республика (Аль-Джумхурия аль-Арабия ас-Сурия). Государственный герб Сирии. Государственный флаг Сирии. I. Общие сведения С. — государство в Западной Азии. Граничит на С. с Турцией, на В. и Ю.-В. с Ираком, на Ю. с Иорданией, на Ю.-З. с Израилем, на З. и Ю. с Ливаном. На З. омывается водами Средиземного моря. Площадь 185,4 тыс. км2. Население 7,3 млн. человек (1975). Столица — г. Дамаск. В административном отношении делится на 14 мухафаз (губернаторств). На пастбище. II. Государственный строй С. — республика. Действующая конституция вступила в силу 13 марта 1973. Глава государства — президент, избираемый на 7 лет путём всенародного референдума. Наделён широкими правами: назначает премьер-министра, министров, издаёт законы, одобренные Народным советом, имеет право объявлять чрезвычайное положение, войну или всеобщую мобилизацию, ратифицировать международные договоры и др., является также главнокомандующим вооруженными силами. Высший орган законодательной власти — Народный совет, избираемый населением на 4 года. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет. В перерыве между сессиями функции законодательной власти осуществляются президентом, но изданные им законы должны быть одобрены Советом на очередной сессии. Высший орган исполнительной власти — правительство (Совет Министров). Важную роль в государственно-политической системе С. играет Партия арабского социалистического возрождения (ПАС В), которая провозглашена конституцией руководящей силой в обществе и государстве. В мухафазах, кади (округах) и нахиях (уездах) существуют выборные органы власти. Сирия. Судебная система включает мировые суды, суды 1-й инстанции и апелляционные суды, высший судебный орган — кассационный суд. Кроме системы общих судов, в каждой административный единице имеются религиозные суды: шариатские, общины друзов и немусульманских общин. Судебный надзор осуществляет Высший совет юстиции. III. ПриродаIV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, Прогрессивный национальный фронт, профсоюзы и другие общественные организации VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|