Сирия XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
Прайс лист на монтаж газовых котлов цены evtan.ru.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СИА
СИБ
СИВ
СИГ
СИД
СИЕ
СИЗ
СИИ
СИЙ
СИК
СИЛ
СИМ
СИН
СИО
СИП
СИР
СИС
СИТ
СИУ
СИФ
СИХ
СИЦ
СИШ
СИЭ

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники искусства Сирия восходят к эпохе неолита (наскальные изображения в Демир-Капу, каменные и глиняные статуэтки, керамика из Сакче-Гёзю, близкая аналогичным памятникам крашеной керамики культур). В Угарите и Тель-Халафе открыты неолитические и энеолитические поселения с сырцовыми постройками. Для энеолитической керамики типа Тель-Халаф характерен геометрический орнамент, включающий схематические изображения животных. В эпоху ранней бронзы искусство северной Сирия отмечено влиянием культуры Шумера. Высокое развитие искусства Сирия в 1-й половине 2-го тыс. до н. э. связано с расцветом городов-государств (Мари, Угарита, Ямхада); в этот период создаются сложные по планировке дворцы, храмы с алтарями на открытых дворах, каменные статуи, отличающиеся монументальностью и лаконизмом форм. В произведениях искусства 16—14 вв. до н. э. проявляются влияния древнеегипетской и Эгейской культуры. После захвата значительной части территории Сирия хеттами искусство Сирия вступает в сложное взаимодействие с хеттским. К началу 1-го тыс. до н. э. окончательно складывается типичный для зодчества древней Сирия тип дворца-храма «бит-хилани» с портиком, оформленным фигурами типа кариатид, и многочисленными ортостатами (рельефами). В 9 в. до н. э. преобладает влияние ассирийского искусства. В концу 4 в. до н. э. — 4 в. н. э. искусство Сирия развивается в орбите эллинистической культуры (крупнейшие центры — Дура-Европос, Пальмира).

Сирия. Двор мечети Омейядов в Дамаске. 705—715. Сирия.

Сирия. Двор мечети Омейядов в Дамаске. 705—715.

В 5—6 вв. в искусстве Сирия складывается местная ранневизантийская художественная школа. В культовом зодчестве доминирует тип сурово-тяжеловесной по пропорциям 3-нефной базилики с аркадами на низких столбах (базилика в Кальб-Лузех, около 480); сооружаются также купольные базилики различных типов (церковь «Вне стен» в Русафе, 569—86). Изобразительное искусство этого времени представлено резьбой по камню и кости, мозаиками полов, грубовато-экспрессивной книжной миниатюрой («Евангелие Рабулы», 586, библиотека Лауренциана, Флоренция).

Сирия. Базилика св. Симеона Столпника в монастыре Калъат-Семан. 3-я четв. 5 в. Сирия.

Сирия. Базилика св. Симеона Столпника в монастыре Калъат-Семан. 3-я четв. 5 в.

  После арабского завоевания (7 в.) Сирия — один из центров становления средневековой арабской культуры. В архитектуре, использующей древнеримский и византийский строительный опыт, утверждаются типы многоколонной мечети (мечеть Омейядов в Дамаске), а также укрепленного дворца-резиденции (замок в Каср аль-Хейр аль-Гарби). В изобразительных искусствах сохраняются эллинистических и ранневизантийские традиции (мозаики мечети Омейядов в Дамаске, 8 в.), но преобладающим становится тяготение к плоскостности и изысканному орнаментализму.

Сирия. Мечеть Такия Сулеймания в Дамаске. 1554. Сирия.

Сирия. Мечеть Такия Сулеймания в Дамаске. 1554.

  С 10 в. в Сирия формируется облик средневекового арабского города с делением на обособленные укрепленные кварталы. В городах строятся мечети, медресе, маристаны (больницы), крытые рынки, караван-сараи, бани и другие сооружения, отличающиеся обычно простым чётким планом и строгими линиями фасада с углублённой аркой входа; особое распространение получают ячеистые купола. На территории Сирия сохранились руины романских замков крестоносцев (Крак-де-Шевалье, 12 в.). При Айюбидах (с 1187) архитектура носит подчёркнуто суровый, крепостной характер, при Мамлюках (13 в. — 1516) в зодчестве усиливается декоративное начало, о чём свидетельствует, в частности, повсеместно применяемая облицовка из чередующихся полос тёмного и светлого камня (см. также ст. Египет, раздел Архитектура и изобразительное искусство). В 13—14 вв. наступает расцвет искусства книжной миниатюры, сочетающей орнаментализированную обобщенность композиций с живой выразительностью в передаче жестов и поз. Среди произведений декоративно-прикладного искусства выделяются керамика с росписью люстром, художественные изделия из стекла (с эмалевыми росписями) и металла (украшенные чеканкой, серебряными инкрустациями и гравировкой), резьба по дереву, художественной ткани.

Вид города Дамаск. Сирия.

Вид города Дамаск.

  В период подчинения Сирия Османской империи (1516—1918) в архитектуре преобладают композиционные приёмы, типичные для турецкого зодчества; особенно обильным и пышным становится архитектурный декор. В изобразительных искусствах тур. Воздействие сказывается в натурализации орнаментов. Архитектура 1920—30-х гг. следует французскому зодчеству. В 1950-х гг. усиливаются поиски решений, органично объединяющих современные технические конструкции с национальными формами (архитектор Вахби аль-Харпри и др.). С идеями борьбы за независимость связано творчество основоположников современной сирийской живописи (Тауфик Тарик, Мишель Кирша). В 1950—60-х гг. живопись испытывает определённое воздействие модернизма, однако широко распространяются и тенденции, сочетающие прогрессивное социально-общественное содержание с формами европейского реализма или национальными средневековыми художественными традициями (Махмуд Джалаль, Наим Исмаил, Луаи Каяли). Меньшее развитие получила скульптура, в которой также преобладает прогрессивно-демократическое реалистическое направление (Махмуд Джалаль, Жак Варде, Мухаммед Фатхи). В современной Сирия развиваются и традиционные виды прикладного искусства (вышивка, изготовление плетёных изделий из цветной соломы, художественная обработка металла).

Сирия. Луаи Каяли. «На базаре». 1960-е гг. Сирия.

Сирия. Луаи Каяли. «На базаре». 1960-е гг.

 

  Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, т. 6, кн. 1, М., 1961—65; Всеобщая история архитектуры, т. 8, 11, М., 1969—73; Веймарн Б. В., Искусство арабских стран и Ирана VII—XVII веков, М. 1974; Klengel Н., Syria antiqua. Vorislamische DenkMaler der Syrischen Arabischen Republik, Lpz., 1971.

Сирия, Сирийская Арабская Республика (Аль-Джумхурия аль-Арабия ас-Сурия).

Государственный герб Сирии. Сирия.

Государственный герб Сирии.

Государственный флаг Сирии. Сирия.

Государственный флаг Сирии.

I. Общие сведения С.государство в Западной Азии. Граничит на С. с Турцией, на В. и Ю.-В. с Ираком, на Ю. с Иорданией, на Ю.-З. с Израилем, на З. и Ю. с Ливаном. На З. омывается водами Средиземного моря. Площадь 185,4 тыс. км2. Население 7,3 млн. человек (1975). Столица — г. Дамаск. В административном отношении делится на 14 мухафаз (губернаторств).

На пастбище. Сирия.

На пастбище.

II. Государственный строй С.республика. Действующая конституция вступила в силу 13 марта 1973. Глава государствапрезидент, избираемый на 7 лет путём всенародного референдума. Наделён широкими правами: назначает премьер-министра, министров, издаёт законы, одобренные Народным советом, имеет право объявлять чрезвычайное положение, войну или всеобщую мобилизацию, ратифицировать международные договоры и др., является также главнокомандующим вооруженными силами. Высший орган законодательной власти — Народный совет, избираемый населением на 4 года. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет. В перерыве между сессиями функции законодательной власти осуществляются президентом, но изданные им законы должны быть одобрены Советом на очередной сессии. Высший орган исполнительной власти — правительство (Совет Министров). Важную роль в государственно-политической системе С. играет Партия арабского социалистического возрождения (ПАС В), которая провозглашена конституцией руководящей силой в обществе и государстве. В мухафазах, кади (округах) и нахиях (уездах) существуют выборные органы власти.

Сирия. Сирия.

Сирия.

  Судебная система включает мировые суды, суды 1-й инстанции и апелляционные суды, высший судебный орган — кассационный суд. Кроме системы общих судов, в каждой административный единице имеются религиозные суды: шариатские, общины друзов и немусульманских общин. Судебный надзор осуществляет Высший совет юстиции.

III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, Прогрессивный национальный фронт, профсоюзы и другие общественные организации
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Экономический материализм, экономический детерминизм, догматическое упрощение материалистического понимания истории.
Адамса метод, разностный метод численного интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений, позволяющий вычислять таблицу приближённых значений решения в начальных точках.
Архангельский Андрей Дмитриевич [26.11(8.12).
Бестях, посёлок городского типа в Орджоникидзевском районе Якутской АССР.
Вампир, упырь, в славянских народных верованиях — мертвец, выходящий из могилы, чтобы вредить людям, сосать их кровь.
Вторая республика, период республиканского правления во Франции, установленного 25 февраля 1848 (см.
Голиков Иван Иванович (художник) Голиков Иван Иванович [25.12.1886 (6.1.1887), Москва, — 31.
Детское место, образование, осуществляющее связь между плодом в период его внутриутробного развития и организмом матери; то же, что плацента.
Жолио-Кюри Фредерик Жолио-Кюри (Joliot-Curie) Фредерик (19.3.1900, Париж, — 14.
Ипполит Жан Ипполит (Hyppolite) Жан (8.1.1907, Жонзак, — 27.
Келлога - Бриана пакт 1928 Келлога — Бриана пакт 1928, Парижский пакт, договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, подписанный 27 августа 1928 в Париже.
Коретра (Chaoborus, или Corethra), род насекомых семейства кровососущих комаров (Culicidae); по мнению некоторых систематиков, образует вместе с др.