Узбекская Советская Социалистическая Республика XIV. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УЗА
УЗБ
УЗГ
УЗД
УЗЕ
УЗИ
УЗК
УЗЛ
УЗН
УЗО
УЗУ

XIV. Литература

В богатом и разнообразном устно-поэтическом творчестве узбекского народа большое место занимают сказки:, о животных, волшебно-фантастические и бытовые. Среди последних выделяется жанр латифа (анекдот), циклы которого сложились вокруг шутников-балагуров Алдара Кусы, Каля-плешивца и народного мудреца и острослова Насреддина Афанди. В демократических народных вариантах латифа немало черт социальной сатиры. Широкое распространение получил также эпический жанр дастана. Записано более 200 текстов (80 сюжетов) от 50 сказителей: героический эпос «Алпамыш», героико-романтический эпос «Гороглы» (более 40 сюжетов), воинская повесть «Юсуф и Ахмед», романтические дастаны авантюрно-новеллистического и сказочно-фантастического содержания. По генетическому признаку они подразделяются на фольклорные («Тахир и Зухра», «Ширин и Шакар», цикл «Рустамхон» и др.) и книжные. Сюжеты книжных, как правило, заимствованы из классических произведений на арабском, персо-таджикском или староузбекском языках: «Фархад и Ширины, «Лейли и Меджнун», «Юсуф и Зулейха» и др. В отличие от прошлых веков, современные дастаны изображают конкретно-историческую действительность («Хасан-батрак», «Джизакское восстание» и др.).

  В становлении узбекской письменной литературы значительную роль сыграла классическая литература на языке фарси, развивавшаяся до 11 в. на территории Средней Азии. До исламская культура тюрков представлена незначительным числом письменных памятников на различных древних тюркских языках: орхоно-енисейские надписи (7—12 вв.), «Покаянная молитва манихейцев» (5 в.), написанная древнеуйгурским письмом. В силу большой близости тюркских языков памятники такого рода представляют особый культурный и научный интерес для всех тюрко-язычных народов, так же как и созданные в более позднее время уже на основе этических норм ислама дидактических произв. «Знание, дающее счастье» (1069) Юсуфа Баласагуни, «Подарок истин» (кон. 12 — нач. 13 вв.) Ахмада Югнаки.

  Выделяется «Словарь тюркских наречий» (1072—74), составленный Махмудом Кашгари.

Начиная с 14 в. узбекская литература развивалась весьма интенсивно и представлена разнообразными жанрами: лирической и эпической поэзией, элегическими стихами, романтическими дастанами, мемуарной литературой в прозе, историографией. Начинает проникать светская тематика (любовно-романтическая поэма на библейско-коранический сюжет «Юсуф и Зулейха» Дурбека, конец 14 — начало 15 вв.). Появились многочисленные переводы произведений художественной литературы с языка фарси на узбекский язык и с узбекского языка на фарси.

  С конца 14 в. культурным центром стал Самарканд, в котором жили многие поэты и учёные, учились знаменитые поэты Джами (1414—92) и Алишер Навои (1441—1501). Вторым центром культуры Средней Азии и Хорасана в 15 в. стал Герат. Здесь проводились большие филологические исследования, собирались рукописи ценных литературных произведений.

  В 15 в. возросло значение литературы на тюркском языке. Одним из ярких её представителей был Лутфи (около 1367—1465), воспевший в поэме «Гуль и Новруз» (1411) идеальную любовь. Особое место занимает творчество Навои. Свою лирику на тюркском языке он объединил в четыре сборника — дивана под аллегорическим названиями «Чудеса детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости», включив в них лучшие свои произведения: касыды, газели, кыта, рубаи и др. В богатейшем наследии Навои выделяется его «Пятерица» — первый на тюркском языке «ответ» на одноимённое творение Низами Гянджеви. В антологии «Собрание утончённых» (1491) Навои даёт краткую характеристику крупных поэтов 15 в. Во многих сочинениях он затронул проблемы эстетики и теории литературы; немало способствовал развитию тюркского стихосложения (трактат «Весы размеров»). Навои вывел узбекскую литературу на мировую арену.

Навои. Микрорайон № 4. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Навои. Микрорайон № 4.

  Литература 16—1-й половины 19 вв. развивалась по двум линиям — придворно-панегирической и демократической. В оппозицию существующему строю часто вставали различные аскетически-отшельнические группы, распространённые в то время в Средней Азии как разновидности активного дервишества (см. Дервиши). Некоторые из них сочиняли стихи мистического содержания, распространяли суфизм (см. Суфийская литература).

Исторические события 16 в. отразились в героической поэме «Шейбани-наме» (1506) Мухаммеда Салиха (1455—1535), в творчестве Захиреддина Мухаммеда Бабура (1483—1530). До нас дошли его небольшой лирический диван и автобиографический труд «Бабур-наме». Но в произведениях Салиха и Бабура исторические события нередко получали тенденциозное освещение. Сочинения правителя Хивы Абулгази (1603—63) «Родословная туркмен» и «Родословная тюрков» (незакончен) содержат ценные сведения по истории туркмен, узбеков, каракалпаков, казахов, а также много народных легенд, преданий, сказаний, пословиц и поговорок. Значительный вклад в литературу 16 в. внёс Ходжа (Пошшоходжа) рассказами «Ключ справедливости» и «Цветник».

  В период существования трёх самостоятельных ханств (Бухарского, Хивинского, Кокандского) народную тенденцию в литературе выражали видные представители демократической поэзии — Турди (17— начало 18 вв.) и Бабарахим Машраб (1657—1711), резко осудившие произвол феодальных правителей. Усиливается влияние фольклора на письменную литературу, укрепляются взаимосвязи и взаимовоздействия литератур народов Средней Азии. «Киссаи Сайфуль-мулюк» (начало 16 в.) Меджлиси — творческая переработка любовно-приключенческой темы из книги «Тысяча и одна ночь». В 1793—96 поэт Сайкалн создал дастан «Бахрам и Гуландам», любовно-приключенческий дастан «Хамро и Хурлико», получивший широкое распространение среди туркмен под названием «Хюрлукга и Хамра». Поэт 17—18 вв. Саййоди литературно обработал один из лучших фольклорных памятников — дастан «Тахир и Зухра», который популярен у многих народов Передней и Средней Азии.

  В 18—19 вв. основными литературными центрами становятся Ферганская долина, Хорезм и Бухара. В Хивинском ханстве известность получил поэт и историк Равнак Пахлавонкули, творчество которого проникнуто пессимистическими настроениями. Мотивы разочарования содержит и поэзия Нишати Хорезми, испытавшего заметное влияние Навои и азербайджанского поэта Физули.

В конце 18 — начале 19 вв. выдвинулись поэтессы Надира (1791—1842), Увайси (80-е гг. 18 в. — около 1850) и Махзуна. Их творчеству свойственны формальное совершенство стиха и традиционная любовная тематика. В 1-й половине 19 в. передовое направление общественной мысли возглавили поэты Мухаммед Шариф Гульхани (конец 18 — начало 19 вв.), Махмур (умер 1844), Агахи (1809—74). Сочинение «Рассказы о Сове, или Поговорки» Гульхани, написанное в форме народной сказки по мотивам книги «Беседа птиц» поэта 12 в. Аттара, — блестящий памфлет против феодалов-правителей, реакционного духовенства и нравственно опустошённых придворных. Популярность обрели сатирические сочинения Махмура. Шедевром узбекской классической литературы стало поэтическое наследие поэта и историка Муниса Хорезми (1778—1829). Ему принадлежат также сочинения «Трактат о грамотности» (1804) и исторический труд «Сад счастья» (незакончен); эту работу завершил Агахи, оставивший также обширный диван «Талисман влюблённых».

  Литература 2-й половины 19 — начала 20 вв. формировалась под возрастающим влиянием русской культуры, чему способствовало присоединение Средней Азии к России. Появляются переводы произведений русских писателей на узбекском языке. Передовые поэты воспевали русскую культуру, выступали против невежества, косности, консерватизма. Видными представителями прогрессивно-демократического крыла узбекской литературы были поэты Мукими (1851—1903), Закирджан Фуркат (1858—1909), Завки (1853—1921), Аваз Отар (1884—1919), поэтессы Дилшад и Анбар-Атин (1870—1915), которые ввели в литературу социальную и общественно-политическую тематику, положив начало реалистическому изображению действительности. Демократическое направление прокладывало себе путь в борьбе с идеологией буржуазно-националистического движения конца 19 в. — джадидизма. Благодаря просветительским начинаниям джадидов к ним временно примкнули многие представители интеллигенции, в том числе писатели, но впоследствии большинство из них отказалось от идейных позиций джадидизма и стало на защиту завоеваний Октябрьской революции. В числе таких литераторов были и основоположники советской узбекской литературы Хамза Хаким-заде Ниязи (1889—1929) и Садриддин Айни (1878—1954); последний, таджик по национальности, считается основоположником и таджикской советской литературы. Творчество основоположника советской узбекской литературы Хамзы формировалось под влиянием русских писателей, особенно драматургов и демократической поэзии. Хамза в 1915 создал театральную труппу из молодёжи, сам писал пьесы на местные темы. Творческое дарование Айни начало развиваться в ханской Бухаре, где в литературе сохранялись старые традиции. В ту пору эпистолярная проза была единственным видом нерифмованного письма. Айни начал прокладывать путь демократизации узбекского языка в том же эпистолярном жанре. В стихотворении «Марш свободы» (1918) Айни приветствовал Октябрьскую социалистическую революцию 1917 в России.

Узбекская советская литература. Октябрьская революция принесла с собой подлинное возрождение культуры узбекского народа, открыла широкие возможности для расцвета народных талантов. Зачинателями узбекской советской литературы стали наиболее передовые представители дореволюционной интеллигенции — Хамза, Айни и Абдулла Кадыри (1894—1940). В литературу пришло немало молодых писателей — Айбек (1905—68), Гафур Гулям (1903—66), Абдулла Каххар (1907—68), Хамид Алим-джан (1909—44), Уйгун (р. 1905), Камиль Яшен (р. 1909), — создавших основы узбекской советской литературы, главным содержанием которой стали завоевания революции и социалистическая действительность. Злободневной оставалась тема раскрепощения женщины, получившая освещение ещё в дореволюционной литературе. Большое место занимала сельская тематика. Появились политическая сатира, фельетон, памфлет. Сатирическая литература разоблачала реакционное мусульманское духовенство, а также антинародную деятельность баев, торговой буржуазии. В сатирическом журнале «Муштум» («Кулак», основан в 1923) печатались как представители старшего поколения (Айни, Кадыри и др.), так и молодёжь (Каххар, Гафур Гулям и др.). Борьба масс, героизм народа при построении социалистического общества нашли полное отражение в художественной литературе. Герой — строитель новой жизни начал вытеснять из литературы героя — жертву социальной несправедливости. Новым методом изображения действительности стал социалистический реализм.

  Однако новый метод утвердился в узбекской литературе не сразу. Многие писатели продолжали воспевать некую абстрактную любовь. Узбекская литература не была свободна от влияния таких течений, как футуризм, урбанизм и др. Однако они не получили широкого распространения. Идейно-эстетическая борьба приводила к созданию организаций для сплочения единомышленников. В 1928 в Ташкенте возникла Узбекская ассоциация пролетарских писателей (Узбекская АПП); в Самарканде писатели, большинство которых придерживалось современной ориентации, объединились в обществе «Кизил калам» («Красное перо»). Обе эти организации сыграли большую роль в становлении узбекской советской литературы. В 1934 создан Союз писателей У. Съезды СП У.: 1-й — май 1934; 2-й — апрель 1939; 3-й — август 1954; 4-й — октябрь 1958; 5-й — май 1965; 6-й — апрель 1971; 7-й — апрель 1976.

Узбекская ССР. Большой Ферганский канал. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Узбекская ССР. Большой Ферганский канал.

  Наряду с письменной литературой обогатилось и народное творчество. Лучшие представители народной поэзии (Пулкан-шаир, 1874—1941; Эргаш Джуманбульбуль-оглы, 1868—1937; Фазыл Юлдаш-оглы, 1872—1955; Ислам Назар-оглы, 1874—1953, и др.) с первых же лет Советской власти отражали революционные события, клеймили противников нового строя, выступали за обновление быта.

  В 20—30-е гг. в узбекской советской литературе преобладала поэзия, тесно связанная с традициями богатой классической литературы. Однако молодые поэты часто ломали традиционные рамки стиха. В результате борьбы между сторонниками старых, классических, и новых форм основная слоговая форма народной поэзии «бармок» потеснила квантитативную систему (аруз). Интимная лирика уступила место гражданской; абстрактные лирические образы и символы отходили в прошлое, уступая место конкретным задачам. Большое место в литературе занимала тема труда. В отличие от поэтов прошлого, показывавших изнурительный труд, не приносящий людям радости, советские узбекские поэты воспевали труд раскрепощенный. Изменился и облик лирического героя (стихи Гайрати,1905—76; Максуда Шейх-заде, 1908—67; Абдуллы Сабира, 1905—1972: Миртемира, р. 1910; Зульфии, р. 1915, и др.).

  В советское время открылись большие возможности для становления прозы, которая в начале 20 в. была представлена в основном малыми жанрами (рассказы, повести Хамзы, Кадыри и др.). В 20—30-е гг. утвердился жанр исторического и бытового романа: «Минувшие дни» (1925), «Скорпион из алтаря» (1929) Кадыри, «Мираж» (1937) Каххара, «Враг» (1939) Х. Шамса, и др. Писатели стремятся создать образ нового героя, работают над повышением художественного мастерства. Но в творчестве отдельных авторов в 30-е гг. ещё не были изжиты шаблоны, трафаретность ситуаций, прямолинейность.

  В годы Великой Отечественной войны 1941— 1945 преобладала публицистическая поэзия. Популярность приобрели стихи Гафура Гуляма («Ты не сирота», «Я — еврей»), Алимджана (сборники стихов «Мать и сын», 1942, «Вера», 1943), Уйгуна, Шейхзаде и др. Некоторые произведения узбекской поэзии были созданы непосредственно на фронтах войны. Художественная проза развивалась главным образом в жанрах очерка и рассказа. Очеркисты военных лет писали о трудовых подвигах узбекского народа в тылу. Интерес писателей был обращен и к исторической тематике: историческая драма в стихах «Муканна» (1942—43) Алимджана, историко-биографический роман «Навои» (1945) Айбека.

Кадр из фильма «Ты не сирота». Реж. Ш. Абасов. 1963. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Кадр из фильма «Ты не сирота». Реж. Ш. Абасов. 1963.

  В послевоенное время узбекская литература отличается разнообразием тематики, жанров и форм. Новеллистика и публицистика военных лет в известной степени подготовили осмысление воинского подвига народа в эпических жанрах прозы — повести и романе, которые после войны, а ещё более в 50—60-е гг. получили бурное развитие. Событиям войны посвящены романы «Настоящая любовь» (1957) Ибрагима Рахима (р. 1916), «Солнце не померкнет» (1958) Айбека. «Годы в шинелях» Шухрата (р. 1918), «Горизонт» Сайда Ахмада (р. 1920). Труд советских людей в годы войны нашёл отражение в романе Шарафа Рашидова (р. 1917) «Могучая волна» (1964). Внимание прозаиков было обращено также на создание масштабных произведений, посвящённых современной узбекской деревне: роман «Ветер золотой долины» (1950) Айбека, роман «Огни Кошчинара» (1951—52) и остроконфликтная повесть «Птичка-невеличка» (1958) Каххара, роман «Преданность» (1958) Ибрагима Рахима, повесть «Победители» (1951) и роман «Сильнее бури» (1958) Ш. Рашидова. Значительное место занимает историко-революционная тема: романы Айбека «Великий путь» (1967), Ха-мида Гуляма (р. 1919) «Светоч» (1958), Мирзы-Калона Исмаили (р. 1908) «Фергана до рассвета» (1958, 2-я редакция 1966), Джуманияза Шарипова (р. 1911) «Хорезм» (1960—69). Аскад Мухтар (р. 1920) роман «Сестры» (1954) посвятил зарождению рабочего класса в У. К проблемам морали Мухтар обратился в романе «Рождение» (1961). Характерная черта творчества этого писателя — внимание к преемственности революционно-исторических и прогрессивных культурных традиций — ярко проявилась в романе «Чинара» (1970). Одной из важных тем являются духовный облик, жизнь и труд молодого современника: романы Примкула Кадырова (р. 1928) «Три корня» (1958) и «Чёрные глаза» (1966), Адыла Якубова (р. 1926) «Трудно быть мужчиной» (1965), Мирмухсина (р. 1921) «Умид» (1969). Идеей пролетарского интернационализма проникнут роман «Его величество Человек» (1969) Рахмата Файзи (р. 1918). В 60-е гг. получают дальнейшее развитие повесть [в творчестве Каххара, Сайда Ахмада, Мухтара, Айбека, Ульмаса Умарбекова (р. 1934), Кадырова, Якубова и др.], мемуарная литература: «Детство» (1962) Айбека, «Сказки о былом» (1965) Каххара, «День проклятий и день надежд» (1970) Назира Сафарова (р. 1905) и др. В послевоенные годы достигает зрелости узбекская советская поэзия. Жанрово разнообразная, она отражает богатство духовной жизни советского человека. Лирика Гафура Гуляма, Уйгуна, Зульфии, Шейхзаде, Миртемира, Сайды Зуннуновой и др. поэтов отличается высоким гражданским пафосом, тонким и разносторонним мастерством; успешно развивается жанр поэмы, главным образом лирической, в творчестве Мирмухсина, Хамида Гуляма, Эркина Вахидова (р. 1936), Тураба Тулы (р. 1918) и др.

Гулям Хусейн. Мавзолей Каффаль Шаши в Ташкенте. 16 в. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Гулям Хусейн. Мавзолей Каффаль Шаши в Ташкенте. 16 в.

  Драматургия в узбекской литературеявление новое. Первые драматические произведения на узбекском языке на социально-бытовые и лирические темы появились в начале 20 в. (Хамза, Кадыри и др.). Узбекская советская драматургия с первых дней своего развития была социально направленной. Особенно целеустремлённым и многожанровым было творчество Хамзы, работавшего в контакте с театром. Известность принесли ему первая советская узбекская драма «Бай и батрак» (1918), комедия «Проделки Майсары» (1926) и особенно драма «Тайны паранджи» (1926). В 20-е гг. начинается творческий путь К. Яшена — автора пьес «Глухой» (1926), «Лолахон» (1927); он написал также драму «Два коммуниста» (1928; переработана в 1934 под названием «Разгром»). В драматургии 30-х гг. ведущими были темы революции и борьбы с буржуазными националистами и кулаками. По-прежнему острой оставалась тема раскрепощения женщины. Всенародная трагедия военных лет нашла сценическое воплощение в пьесах «Смерть оккупантам» (1942), «Афтобхон» Яшена и др. Значительное место заняли историко-биографические пьесы «Алишер Навои» (1940) Уйгуна и Иззата Султанова (р. 1910), «Муканна» (1942—1943) Алимджана и др. В послевоенные, а также в 50—60-е гг. драматурги более широко показывали новые черты современной деревни, духовное богатство создателей материальных ценностей: «Любовь» (1946) Туйгуна, «Навбахор» (1948, поставлен 1949) Уйгуна, «Шёлковое сюзане» (1950, поставлен 1952) Каххара, «Верность» (1958) Якубова и др. Острым проблемам современной жизни У., борьбе с пережитками прошлого посвящены комедии «Сердечные тайны» (1953) Б. Рахманова (р. 1915), «Больные зубы» (1954) Каххара. Героическое прошлое узбекского народа раскрыто в послевоенных пьесах «Заря Востока» (1948) Н. Сафарова (р. 1905), «Путеводная звезда» (поставлена 1957, опубликована 1958) Яшена, «Неизвестный» (1963) Султанова и др. Актуальные проблемы времени поднимают Уйгун в пьесах «Хуррият» (поставлена 1958, опубликована 1959) и «Друзья» (1961), Шейхзаде — в историко-биографической трагедии «Мирза Улугбек» (1961), Сарвар Азимов — в пьесах «Кровавый мираж» (1964), «Драма века» (1968) и др.

Сцена из оперы «Проделки Майсары» С. А. Юдакова. 1959. Театр оперы и балета им. А. Навои. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из оперы «Проделки Майсары» С. А. Юдакова. 1959. Театр оперы и балета им. А. Навои.

«Алишер Навои» Уйгуна и Т. Султанова. 1948. Сцена из спектакля Драматического театра им. Хамзы. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

«Алишер Навои» Уйгуна и Т. Султанова. 1948. Сцена из спектакля Драматического театра им. Хамзы.

«Мирза Улугбек» М. Шейхзаде. 1961. Сцена из спектакля Драматического театра им. Хамзы. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

«Мирза Улугбек» М. Шейхзаде. 1961. Сцена из спектакля Драматического театра им. Хамзы.

  При Союзе писателей У. существует секция русской литературы, объединившая русских писателей, творчество которых неразрывно связано с жизнью республики. К жанру исторического романа было обращено творчество С. П. Бородина (1902—74; трилогия «Звёзды над Самаркандом», 1953—72). Дореволюционному Туркестану посвящён роман «Чаша терпения» (ч. 1—2, 1964—68) А. А. Удалова (р. 1914); исторический путь народов Средней Азии, их присоединение к России показаны в трилогии «Гнёт» (1957— 1962) А. В. Алматинской (1884—1973); становление Советской власти в Средней Азии нашло отражение в романе «Набат» (книги 1—2, 1958) М. И. Шевердина (р. 1899). Ему же принадлежат исторические романы «Санджар непобедимый» (1946) и «Тени пустыни» (1963). Темы современности разрабатывают Б. С. Пармузин (р. 1924), В. А. Костыря (р. 1921) и др.

  При Союзе писателей У. действует также секция татарско-крымской литературы. Плодотворно работают: в жанре романа — Ш. Алядин (р. 1912) и Ю. Болот (р. 1909), повести — Н. Умеров (р. 1930), рассказа — Э. Умеров (р. 1940) и С. Изиддинов (р. 1932). Поэзия представлена творчеством Э. Шемьи-заде (р. 1908), Р. Мурада (р. 1915) и др. В Ташкенте издаётся газета на татарско-крымском языке «Ленин байрагъы» («Ленинское знамя»).

  Литературоведение и критика в У. возникли в 20-е гг. 20 в. (работы А. Хашимова, А. Шарафутдинова, С. Хусаинова и др.), но особого развития достигли в 50—60-е гг. Создан ряд проблемных трудов по узбекской литературе и монографий о творчестве узбекских писателей: «О специфике историко-литературного процесса в республиках Средней Азии» (1955), «Узбекская советская литература на новом этапе» (1961) И. Султанова, «Певец Октября» (1964) Л. Каюмова, «Изобразительное мастерство А. Кадыри» (1966) и «Уроки мастерства» (1973) М. Кошчанова, «Проблемы узбекской советской сатиры» (1968) и «Проблемы, традиции и новаторства» (1974) Х. Абдусаматова, «Идейность и мастерство в творчестве Айбека» (1966) Х. Якубова, «Развитие реализма в узбекской литературе» (1975) Э. Каримова, «Алишер Навои и народное творчество» (1974) Н. Маллаева. Историю узбекской литературы разрабатывали С. Азимов и Ю. Султанов («Узбекская советская литература»), А. Каюмов («Кокандская литературная среда XVII— XVIII вв.». 1961), В. Захидов («Из истории узбекской литературы», 1961), Э. Рустамов («Узбекская поэзия в первой половине XV века», 1963). Изучению истории классической узбекской литературы посвящены труды В. Абдуллаева, Г. Каримова, А. Абдугафурова и др.

 

  Лит.: Жирмунский В. М. и Зарифов Х. Т., Узбекский народный героический эпос, М., 1947; Владимирова Н. В., Султанова М. М., Узбекский советский рассказ, Таш., 1962; Турсунов Т., Формирование социалистического реализма в узбекской драматургии, Таш., 1963; Рустамов Э. Р., Узбекская поэзия в первой половине XV в., М., 1963; Абдумавлянов А., Бабаханов А., История узбекской литературы, Таш., 1966: История узбекской советской литературы, М., 1967; Кор-Оглы Х., Узбекская литература, 2 изд., М., 1976; Ўзбек адабиёти масалалары, кит. 1—2, Тотакент, 1959—62; Абдуафуров А., Ўзбек демократик адабиё-тида сатира, Тошкент, 1961; Зоидов В., Ўзбек адабиёти тарнхидан, Тошкент, 1961; Ўзбек адабиёти тарихи, кит. 1—3, Тошкент, 1963—66; Ўзбек совет адабиёти тарихи, кит. 1—3, Тошкент, 1967; Ўзбекистон матбуоти 50 йил ичида, Тошкент, 1967.

  Х. Короглы.

Узбекская Советская Социалистическая Республика (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси), Узбекистан.

Герб государственный. Узбекская ССР. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Узбекская ССР.

Флаг государственный. Узбекская ССР. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Узбекская ССР.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
IV. Население
Первобытнообщинный строй на территории У. (до середины 1-го тыс. до н. э.).
Присоединение У. к России. Социально-экономическое развитие У. во 2-й половине 19 в.
VIII. Профессиональные союзы
Х. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Красный волк (Cuon alpinus), хищное млекопитающее семейства псовых.
Лебедев Михаил Николаевич [10(22).10.1877, с.
Ляхов Иван (год рождения неизвестен — умер около 1800), русский промышленник, исследовавший Новосибирские острова.
Мельбурнский университет (University of Melbourne), один из крупнейших университетов Австралии, основан в 1853 указом, принятым законодательными органами Виктории (начал функционировать в 1855).
Московский народный банк, Моснарбанк, акционерный коммерческий банк в Лондоне.
Нижняя Тойма, река в Архангельской области РСФСР, правый приток Северной Двины.
Организация американских государств (ОАГ; Organizacion de los estados americanos), создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889.
Пергамент (нем. Pergament, от греч. Pergamos — Пергам, город в Малой Азии, где во 2 в.
Полтава, город, центр Полтавской области УССР.
Пустынные зоны тропических поясов, природные зоны тропических поясов Северного и Южного полушарий, в ландшафтах которых преобладают пустыни.
Рожище, посёлок городского типа, центр нского района Волынской области УССР.
Северный Андрей Борисович [р. 28.4(11.5).1913, Тула], советский астрофизик, академик АН СССР (1968; член-корреспондент 1958), Герой Социалистического Труда (1973).
Собинов Леонид Витальевич [26.5(7.6).1872, Ярославль, — 14.