Бергсон Анри

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БЕА
БЕБ
БЕВ
БЕГ
БЕД
БЕЕ
БЕЖ
БЕЗ
БЕЙ
БЕК
БЕЛ
БЕМ
БЕН
БЕО
БЕП
БЕР
БЕС
БЕТ
БЕХ
БЕЦ
БЕЧ
БЕШ
БЕЩ
БЕЭ
БЕЯ

А. Бергсон. Бергсон Анри.

А. Бергсон.

Бергсон (Bergson) Анри (18.10.1859, Париж, — 4.1.1941, там же), французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни. С 1900 профессор Коллеж де Франс; с 1914 член Французской академии. В 1927 Бергсон Анри присуждена Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту.

  Мировоззрение Бергсон Анри формировалось непосредственно под влиянием французского спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану, некоторое влияние на него оказал Ф. Шеллинг через его последователя Ф. Равессона; своими корнями интуитивная метафизика связана с неоплатонизмом. Выступая против механицизма и догматического рационализма, Бергсон Анри утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, интерпретируемую как некую целостность, радикально отличающуюся от материи и от духа, которые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции, которая, будучи своеобразной симпатией, как бы непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной природой. Интуиция не предполагает противопоставления познаваемого познающему как объекта субъекту; она есть узнавание жизнью самой себя. Поэтому Бергсон Анри призывает обратиться к собственной жизни сознания, которая дана каждому непосредственно. Самонаблюдение, по Бергсон Анри, позволяет обнаружить, что тканью психической жизни является непрерывная изменчивость состояний, которые незаметно переходят одно в другое, длятся. Эта длительность (durée) и составляет самоё жизнь сознания, её структуру. Длительность есть взаимопроникновение состояний сознания; они непротяжённы и поэтому не могут быть расположены рядом друг с другом; они различаются не количественно, а качественно и потому не поддаются измерению и исчислению, как материальные объекты (см. «Время и свобода воли», М., 1910, с. 103). Длительность, а стало быть жизнь, имеет, по Бергсон Анри, не пространственный, а временной характер. Это «качественное», «живое» время радикально отличается от того понятия механическо-физического времени, которое, по мнению Бергсон Анри, возникает в результате разложения интеллектом длительности. Интеллект Бергсон Анри трактует в духе А. Шопенгауэра, противопоставляя его интуиции как орудие оперирования с «мёртвыми вещами» — материальными, пространственными объектами. В соответствии со своей природой — способностью мыслить лишь в пространственных количественных категориях («... наши понятия сформировались по образцу твердых тел...», — «Творческая эволюция», М.— СП Б, 1914, с. Ill) — интеллект способен понимать живое, органическое, лишь превратив его в мёртвое, механическое, ибо он, согласно Бергсон Анри, имеет чисто практическое назначение — формировать и фабриковать неорганизованную материю.

  Учение об интеллекте и интуиции получает у Бергсон Анри обоснование в его метафизике — в концепции эволюции органического мира. Жизнь, которая изнутри предстаёт как психическая реальность — длительность, есть, согласно Бергсон Анри, некий метафизическо-космический процесс, «жизненный порыв» (élan vital), своего рода могучий поток творческого формирования: по мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, которая характеризуется Бергсон Анри как неодушевлённая масса, вещество и т.п. Т. о., материя, лишённая самостоятельного онтологического статуса, оказывается недостатком, ослабленностью жизни. В процессе развития вследствие сопротивления материи, встречающейся на пути первоначально единого жизненного потока, последний разделяется как бы на несколько струй, в каждой из которых жизнь по-своему прокладывает себе путь через инертную материю (см. там же, с. 121).

  В центре философии Бергсон Анри — проблема творчества, которое он рассматривает как космический объективный процесс; человек — существо творческое, поскольку через него проходит путь «жизненного порыва». Способность к творчеству, по Бергсон Анри, идущему вслед за Шопенгауэром, связана с иррациональной интуицией, которая, как божественный дар, дана лишь избранным. Т. о., Бергсон Анри приходит к элитарной концепции творчества и культуры вообще, являясь одним из провозвестников теории массовой культуры. Причём творчество всех видов ценностей, в том числе и социальных, равным образом, по Бергсон Анри, подчинено закону элитарности. Бергсон Анри признаёт два типа общества и, соответственно, два типа морали: «закрытый» и «открытый». Первый удовлетворяет требованиям социального инстинкта и имеет целью сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина — в жертву пользе. С точки зрения «открытой» морали личность и творчество эстетических, религиозных и нравственных ценностей выше интересов сохранения рода.

  Философская концепция Бергсон Анри внутренне непоследовательна. Коль скоро понятийный способ мышления объявлен ложным, искажающим действительность, то обращение к понятиям (а ими пользуется Бергсон Анри при изложении своей системы) оказывается противоречием. Правда, Бергсон Анри время от времени нарушает своё вето на дискурсивное мышление и противопоставляет дурным, «косным» понятиям «текучие», способные следовать за реальностью. Но эти оговорки не решают дела. Резкое противопоставление Бергсон Анри рассудка и интуиции делает невозможным философское познание, ибо созерцаемое в «чистой» интуиции без всякого понятийного различения должно остаться невыразимым. В своей абсолютизации изменчивости Бергсон Анри приходит к полному субъективизму (см. «Восприятие изменчивости», СПБ, 1913). Учение Бергсон Анри оказало значительное влияние на философию (прагматизм Джемса, персонализм, экзистенциализм, философия истории Тойнби), литературу (М. Пруст), искусство (импрессионизм в живописи и др.). В марксистской литературе философия Бергсон Анри подвергается резкой критике (см. Плеханов В. Г., А. Бергсон. Творческая эволюция, в кн.: Избранные философские произведения, т. 3, М., 1957; Политцер Ж., Об одной философской мистификации, в кн.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953; Сэв Л., Современная французская философия, М., 1968, с. 270—74 и др.).

 

  Соч.: Собр. соч., т. 1—5, СПБергсон Анри 1913—14; Философская интуиция, «Новые идеи в философии», 1912, сб. 1: Длительность и одновременность, П., 1923.

 

  Лит.: Кронер P., Философия «творческой эволюции», в сборнике: Логос, кн. 1, М., 1910; Бабынин Бергсон Анри Н., философия Бергсона, «Вопросы философии и психологии», 1911, № 108—109; Вышеславцев Бергсон Анри, Этика Фихте, М., 1914, гл. 6; Лосский Н. О., Интуитивная философия Бергсона, П., 1922; Герман Л. И., Интуитивная эстетика А. Бергсона, «Литературный критик», 1935, №5; Чанышев А. Н., Философия А. Бергсона, М., 1960; Воронов А. И., Интуитивная философия Бергсона, М., 1962: Jurevics P., Н. Bergson. Eine Einführung in seine Philosophic, Freiburg, 1949; Barlow М., Н. Bergson, P., 1966; Robinet A., Bergson et les métamorphoses de la durée, [2 éd., P., 1966]; Lindsay A. D., The philosophy of Bergson, Wash.— [N. Y., 1968 j.

  П. П. Гайденко.

Так же Вы можете узнать о...


Фрунзе (пос. гор. типа в Ворошиловградской обл.) Фрунзе, посёлок городского типа в Славяносербском районе Ворошиловградской обл.
Артиллерийское наступление, совокупность боевых действий артиллерии в наступлении.
Глазное яблоко, собственно глаз (без мышц и др.
Кассель (город в ФРГ) Кассель (Kassel), город в ФРГ, в земле Гессен, на р.
Метакриловая кислота ,a-акриловая кислота, формула CH2C (CH3) — СООН бесцветная жидкость с резким запахом; tпл 16 °С, tкип160,5° С, плотность 1,0153 г/см3 (20 °С); растворима в воде и органических растворителях.
Посошков Иван Тихонович (1652, с. Покровское, ныне Московской обл.
Сферическое отображение поверхности S, непрерывное отображение S на сферу Р единичного радиуса, определяемое по параллельности касательных плоскостей в соответствующих точках поверхности и сферы (С.
Шкилтер Густав Янович Шкилтер, Шкилтерс Густав Янович (Иванович) [16(28).
Браттейн Уолтер Браттейн (Brattain) Уолтер (р. 10.2.1902, Сямынь, Китай), американский физик.
Домашняя промышленность, производство в крестьянском хозяйстве готовых продуктов, предназначенных для личного потребления, изготовляемых из сырья, которое добывается в этом же хозяйстве.
Кременчуг, город, центр ского района Полтавской области УССР.
Новейшая история, согласно периодизации всемирной истории, принятой в марксистской исторической науке, эпоха, начальной вехой которой является Великая Октябрьской социалистическая революция 1917 в России.
Рурорт (Ruhrort), промышленно-портовый район г.
Упругое основание ,основание сооружения, деформируемость которого учитывается при расчёте опирающейся на него конструкции.
Акме (греч. akmē — вершина, остриё), в медицине высшая точка в развитии болезни.
Высаливание, выделение растворённого вещества из раствора прибавлением другого вещества (чаще всего соли), обладающего большей растворимостью.
Ионно-сорбционный насос, вакуумный насос, в котором химически активные газы удаляются за счёт сорбции их геттерами, а инертные газы — в результате интенсивной ионизации в виде ионов под действием электрического поля.