Тойнби Арнолд Джозеф

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТОА
ТОБ
ТОВ
ТОГ
ТОД
ТОЁ
ТОЖ
ТОЗ
ТОИ
ТОЙ
ТОК
ТОЛ
ТОМ
ТОН
ТОО
ТОП
ТОР
ТОС
ТОТ
ТОУ
ТОФ
ТОХ
ТОЦ
ТОЧ
ТОШ
ТОЩ
ТОЯ

Тойнби (Toynbee) Арнолд Джозеф (14.4.1889, Лондон, — 22.10.1975, Йорк), английский историк и социолог. В 1919—1924 профессор Лондонского университета, в 1925—1955 — Лондонской школы экономических наук. В 1925—55 один из руководителей Королевского института международных отношений; составлял (совместно с В. М. Баултером) ежегодные обзоры политических событий в мире («A survey of international affairs», 1925—65). Известность Тойнби Арнолд Джозеф принесло «Исследование истории» (т. 1—12, 1934—61), в котором он, под влиянием О. Шпенглера, стремился переосмыслить всё общественно-историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. По Тойнби Арнолд Джозеф, не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных своеобразных и замкнутых цивилизаций (в первоначальном варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных и недоразвитых). Каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет, уступая место другой. Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, аналогичными, Тойнби Арнолд Джозеф пытался вывести на этом основании некоторые «эмпирические законы» общественного развития, позволяющие предвидеть главные события и в современном мире. Движущей силой развития цивилизаций, как считал Тойнби Арнолд Джозеф, следуя А. Бергсону, является «творческое меньшинство», носитель мистического «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и философские концепции смысла жизни. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-историческую проблему, «творческая элита» превращается в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не авторитетом; отчуждённая же масса населения становится «внутренним пролетариатом», который совместно с варварской периферией, или внешним пролетариатом, в конечном счёте разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военного поражения либо от естественных катастроф. Стремясь ввести в свою концепцию элементы постулат, развития, Тойнби Арнолд Джозеф усматривал прогресс человечества в духовном совершенствовании, в религии эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой синкретической религии будущего.

  Концепция Тойнби Арнолд Джозеф является идеалистическим ответом на позитивистский эволюционизм; она содержит также своеобразную альтернативу «европоцентризму». В своих работах Тойнби Арнолд Джозеф всё больше обращался к современным социальным проблемам капиталистического Запада; по его мнению, выход из глубоких внутренних противоречий капиталистической системы и конфликта между Западом и «третьим миром» лежит на пути духовного обновления, отказа от меркантилистской философии и абсолютизации материальных ценностей. Тойнби Арнолд Джозеф сочувственно относился к национально-освободительному движению, выступал за мирное сосуществование и взаимопонимание между Западом и социалистическими странами. Идеи Тойнби Арнолд Джозеф оказали большое влияние на социальную философию и общественное сознание капиталистического Запада.

 

  Соч.: The world and the West, L., 1953; A study of history. Abridgement by D. Somervell, v. 1—2, L., 1946—57; America and the world revolution, N. Y., 1962; Change and habit, L., 1966; Experiences, L. — [a. o.], 1969.

 

  Лит.: Косминский Е. А., Историософия А. Тойнби, «Вопросы истории», 1957, №1; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Араб-оглы Э. А., Концепция исторического круговорота, в кн.: Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии, М., 1965; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Семенов Ю. Н., Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии, М., 1965, гл.1; Чесноков Г. Д., Современная буржуазная философия истории, Г., 1972; Рашковский Е. Б., Структура и истоки философско-исторической концепции А. Д. Тойнби, «Вопросы философии», 1969, №5; Anderle О. F., Das universalhistorische System A. J. Toynbees, Fr./M., 1955: Toynbee and history, ed. by М. E. A. Montagu, Boston, 1956; Popper М., A bibliography of the works in English of A. Toynbee. 1910—1954, L. — N. Y., 1955.

  Э. А. Араб-оглы.

 

Так же Вы можете узнать о...


Семён Иванович Гордый (1316—27.4.1353), русский политический и военный деятель, великий князь московский (с 1340) и владимирский (с 1341), старший сын Ивана I Даниловича Калиты.
Синодический период обращения, промежуток времени, по истечении которого какая-либо планета, двигаясь вокруг Солнца по своей орбите, возвращается при наблюдении с Земли в прежнее положение относительно Солнца.
Собачья петрушка, растение семейства зонтичных; то же, что кокорыш.
Союз патриотов (СП: Uniunea patriotilor), в 1942—46 в Румынии демократическая организация интеллигенции и мелкой городской буржуазии.
Степанков Константин Петрович (р. 3.6.1928, пос.
Суонленд (Swanland), природная область в Западной Австралии, занимающая юго-западную окраину Западно-Австралийского плоскогорья.
Тарджибанд, строфическая форма в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока, Средней и Южной Азии с лирическим или панегирическим содержанием.
Тетеревятник, голубятник (Accipiter gentilis), хищная птица семейства ястребиных.
Тотальность (филос.), см. Целостность.
Турбостроение, см. в ст. Энергетическое машиностроение.