Станиславский Константин Сергеевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТЁ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТШ
СТЫ
СТЬ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

К. Станиславский Константин Сергеевич Станиславский. Станиславский Константин Сергеевич.

К. Станиславский Константин Сергеевич Станиславский.

Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) Константин Сергеевич [5(17).1.1863, Москва, — 7.8.1938, там же], советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). Станиславский Константин Сергеевич заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма (см. Станиславского система).

  Родители Станиславский Константин Сергеевич принадлежали к прогрессивным торгово-промышленным кругам из которых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели культуры — П. М. Третьяков, А. А. Бахрушин, Станиславский Константин Сергеевич И. Мамонтов и др. В 1877 Станиславский Константин Сергеевич впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался «Алексеевский кружок», ставивший переводные водевили, оперетты. Станиславский Константин Сергеевич сыграл здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 основал (совместно с режиссером Ф. Федотовым, певцом и педагогом (Ф. П. Комиссаржевским) Общество искусства и литературы. Исполнил здесь роли Барона («Скупой рыцарь» Пушкина), Анания Яковлева («Горькая судьбина» Писемского), Фердинанда («Коварство и любовь» Шиллера) и др. Одаренный большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, Станиславский Константин Сергеевич приобрел славу выдающегося актёра своего времени. В первых же режиссерских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого 1891; «Потонувший колокол» Гауптмана, 1898 и др.). В 1898 Станиславский Константин Сергеевич вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (МХТ, см. Московский Художественный академический театр), в труппу которого вошли актёры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль — «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898, пост. Станиславский Константин Сергеевич и А. А. Санина). Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» Чехова (1898, режиссер Станиславский Константин Сергеевич и Немирович-Данченко). Затем были поставлены «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904) Чехова. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, Станиславский Константин Сергеевич и Немирович-Данченко нашли особую манеру её исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ. В 1902 Станиславский Константин Сергеевич поставил пьесы М. Горького «Мещане» и «На дне» (совместно с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького (по определению Станиславский Константин Сергеевич) связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ: в спектакле «Мещане» впервые вышел на сцену новый герой — рабочий, призывающий бороться за преобразование общества. Новаторскими по режиссуре были поставленные Станиславский Константин Сергеевич и Немировичем-Данченко произведения русской классики: «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Где тонко, там и рвется» Тургенева (1912), «Село Степанчиково» по Достоевскому (1917), а также «Месяц в деревне» Тургенева (1909, постановка Станиславский Константин Сергеевич и И. М. Москвина), «Синяя птица» Метерлинка (1908, совместно с Л. А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений Станиславский Константин Сергеевич поставил в условно-символистском плане «Драму жизни» Гамсуна и «Жизнь человека» Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актёра нарочитой, искусственной стилизации. Актёрский талант Станиславский Константин Сергеевич проявился в разноплановых сценических образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистическими интересами буржуазного общества был проникнут образ доктора Штокмана [«Доктор Штокман» («Враг народа») Ибсена, пост. Станиславский Константин Сергеевич и В. В. Лужского]. С подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин («На дне»). Лирическим обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои Станиславский Константин Сергеевич: Астров («Дядя Ваня»), Вершинин («Три сестры»). Сатирическое дарование Станиславский Константин Сергеевич проявилось в ролях Фамусова («Горе от ума» Грибоедова), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Аргана («Мнимый больной» Мольера).

  С 1900-х гг. Станиславский Константин Сергеевич активно разрабатывал учение о творчестве актёра — актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему.

  Победа октября революции 1917 определила новый этап деятельности Станиславский Константин Сергеевич как режиссёра, педагога и теоретика сценического искусства. Спектакли, созданные им в сов. время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценического воплощения, но и социальной заострённостью: «Горячее сердце» Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927). Важной вехой в развитии сов. театра и утверждении в нём метода социалистического реализма стал поставленный под руководством Станиславский Константин Сергеевич (режиссер И. Я. Судаков) спектакль «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1927). Станиславский Константин Сергеевич руководил постановкой спектаклей «Унтиловск» Леонова (1928), «Мёртвые души» по Гоголю (1932), «Таланты и поклонники» Островского (1933) и др.

  Станиславский Константин Сергеевич стремился осуществить реформу сценического искусства и в области музыкального театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем — в Оперный театр им. К. Станиславский Константин Сергеевич Станиславского (пост. «Евгений Онегин» Чайковского, 1922, «Царская невеста» Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К. Станиславский Константин Сергеевич Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматическую студию.

  Станиславский Константин Сергеевич никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценического творчества. К началу 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе.

  Деятельность Станиславский Константин Сергеевич, наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценического реализма, оказала огромное влияние на советскую режиссёрскую и актёрскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие Станиславский Константин Сергеевич Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

  В Москве в доме, где жил К. Станиславский Константин Сергеевич Станиславский, в 1948 организован музей.

 

  Соч.: Собр. соч., т. 1—8, М., 1954—61.

 

  Лит.: Эфрос Н. Е., К. Станиславский Константин Сергеевич Станиславский, П., 1918; Гуревич Л., Девять ролей К. Станиславский Константин Сергеевич Станиславского, «Театр», 1938, №9; О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863—1938, М., 1948; Прокофьев В., На последних репетициях К. Станиславский Константин Сергеевич Станиславского, «Театр», 1948, № 1; его же, К. Станиславский Константин Сергеевич Станиславский о творческом процессе актера, там же, 1948, № 3; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952; Наследие Станиславского и практика советского театра. Сб. статей, М., 1953; Крыжицкий Г., Великий реформатор сцены, М., 1962; Марков П., О Станиславском, «Театр», 1962, №1; Станиславский. Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле русского театра, М., 1963; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 3, М., 1964; Полякова Е., Станиславский — актёр, М., 1972; Виноградская И., Жизнь и творчество К. Станиславский Константин Сергеевич Станиславского. Летопись в 4-х томах. 1863—1938, т. 1—3, М., 1971—1973; Строева М. Н., Режиссёрские искания Станиславского. 1898—1917, М., 1973; Сибиряков Н. Н., Мировое значение Станиславского, М., 1974.

  В. Н. Прокофьев.

Так же Вы можете узнать о...


Пор-де-Гале (Port-des-Galets), Пуэнт-де-Гале (Pointe-des-Galets), Ле-Пор (Le Port), город и основной порт острова Реюньон, на северо-западном берегу.
Псаммиты (от греч. psammites — песчаный, psammos — песок), песчаные породы, породы, состоящие на 50% и более из зёрен минералов и обломков пород размером от 0,05 до 1 мм.
Реис-эфенди, Реис-уль-кут-таб (араб., буквально — начальник секретарей), в Османской империи до создания МИД (1836) — чиновник, занимавший пост, соответствовавший посту министра иностранных дел или государственного секретаря.
Рэлея распределение, распределение вероятностей случайной величины X, характеризующееся плотностью
Сейсмостойкое строительство, строительство, осуществляемое в районах, подверженных землетрясениям, с учётом воздействия на здания и сооружения сейсмических (инерционных) сил.
Славков (Slavkov); город в Чехословакии, в Чешской Социалистической Республике, в Южно-Моравской области, близ г.
Спрямляющая плоскость (математическая), плоскость, проходящая через касательную и бинормаль в данной точке М пространственной кривой L.
Сусу, сосо, народ, живущий в прибрежных областях Гвинейской Республики (административные районы Боффа, Фриа, Киндиа, Дубрека, Конакри, Форекарья).
Тернате (Ternate), остров в Индонезии, в составе Молуккских островов, близ западного побережья острова Хальмахера.
Трубеж, Трубить, река в УССР, левый приток Днепра.
Устюжская четверть, четь, один из приказов, ведала управлением частью территории к С.
Фосфатшлаки, щелочное фосфорное удобрение, побочный продукт при выплавке стали из чугуна при мартеновском производстве.
Хозяйственного роста теории, см. Экономического роста теории.