Словацкий ЮлиушБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ю. Словацкий. Словацкий (Słowacki) Юлиуш (4.9.1809, Кременец, ныне Тернопольской области УССР, — 3.4.1849, Париж), польский поэт. Родился в семье профессора. Окончил юридический факультет Вильнюсского университета (1828). Уже ранние поэмы Словацкий Юлиуш носят романтический характер («Гуго», 1829; «Ян Белецкий», 1830, и др.). Первые драмы Словацкий Юлиуш — попытки создания трагедии политических конфликтов и человеческих страстей («Мария Стюарт», 1830; «Миндовг, король литовский», 1831). На польское восстание 1830—31 Словацкий Юлиуш откликнулся циклом патриотических стихов («Ода к свободе», 1830, и др.). С 1831 жил в эмиграции. Наряду с А. Мицкевичем Словацкий Юлиуш — наиболее полный выразитель идей революционного романтизма. Лирическим шедевром Словацкий Юлиуш стала поэма « В Швейцарии» (опубликована 1839). В 40-е гг. Словацкий Юлиуш создал польский романтический театральный репертуар. В поэмах («Ламбро», 1833; «Ангелли», 1838), драмах и трагедиях («Кордиан», 1834; «Горштыньский», написана в 1835, опубликована в 1881, и др.) критически освещал роль шляхты в освободительном движении; в политической лирике выступал против клерикализма, за идеи народной революции («Ответ на «Псалмы будущего»», 1845—48, и др.). Словацкий Юлиуш принадлежит цикл драм сказочно-фантастического характера («Балладина», 1834, опубликована 1839; «Лилла Венеда», 1840). Реалистические тенденции сказались в драме «Фантазии» (1841). В лирике Словацкий Юлиуш доминируют мотивы патриотической скорби, революционной стойкости («Гимн», 1836, опубликован 1839; «Моё завещание», 1839—40, и др.). Как прозаик выступал с фрагментами исторической прозы. Вершиной его творческих исканий стала поэма «Бенёвский» (1840—41, неокончена, опубликована 1841, рус. пер. 1973), отмеченная виртуозным стихотворным мастерством. В поздних драмах Словацкий Юлиуш при наличии мистико-религиозного элемента не исчезают ни патриотические стремления («Ксёндз Марек», 1843), ни интерес к социальным конфликтам («Серебряный сон Соломеи», 1844). Лирика Словацкий Юлиуш середины 40-х гг. обретает космическую образность, пророческую страстность, она пронизана напряжённым ожиданием революционного взрыва. Синтезом философско-исторических взглядов Словацкий Юлиуш должна была стать эпопея «Король — Дух» (незакончена). В России Словацкий Юлиуш долгое время был мало известен. На рубеже 19—20 вв. им заинтересовались русские символисты (К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов). Лучшие переводы (А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, Л. Н. Мартынова и др.) появились после 2-й мировой войны 1939—45.
Соч.: Dzieła, t. 1—14, 3 wyd., Wr., 1959; Dzieła wsrystkie, t. 1—15, 2 wyd., Wr., 1952—1963; в рус. пер. — Избр. соч., т. 1—2, М., 1960; Лирика, М., 1966; Стихи. Мария Стюарт, М., 1975.
Лит.: Стахеев Б, Ф., Ю. Словацкий, в кн.: История польской литературы, т. 1, М., 1968; Левiнська Словацкий Юлиуш И., Юлiуш Словацький. Життя i творчий шлях, Київ,1973; Вернее Г. Д., Юліуш Словацькнй i Україна, Київ, 1959; Ю. Словацкий. Биобиблиографический указатель, М., 1959; Kleiner J., Słowacki. Dzieje tworezosci, t. 1—4, Lw. — Warsz. — Kr., 1924—28; Kalendarz zycia i tworszosci J. Slowackiego, Wr., 1960; Treugutt S., «Beniowski». Kryzys in dywidualizmu romantycznego, Warsz., 1964; Sawrymowicz E., J. Słowacki, 4 wyd., Warsz., 1973 (лит.). Б. Ф. Стахеев.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|