Таиланд XII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XII. Литература Первые памятники тайской словесности относятся к концу 13 — началу 14 вв. и представляют собой надписи на камнях, преимущественно летописного характера. Наиболее ранний эпиграфический памятник — «Стела Рамы Камхенга» (1292). Становление и развитие литературы до конца 19 в. проходило под сильным влиянием индийской литературы, что обусловлено определяющей ролью буддизма в общественной и культурной жизни страны. Средневековая классическая литература, особенно ранняя, носила главным образом апологетико-религиозный характер и находила выражение почти исключительно в стихотворно-поэтической форме. Её образцами служат эпическая поэма «Великая жизнь» (1482), ставшая непременным атрибутом тайской религиозной литургии, безымянная поэма на историческую тему «Поражение юанов» (15 в.) и др. Большое развитие на фоне официальной литературы получила лирика. Наиболее ранним и известным произведением этого рода является лиро-эпическая поэма «Прало» (15—16 вв.). Высоким мастерством в лирических жанрах обладали поэты Сипрат, Махаратчакру (оба — 2-я половина 17 в.) и Тамматибет (1732—55). Заметное место в литературе занимают обрамленные повести: сборники «50 джатак», «Книга птиц», «Двенадцать углов» и др., а также «Рамаяна» (в тайской версии «Рамакиян»). Таиланд. Лов рыбы. Южный Таиланд. В конце 18 в. начался постепенный поворот от религиозной тематики к светской. Наблюдается демократизация языка литературы. Появились первые произведения в прозе: переводные исторические романы «Рачатират» (1785) и «Троецарствие» (1802). Крупнейшими произведением литературы 19 в. стала лиро-эпическая поэма «Кун Чанг и Кун Пэн», феерическая поэма-сказка «Пра Апаймани» (около 1850) Сунтона Пу (1786—1855), драматическая поэма «Инао» короля Рамы II (правил в 1809—24), сатирическая поэма «Принц Ландай» (2-я четверть 19 в.) Махамонтри. После государственного переворота 1932 в литературе Таиланд утвердился реализм как основной метод изображения действительности. Господствующее положение заняла проза в форме рассказа, новеллы, романа. В литературе обозначились два главных направления: натуралистическое и социально-реалистическое. Для представителей первого характерно увлечение психологическими конфликтами, идеализация действительности: писательница Докмайсот (серия романов и рассказов об «образцовом» таиландце: «Добропорядочный», 1947, «Благородный», «Три мужчины», «Это мир»); писательница Ко Сурангкананг (р. 1911; романы главным образом из жизни высшего общества: «Златопесчаный дом», 1950, «Падшая», 1937, «Размышление»); Сот Кунмарохит (р. 1908; социально-бытовые романы «Наша земля», «Райя»); Малай Чупинит (1906—63; социально-бытовые романы «Великое поле», «Её имя — женщина»). В творчестве писателей второго направления нашла отражение жизнь народа: Сибурапа (1905—74; роман социального звучания «Лицом в будущее», 1955); Лао Камхом (р. 1930; серия рассказов, посвященных крестьянам: сборник «Бог не в помощь», 1955); Ачин Панчапан (р. 1927; сборники рассказов о рабочих: «На рудниках», «Зов с рудников», оба 1965); Сени Саувапонг (р. 1918; остро социальный роман «Дьявол», 1957); Манат Тьянрайонг (р. 1907; сборники рассказов из жизни низов общества: «Простой смертный», «Бродяга», «Заросли»); Итсара Амантакун (1920—69; романы «Жёлтый тигр», «Тигр прячет когти», с критических позиций рисующие картину современного общества); писательница Тамаянти разоблачает пороки высшего общества в романах «Скверна», «Наложница». Таиланд. Экономическая карта.
Лит.: Корнев В., Литература Таиланда, М., 1971; Schweisguth P., Etude sur la litterature Siamoise, P., 1951. Л. Н. Морев. Таиланд.III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии. VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы. IX. Медико-санитарное состояние и здравоохранение X. Просвещение и научные учреждения XII. Литература XIII. Архитектура и изобразительное искусство XIV. Музыка XV. Театр |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|