Туркменская Советская Социалистическая республика XVII. Танец. БалетБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XVII. Танец. Балет Национальные и религиозные предрассудки у туркмен, запрещавшие танец, стали причиной полного отсутствия народной традиций в этой области искусства. Только после Октябрьской революции 1917 на основе изучения быта и характера народа, его прикладного искусства были созданы первые народные туркменские танцы — «Хымль» (девичья игра), «Ай-терек», «Гун-терек», «Кушт-денти» (курдский танец). В 1939 на балетном отделении оперной студии (основана в 1937 в Ашхабаде) балетмейстер Л. В. Якобсон поставлен детский танец «Ак-эшекли» и «Танец джигитов». Балетмейстер Н. С. Холфин и И. В. Бойко продолжили решение задачи разработки движений и определения характера туркменского танца. Холфин создал танцы «Гызлар ерши» (девичий танец), «Танец джигитов», «Танец стариков», «Пиала». Они отличались единством стиля и характера. Мужской танец воплотил порывистость, смелость, ловкость; девичий — мягкость, застенчивость, плавность. В 1941 организовался Ансамбль народного танца Туркменской ССР, в репертуар которого вошли новые сценические танцы, созданные национальными балетмейстерами. Формирование профессионального балета началось с обучения на балетном отделении ашхабадской оперной студии юношей и девушек, пришедших сюда из самодеятельности. В этой студии занятия вели педагоги Д. И. Бененсон и Л. В. Ошурко. Им пришлось преодолевать многие трудности, в том числе в привлечении к занятиям девушек-туркменок, в замене национальной одежды, мешавшей отработке движений, одеждой учебной. В середине 30-х гг. группа туркменских детей была послана учиться в Ленинградское хореографическое училище. К концу 1941 в Ашхабадском театре оперы и балета сформировалась балетная труппа, основу которой составили выпускники Ленинградского хореографического училища, в том числе К. Джапаров, Р. Аннакурбанов, Х. Исмаилов, Н. Мурадов, М. Ахундов, О. Ниязов, Б. Машедова, Т. Сатлыклычева, Р. Самгина и др. Многие из них позднее стали ведущими мастерами туркменского балета, а Джапаров — первым туркменским балетмейстером. К созданию репертуара привлекались туркменские, русские и украинские писатели и композиторы. В 1941 был показан «Вечер балета», включавший классический и народный танцы. Развитие форм народного туркменского танца, подкрепленное школой классического балета, позволило в 1942 балетмейстеру Хол-фину осуществить постановку первого национального балета «Алдар-Косс» («Весёлый обманщик») К. А. Корчмарёва. Невысокий профессиональный уровень танцевальной техники артистов ещё ограничивал использование многообразных форм классического танца, многие сцены исполнялись на полупальцах. В балет были введены народные танцы, чему способствовал сюжет спектакля, содержащий рассказ о проделках весёлого народного героя, защитника бедняков. Постановка «Алдар-Косе» стала важным этапом в становлении туркменской профессиональной хореографии (балет продолжает оставаться в репертуаре театра). В 1943 Холфин поставил спектакль «Девушка моря» Корчмарёва о событиях Великой Отечественной войны. В 1945 Джапаров осуществил постановку балета-сказки «Акпамык» А. Ф. Зноско-Боровского и В. Мухатова. В последующие годы в репертуар театра вошли советские и классические балеты. Работа над спектаклем «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (1946), преодоление технических трудностей и психологическая разработка сценических образов обогатили балетную труппу. Балет «Лауренсия» А. А. Крейна, показанный в 1948, продемонстрировал возросшие возможности балетной труппы, и уже в 1952 в репертуар был включен такой сложный спектакль, как «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Освоение русской классики помогло дальнейшей профессионализации артистов балета. В 1950—60 поставлены «Жизель» А. Адана (1956), «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (1958), «Дон Кихот» Л. Минкуса (1959), «Раймонда» А. К. Глазунова (1960). В 1960 был создан национальный балет «Чудесный лекарь» Н. Мухатова и М. Б. Равича. Танцевальность мелодий и точные музыкальные характеристики персонажей дали возможность балетмейстеру Джапарову создать интересные танцевальные образы, сочетая элементы классического балета и народных танцев. Новые произведения туркменских композиторов расширили национальный репертуар балетной труппы; среди постановок: «Студенты» Х. Алландурова и И. Якушенко (1965), «Гибель Суховея» Ч. Нурымова (1967), «Сердце, найденное в песках» А. Кулиева (1975). В начале 60-х гг. балетная труппа пополнилась молодыми танцовщиками, окончившими Московское, Ленинградское и Ташкентское хореографические училища (М. Гельдыева, И. Кожемякина, Н. Пехациева, Ю. Пурсиянов, Э. Сарвазян, Г. Хуммаева, М. Щукина и др.). Формированию и становлению туркменского балетного искусства в значительной мере способствовала творческая деятельность балетмейстера Л. Н. Воскресенской, Н. С. Холфина, Л. Н. Флегматова, М. Д. Цейтлина. Среди деятелей балета (1975): заслуженный артист Туркменской ССР К. Исмаилов, Л. И. Кондюкова, Б. Мамедова, Х. Мурадов, Г. Мусаева, А. Пурсиянов, артисты Г. Кораблёва, О. Ниязов, Н. П. Радкина, А. Сонин и др. Главный конвейер витринного стекла на Ашхабадском стекольном комбинате. Туркменская Советская Социалистическая республика (Туркменистан Совет Социалистик Республикасы), Туркменистан. Туркменская ССР. Флаг государственный. Туркменская ССР. Государственный герб. I. Общие сведенияII. Государственный строй IV. Население V. Исторический очерк VI. Коммунистическая партия Туркменистана VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Туркменистана IX. Народное хозяйство X. Медико-географическая характеристика XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения XII. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XIII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Литература XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVI. Музыка XVII. Танец. Балет XVIII. Драматический театр XIX. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|