Узбекская Советская Социалистическая Республика XIX. КиноБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIX. Кино В 1925 Наркомпрос Узбекской ССР принял постановление о создании треста «Узбекгоскино», были ассигнованы средства на строительство кинофабрики «Шарк Юлдуз» (ныне киностудия «Узбекфильм»). Началась подготовка национальных творческих кадров, в конце 20-х гг. группа молодёжи направляется в московские и ленинградские учебные заведения, др. группа овладевает специальностью в процессе производственной деятельности, создаются специальные курсы, первый директор и актёр узбекской студии (а впоследствии режиссёр и сценарист) Н. Ганиев, сыгравший значительную роль в становлении национального кино, выпустил на узбекском языке книги-учебники «Киноактёр» и «Киносценарий». В период немого кино, в 20-х гг., режиссёрами (В. К. Висковский, О. Н. Фрелих, М. И. Доронин, М. А. Авербах, К. А. Гертель, Ч. Г. Сабинский) и операторами (А. Дорн, Ф. Вериго-Даровский) центральных студий были сняты художественные фильмы, отражавшие актуальные для республики проблемы,— раскрепощение узбекской женщины («Мусульманка», 1925, «Вторая жена», «Чадра», оба в 1927), ликвидация басмачества и Гражданская война («Шакалы Равата», 1927, «Крытый фургон», 1928, «Последний бек», 1930, и др.). Разоблачению реакционной деятельности мусульманского духовенства посвящены картины «Из-под сводов мечети» (1928), «Дочь святого» (1931) и др. В агитфильмах, хроникальных и научно-популярных лентах поднимались насущные вопросы жизни республики, главным образом развитие хлопководства, осуществление земельно-водной реформы. Первая попытка показать индустриализацию сделана в художественном фильме режиссера Ганиева «Подъём» (1931). В начале 30-х гг. в художественном кино работали режиссёры Ганиев, С. Ходжаев, Ю. Агзамов, в документальном — М. Каюмов (режиссёр и оператор). Картинами «Перед рассветом» (1933, режиссёр Ходжаев) и «Клыч» (1936, режиссёр Агзамов) завершается период немого кино. В 1937 создан первый звуковой фильм «Клятва», в котором ярко раскрылось дарование узбекских актёров (Я. Бабаджанов, А. Исматов и др.), в 1940 — «Азамат», а также «Асаль», сценарий которого написан узбекским драматургом К. Яшеном. В годы Великой Отечественной войны в У. были эвакуированы киностудии др. республик. В творческом содружестве с ними были поставлены «Александр Пархоменко» (1942), «Два бойца», «Насреддин в Бухаре» (оба в 1943) и др. В 40-е гг. популярностью пользовались узбекские фильмы-концерты («Друзьям на фронте», 1942, «Подарок Родины», 1943, и др.). Многие кинематографисты снимали во фронтовых киногруппах. В послевоенные годы значительным достижением явилось создание фильмов «Тахир и Зухра» (1945, режиссёр Ганиев) и «Алишер Навои» (1948, режиссёр Ярматов). Современности посвящена картина «Дочь Ферганы» (1948, режиссёр Ганиев), создан исторический фильм «Авиценна» (1957, режиссёр Ярматов). В картине режиссёра Л. Файзиева «По путёвке Ленина» (1958) впервые в узбекском кино сделана попытка воссоздать образ вождя. В конце 50-х — начале 60-х гг. на студию пришли выпускники ВГИКа и Высших режиссёрских курсов: режиссёры — Ш. Аббасов, А. Хачатуров, Р. Батыров, Д. Салимов, Х. Файзиев, А. Акбарходжаев, А. Хамраев, Х. Ахмеров, Э. Ишмухаммедов, операторы — Х. Файзиев, Д. Фатхулин, художники — Э. Каландаров, Н. Рахимбаев, Е. Пушин и др. В 60-х — 1-й половине 70-х гг. созданы разнообразные по жанрам фильмы: «Птичка-невеличка» (1961), историческая эпопея «Звезда Улугбека» (1965) — оба режиссёра Файзиева; «Об этом говорит вся махалля» (1961), «Ты не сирота» (1963), «Ташкент — город хлебный» (1970), «Абу Рейхан Бируни» (1974) — все режиссёра Абассова; «Дорога за горизонт» (1963, режиссёр Агзамов), историко-революционная трилогия «Буря над Азией» (1965), «Всадники революции» (1968), «Гибель чёрного консула» (1970), «Одна среди людей» (1974) — все режиссёра Ярматова; «Белые, белые аисты» (1965), «Чрезвычайный комиссар» (1970), «Без страха» (1971) — все режиссёра Хамраева; «Нежность» (1967, режиссёр Ишмухамедов), «Ждем тебя, парень» (1972, режиссёр Батыров) и др. Продолжает развиваться документальное, научно-популярное кино. В 50—60-е гг. вышли документальные картины режиссёра-оператора М. Каюмова: «Пять рук человечества», «Вьетнам, страна моя», «От весны до весны», «13 ласточек» и др. В документальном кино работают также операторы А. Рахманов, А. Саидов, Т. Надыров, И. Гибалевич, Д. Салимов и др. Кадр из фильма «Всадники революции». Реж. К. Ярматов. 1968. Кадр из фильма «Нежность». Реж. Э. Ишмухамедов. 1967. Периодически выходят киножурнал «Советский Узбекистан», сатирический киносборник «Наштар». В Ташкенте с 1968 (раз в 2 года) проводятся Международный кинофестивали стран Азии и Африки под девизом «За мир, социальный прогресс и свободу народов». Практикуется показ (декады) узбекских фильмов в др. республиках. Начат выпуск мультипликационных фильмов, освоено производство цветных и широкоэкранных фильмов. Ряд фильмов создан совместно с кинематографистами Украины, Туркмении и др. республик. С 1958 работает Союз кинематографистов Узбекской ССР. В 1975 в У. имелось 4469 киноустановок.
Лит.: Абул-Касымова Х. Н., Рождение узбекского кино, Таш., 1965; Тешабаев Д., Киноискусство советского Узбекистана, М., 1968; его же, Пути и поиски, Таш., 1973. Д. Тешабаев. Узбекская Советская Социалистическая Республика (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси), Узбекистан. Герб государственный. Узбекская ССР. Флаг государственный. Узбекская ССР. I. Общие сведенияII. Государственный строй IV. Население Первобытнообщинный строй на территории У. (до середины 1-го тыс. до н. э.). Присоединение У. к России. Социально-экономическое развитие У. во 2-й половине 19 в. VIII. Профессиональные союзы Х. Медико-географическая характеристика XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XIII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Литература XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVI. Музыка XVII. Танец. Балет XVIII. Драматический театр XIX. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|