Московский Художественный академический театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
Хирургическое лечение сахарного диабета 2 типа.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ
МОЯ

Московский Художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ), советский театр, внёсший большой вклад в развитие национального русского и мирового театра. Основатели его ставили цель: «... создать первый разумный, нравственный, общедоступный театр...» (Станиславский К. С., Собрание соч., т. 5, 1958, с. 175), который «... должен служить душевным запросам современного зрителя» (Немирович-Данченко Вл. И., Избранные письма, 1954, с. 119). МХТ осуществил реформу театра, охватывающую все стороны театральной жизни — репертуар, режиссуру, актёрское искусство, организацию театрального быта; здесь впервые в истории была создана методология творческого процесса. Театр открылся 14 (26) октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого, поставленным с большой исторической точностью и тонким ощущением бытовой атмосферы. Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (О. Л. Книппер, И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд), где актёрское мастерство преподавал В. И. Немирович-Данченко, и участники любительских спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества искусства и литературы (М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, В. В. Лужский, А. Р. Артём). Позднее в труппу вошли В. И. Качалов, Л. М. Леонидов. Подлинное рождение нового театра связано с драматургией А. П. Чехова и М. Горького, отражавшей настроения передовой демократической интеллигенции. Тонкая атмосфера чеховского лиризма, мягкого юмора, тоски и надежды была найдена в спектаклях «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» и «Иванов» (оба в 1904). Накануне Революции 1905—07 МХТ вместе с Горьким боролся с социальной несправедливостью в «Мещанах» и «На дне» (оба в 1902), «Детях солнца» (1905). Пьесы Горького, наряду с «Доктором Штокманом» Ибсена (1900), определили общественно-политическое лицо театра. В работе над произведениями Чехова и Горького сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания настроения, общей атмосферы действия, декоративного решения (художник В. А. Симов), были выработаны сценические средства передачи скрытого в обыденных словах так называемого подтекста (внутреннего содержания). Впервые в мировом сценическом искусстве МХТ поднял значение режиссёра — творческого и идейного интерпретатора пьесы. В годы поражения Революции 1905—07 и наступившей затем реакции МХТ увлёкся поисками в области символистского театра («Жизнь человека» Андреева и «Драма жизни» Гамсуна, 1907), общефилософскими проблемамиГамлет» Шекспира, 1911). Поэзией сказки была проникнута постановка «Синей птицы» Метерлинка (1908). Не находя опоры в современной драматургии, МХТ обратился к классике. Лучшие спектакли этого периода: «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Ревизор» Гоголя (1908), «Месяц в деревне» Тургенева (1909), «На всякого мудреца довольно простоты» Островского (1910), «Братья Карамазовы» по Достоевскому (1910), «Брак поневоле» и «Мнимый больной» Мольера (оба в 1913), «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина (1914). В то же время в МХТ возник творческий кризис, т. к. «если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару,... он рискует... стать академически-мёртвым» (Немирович-Данченко Вл. И., Избранные письма, 1954, с. 119). Выйти из кризиса МХТ помогла Великая Октябрьская социалистическая революция. Высоко ценя искусство этого театра, В. И. Ленин (в беседе с А. В. Луначарским) говорил: «... Если есть театр, который мы должны из прошлого во что бы то ни стало спасти и сохранить, — это, конечно, Художественный театр». В 1920 МХТ был включён в число академических театров. В творческой полемике с пролеткультовцами и лефовцами МХАТ отстаивал реалистический метод, как наиболее плодотворный для развития сценического искусства и понимания современности. Через возникавшие вокруг МХАТ студии (см. Студии МХАТ) Станиславский и Немирович-Данченко воспитывали актёров в духе выработанных ими принципов. В 1924 из этих студий в театр влилась группа молодёжи: А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, В. С. Соколова, А. О. Степанова, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, Н. П. Хмелёв, М. Н. Кедров, Б. Н. Ливанов, В. Я. Станицын, М. И. Прудкин, А. Н. Грибов, М. М. Яншин, В. А. Орлов, И. Я. Судаков, Н. М. Горчаков, И. М. Кудрявцев и др. Эти актёры, наряду с вступившими в МХАТ Б. Г. Добронравовым, Ф. В. Шевченко (1910-е гг.), М. М. Тархановым, В. О. Топорковым (1920-е гг.), стали выдающимися мастерами советской сцены. Сплотив вокруг себя молодых писателей, МХАТ приступил к работе по созданию советского репертуара. Были поставлены спектакли: «Пугачёвщина» Тренёва (1925), «Дни Турбиных» Булгакова (1926), «Растратчики» и «Квадратура круга» Катаева (оба в 1928), «Унтиловск» Леонова (1928), «Блокада» Вс. Иванова (1929). Важным этапом в жизни МХАТ и всего советского театра стал политически страстный, воссоздающий революционную эпоху спектакль «Бронепоезд 14-69» Иванова (1927). Отражая процессы становления и развития советского общества, формирования нового человека, новых взаимоотношений между людьми, театр ставит спектакли: «Страх» Афиногенова (1931), «Платон Кречет» Корнейчука (1935), «Любовь Яровая» Тренёва (1936), «Половчанские сады» Леонова (1939) и др. Новое, социально углублённое толкование получила классическая драматургия: «Горячее сердце» Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Гоголю (1932). Следуя ленинскому анализу творчества Л. Н. Толстого, МХАТ в новаторской постановке «Воскресения» (1930) подчеркнул обличительную направленность романа; в спектакле «Анна Каренина» (1937) вскрыл трагический конфликт героини с чопорным и холодным аристократическим обществом. Большое значение на пути становления социалистического реализма имел спектакль «Враги» Горького (1935). Мужественной простотой, поэтической правдой отличалась новая постановка «Трёх сестёр» Чехова (1940). В 1930-е гг. получает завершение система Станиславского (см. Станиславского система) иуглубляются педагогические методы и режиссёрское учение Немировича-Данченко, особенно чётко определяются и совершенствуются характерные черты искусства МХАТ — соединение правдивого, жизненно достоверного развития действия с философски насыщенной, публицистически заострённой идейностью, смелая типизация, предельная внутренняя эмоциональность, сочетающаяся со скупостью и силой сценического выражения и точностью сценической формы. В 1939 М. Н. Кедровым была завершена начатая Станиславским экспериментальная работа над «Тартюфом» Мольера. Последние искания Станиславского в области сценического творчества легли также в основу работы над постановкой «Глубокой разведки» Крона (1943). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 были поставлены патриотические спектакли — «Фронт» Корнейчука, «Русские люди» Симонова, «Офицер флота» Крона. В 1942 в спектакле «Кремлёвские куранты» на сцене МХАТ был впервые воссоздан (А. Н. Грибовым) образ В. И. Ленина. Во 2-й половине 40 — начале 50-х гг. были созданы значительные спектакли: «Дядя Ваня» Чехова (1947), «Домби и сын» по Диккенсу (1949), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951). В 1956 театр возобновил постановку «Кремлёвских курантов» (в роли Ленина — Б. А. Смирнов). Тема мощи и силы народа, большевистской партии была развита в спектакле «Третья патетическая» Погодина (1958). Проблеме выбора нравственного пути человеком был посвящен спектакль «Золотая карета» Леонова (1957). Среди лучших спектаклей 60 — начала 70-х гг.: «Братья Карамазовы» по Достоевскому (1960), «Милый лжец» Килти(1962), «Шестое июля» Шатрова (1965),«Егор Булычов и другие» (1964), «Последние» (1971) Горького, «Сталевары» Бокарёва (1972), «Соло для часов с боем» Заградника (1973) и др.

<a target=МХАТ. Сцена из спектакля «Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова. 1927. Московский Художественный академический театр." alt="МХАТ. Сцена из спектакля «Враги» М. Горького. 1935."

МХАТ. Сцена из спектакля «Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова. 1927. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова. 1927.

МХАТ. Сцена из спектакля «Враги» М. Горького. 1935.

МХАТ. Сцена из спектакля «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю. 1932. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю. 1932.

МХАТ. Сцена из спектакля «Горячее сердце» А. Н. Островского. 1926. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «Горячее сердце» А. Н. Островского. 1926.

МХАТ. Сцена из спектакля «Сталевары» Г. К. Бокарева. 1972. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «Сталевары» Г. К. Бокарева. 1972.

МХАТ. Сцена из спектакля «Дни Турбиных» М. А. Булгакова. 1926. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «Дни Турбиных» М. А. Булгакова. 1926.

МХАТ. Сцена из спектакля «Три сестры» А. П. Чехова. 1940. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «Три сестры» А. П. Чехова. 1940.

МХАТ. Сцена из спектакля «Братья Карамазовы» по Достоевскому. 1910. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «Братья Карамазовы» по Достоевскому. 1910.

МХАТ. Сцена из спектакля «На дне» М. Горького. 1902. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «На дне» М. Горького. 1902.

МХАТ. Сцена из спектакля «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому. 1937. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому. 1937.

МХАТ. Сцена из спектакля «Чайка» А. П. Чехова. 1898. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «Чайка» А. П. Чехова. 1898.

МХАТ. Сцена из спектакля «Соло для часов с боем» О. Заградника. 1973. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «Соло для часов с боем» О. Заградника. 1973.

МХАТ. Сцена из спектакля «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина. 1956. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина. 1956.

МХАТ. Сцена из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. 1898. Московский Художественный академический театр.

МХАТ. Сцена из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. 1898.

  В 1932 МХАТ было присвоено имя М. Горького. Награждён орденом Ленина (1937), орденом Трудового Красного Знамени (1938). При театре имеется музей (с 1923) с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко. С 1943 существует Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко. С 1906 театр неоднократно гастролировал в странах Европы, Азии, Америки.

Здание МХАТ (проезд Художественного театра). Московский Художественный академический театр.

Здание МХАТ (проезд Художественного театра).

  В труппе театра (1974): народные артисты СССР О. Н. Андровская, М. П. Болдуман, А. П. Георгиевская, А. Н. Грибов, А. П. Зуева, А. П. Кторов, П. В. Массальский, Б. Я. Петкер, М. И. Прудкин, Б. А. Смирнов, В. Я. Станицын, А. О. Степанова, М. М. Яншин, народные артисты РСФСР К. Н. Головко, И. П. Гошева, Л. И. Губанов, Н. И. Гуляева, В. С. Давыдов, Н. Н. Засухин, Г. И. Калиновская, А. М. Комиссаров, Т. И. Ленникова, Ю. Л. Леонидов, С. С. Пилявская, Л. В. Пушкарёва, О. А. Стриженов, П. Г. Чернов, М. В. Юрьева, народный артист Литовской ССР Л. В. Иванов. Главный режиссёр (с 1970) — народный артист РСФСР О. Н. Ефремов.

 

  Лит.: Эфрос Н., Московский Художественный театр. 1898—1923, М. — П., 1924; Марков П., Чушкин Н., Московский Художественный театр в советскую эпоху. Материалы и документы, М., 1962; см. также лит. при статьях Станиславский К. С., Немирович-Данченко В. И., Станиславского система.

  П. А. Марков, А. В. Кесслер.

Так же Вы можете узнать о...


Ачуево, посёлок городского типа в Славянском районе Краснодарского края РСФСР.
Благоустройство населённых мест, совокупность работ и мероприятий, осуществляемых для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории городов, посёлков городского типа, сельских населённых мест, курортов и мест массового отдыха.
Василий Иванович Шуйский [1552—12.9.1612], русский царь в 1606—1610.
Всесоюзные съезды колхозников . 1-й съезд колхозников-ударников состоялся в Москве 15—19 февраля 1934.
Глазунов Александр Александрович [7(19).11.1891, Москва, — 5.
Дегтяри, посёлок городского типа в Сребнянском районе Черниговской области УССР, в 40 км от ж.
Евграфов Георгий Константинович [22.8(3.9).1895, Кронштадт, — 19.
Известкование почв, внесение в почву извести и других известковых удобрений для устранения избыточной кислотности, вредной для многих с.
Канто (экономич. р-он Японии) Канто, крупный экономический район Японии, в центральной части острова Хонсю.
Когнаты (латинское cognati, буквально— родственники), в римском праве лица, состоящие в юридически признанном кровном родстве по женской линии, а также кровные родственники вообще.
Кремнийорганические жидкости, силиконовые масла, органосилоксановые олигомеры или полимеры невысокой молярной массы, способные сохранять текучесть в широком интервале температур.
Лесозаготовки, процесс заготовки древесины, включающий основные и вспомогательные операции по валке деревьев, вывозке их с лесосек и частичной переработке па нижних лесных складах.
Маньен Арман Маньен (Magnin) Арман (р. 7.2.1920, Отвиль, кантон Фрибур), деятель рабочего движения Швейцарии.
Многорядник (Polystichum), род папоротников семейства аспидиевых.