образование и культурно-просветительные учреждения"> образование и культурно-просветительные учреждения"> образование и культурно-просветительные учреждения">
Туркменская Советская Социалистическая республика XI. Народное образование и культурно-просветительные учрежденияБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения До вхождения в состав России на территории Т. существовали только конфессиональные школы, мектебы и медресе, в которых обучалась небольшая часть детей местного населения, главным образом детей знати (ханов, баев, мулл). С присоединением к России в Т. начали создаваться так называемые русско-туземные школы, сыгравшие прогрессивную роль в приобщении туркменского народа к русской культуре. Однако существенное влияния на уровень образования народных масс эти школы оказать не могли. В начале 20 в. грамотность среди коренного населения в Т. составляла 0,7%. В 1914/15 учебном году в бывшей Закаспийской области работало 58 школ (6,8 тыс. учащихся), из них в сельской местности 27 школ (1,5 тыс. учащихся). Средних специальных и высших учебных заведений не было. После установления Советской власти были приняты меры по созданию новой национальной школы с преподаванием на родном языке. В августе 1918 ЦИК Туркестанской республики утвердил Положение «Об организации дела народного образования в Туркестанском крае». Уже в 1918/19 учебном году в Закаспийской области работали 39 светских школ, в том числе 13 туркменских. Культурная революция началась в условиях Гражданской войны и борьбы с басмачеством. Большую трудность представляла нехватка педагогических кадров из местного населения, помощь в их подготовке оказали братские советские народы: русский, узбекский и др. Преподавателей готовили краткосрочные учительские курсы в Ашхабаде, Мерве (Мары), Красноводске, Чарджуе (Чарджоу). В 1922 в Полторацке (Ашхабаде) был создан педагогический техникум. В 1924/25 учебном году в Т. работало 170 школ (16,9 тыс. учащихся). В 20-е гг. развёртывается работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, которая в основном закончилась к концу 30-х гг. Особое внимание уделялось просвещению женщин. Учитывая реакционное влияние мусульманского духовенства, обычаи, связанные с пережитками прошлого, был принят ряд законов, обеспечивающих охрану прав женщин в семье и обществе, установлены льготы для туркмен, обучающих своих дочерей в советской школе. Временно разрешалось раздельное обучение. В 1930 началось осуществление всеобщего обязательного начального обучения, проходившее высокими темпами. В 1932/33 учебном году обучением было охвачено свыше 103,4 тыс. детей, в 1937/38 учебном году — 184,2 тыс. С 1937/38 учебном году начат переход к всеобщему 7-летнему обучению. В 1939 грамотные составляли 77,7% населения (среди мужчин 83%, среди женщин 71,9%) (в 1926 соответственно 14%, 18,3%, 8,8%). Важное значение в развитии культуры туркменского народа имел перевод туркменской письменности с арабского алфавита на латиницу (1928—29) и последующая замена её на алфавит, разработанный на основе русской графики (1940). В 1940/41 учебном году в 1,5 тыс. общеобразовательных школ всех видов обучалось 252,2 тыс. учащихся. В 1959 введено всеобщее обязательное 8-летнее обучение. Из отсталой окраины царской России Т. превратился в республику сплошной грамотности. По переписи 1970 грамотность населения в Т. составила 99,7% (среди мужчин — 99,8%, среди женщин — 99,5%). К 1976 в основном завершен переход к всеобщему среднему образованию. За годы Советской власти создана широкая сеть детских дошкольных учреждений. В 1975 в 990 постоянных детских садах и яслях-садах воспитывалось 101,7 тыс. детей. В 1975/76 учебном году в 1,8 тыс. общеобразовательных школ всех видов обучалась 671 тыс. учащихся, работало 34,8 тыс. учителей (до Октябрьской революции 272 учителя). Воспитательная и культурно-просветительская работа со школьниками велась во внешкольных учреждениях (в 1975 работало 52 дворца и дома пионеров, 13 станций юных техников, 9 станций юных натуралистов, 44 музыкальных и художественных школы, 76 детско-юношеских спортивных школ). Значительное развитие получило профессионально-техническое и среднее специальное образование. В 1975/76 учебном году в 44 профессионально-технических учебных заведениях обучалось 17,8 тыс. учащихся, в 31 среднее специальных учебных заведении 29,4 тыс. учащихся. Высшее образование дают 6 вузов (Туркменский университет, институты: с.-х., медицинский, политехнический, педагогический институт искусств в Ашхабаде и педагогический институт в Чарджоу). В 1975/76 учебном году в них обучалась 31,1 тыс. студентов. До Октябрьской революции в Т. не было культурно-просветительских учреждений. На конец 1975 работали: крупнейшая республиканская библиотека — Государственная библиотека Туркменской ССР им. К. Маркса (см. в ст. Библиотеки союзных республик), 1271 массовая библиотека (7222 тыс. экземпляров книг и журналов); 11 музеев (в том числе Музей истории Туркменской ССР, Музей изобразительных искусств Туркменской ССР — в Ашхабаде, Мемориальный музей 26 Бакинских комиссаров и Историко-краеведческий музей в Красноводске, Областной историко-краеведческий музей в Чарджоу, Областной историко-революционный музей в Мары, Историко-краеведческий музей в Небит-Даге), 955 клубных учреждений. Туркменский ворсовой ковер с рисунком текегёль. 19 — начало 20 вв. Музей искусства народов Востока. Москва.
Лит.: Курбанов А. А., Кузьмин О. Д., 40 лет по пути Ленина в области народного образования в Туркменистане, Аш., 1965; Пальванова Б. П., Развитие народного образования Туркменистана за годы Советской власти, Аш., 1974. Б. П. Пальванова. Художественная самодеятельность. Кружки художественной самодеятельности появились в годы Гражданской войны 1918—20. По мере освобождения территории от белогвардейцев и интервентов самодеятельные театральные труппы возникали в крупных городах. К сентябрю 1920 имелось 50 драматических, 12 музыкальных и 24 хоровых самодеятельных коллективов, которые работали не только в городах, но и в районных центрах. Художественная самодеятельность способствовала возникновению туркменской драматургии и профессионального театра. В 1975 в системе министерства культуры и профсоюзов насчитывалось свыше 4 тыс. коллективов художественной самодеятельности, в том числе 876 хоровых, 1066 музыкальных, 542 драматических, 517 танцевальных, около 139 кружков изобразительного и декоративно-прикладного искусства; имеются также агитационно-художественные бригады, студии кино-фотолюбителей; 42 лучших самодеятельных коллектива носят звание народных (в том числе 30 театральных). Общее количество участников самодеятельности свыше 76 тыс. чел. Туркменская Советская Социалистическая республика (Туркменистан Совет Социалистик Республикасы), Туркменистан. Туркменская ССР. Флаг государственный. Туркменская ССР. Государственный герб. I. Общие сведенияII. Государственный строй IV. Население V. Исторический очерк VI. Коммунистическая партия Туркменистана VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Туркменистана IX. Народное хозяйство X. Медико-географическая характеристика XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения XII. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XIII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Литература XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVI. Музыка XVII. Танец. Балет XVIII. Драматический театр XIX. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|