Узбекская Советская Социалистическая Республика XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УЗА
УЗБ
УЗГ
УЗД
УЗЕ
УЗИ
УЗК
УЗЛ
УЗН
УЗО
УЗУ

XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Искусство древнего периода. Древнейшие памятники искусства на территории У. восходят к мезолиту (наскальные росписи Зараут-Сая). Неолит представлен главным образом памятниками так называемой кельтеминарской культуры. В эпоху бронзы в поселениях южного У. возводились сложные архитектурные комплексы (Саппали-Тепе), изготовлялись высококачественные бронзовые и серебряные изделия, керамика с геометрическим орнаментом. В период раннего железа возникли города, прямоугольные (Кызыл-Тепе, Бандыхан-Тепе) и круглые (Кучук-Тепе) в плане. Ахеменидскому искусству (см. в ст. Иран) близки мраморная капитель из Султануиздага, геммы из Афрасиаба. Отдельные образцы мелкой бронзовой скульптуры середины 1-го тыс. до н. э. несут в себе черты звериного стиля кочевых племён Центральной Азии.

  На протяжении 4 в. до н. э.— 4 в. н. э. на территории У. строились поселения, как правило, регулярно спланированные, окруженные мощными стенами с башнями и укрепленными воротами (Дальверзин-Тепе, Термез, Топрак-Кала и др.). В сооружениях из сырца и пахсы (битой глины) применялись своды, балочные перекрытия, иногда на деревянных колоннах или на опорах с каменными деталями, каменные облицовочные блоки и плиты. Дворцы греко-бактрийского и кушанского времени развивали композиционные схемы с центральным залом или двориком, охваченным обводным коридором и блоками окружавших его помещений; на фасаде выделялся колонный айван. В первые вв. н. э. в южном У. появились буддийские культовые сооружения (монастыри Кара-Тепе и Фаяз-Тепе, ступа Зурмала в Термезе и др.). Об изобразительном искусстве 4 в. до н. э. — 4 в. н. э. дают представление греко-бактрийские монеты, свидетельствующие о слиянии древнегреческой и местных художественных традиций. Искусство эпохи кушан представлено образцами монументальной живописи и скульптуры (барельефной и горельефной, преимущественно глиняной). Скульптура из Халчаяна содержит выразительные портретные образы правителей и их окружения. Буддийская пластика (из Дальверзин-Тепе, Фаяз-Тепе; Фриз из Айртама, 1—2 вв., Эрмитаж, Ленинград) обнаруживает стилистическое и тематическое родство с искусством Гандхары. Настенным росписям южного У. (Халчаян, Дальверзин-Тепе, Фаяз-Тепе) присущи свободная манера письма, изящный рисунок; стенопись Топрак-Калы отличается ярким локальным колоритом. Широкое распространение имела мелкая терракотовая пластика в виде статуэток богинь и всадников, налепов на керамике, рельефных композиций на медальонах. Об искусстве У. эпохи древнего периода и раннего средневековья см. также в ст. Греко-Бактрийское царство, Кушанское царство, Согд, Хорезм.

Чаша с изображением свадьбы. Серебро. 7 в. Эрмитаж. Ленинград. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Чаша с изображением свадьбы. Серебро. 7 в. Эрмитаж. Ленинград.

Искусство 6 — нач. 20 вв. Основными объектами монументального зодчества в 6 — начале 8 вв. стали замок — кёшк и укрепленная усадьба, а в городах — храм, дворец, богатый жилой дом. В резьбе по глине, дереву, гипсу, украшавшей дворцы Афрасиаба, Варахши, Джумаляк-Тепе, преобладал плоскостной рельеф, подчинённый декоративному началу. Плоскостность, сложность линеарного рисунка, богатство колористических сочетаний были свойственны раннесредневековой согдийской настенной живописи (Балалык-Тепе, Афрасиаб, Варахша). В Согде продолжало развиваться искусство коропластики и торевтики.

Дворец Нуруллабай в Хиве. 1904—12. Ворота гарема. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Дворец Нуруллабай в Хиве. 1904—12. Ворота гарема.

  С 8 в. бурно росли города, центры которых перемещались из шахристанов врабады; обновлялась строительная техника [был введён жжёный кирпич (9—10 вв.), развивались сводчато-купольные конструкции]. В архитектурном декоре наряду с традиционной резьбой по ганчу и дереву использовали на фасадах фигурную кладку из кирпича, с 12 в. — резную терракоту, глазурованные кирпичи и облицовочные плитки, а в интерьерах — орнаментальные росписи. Ведущую роль в архитектурном орнаменте с 9—10 вв. играл геометрический узор «гирих» (комбинации полигональных и звездчатых фигур) и эпиграфика (с 10 в. — геометризованное арабское письмо «куфи», в 11—12 вв. — линеарно-гибкое письмо «насх»).

Шёлковая ткань. 7—9 вв. Библиотека Апостолика Ватикана. Рим. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Шёлковая ткань. 7—9 вв. Библиотека Апостолика Ватикана. Рим.

  В монументальной архитектуре У. в 9—12 вв. вырабатывалась типология средневекового культового (мечети, минареты, медресе, мавзолеи) и гражданского (караван-сараи, крытые рынки) зодчества. В культовом зодчестве 9—12 вв. варьировались типы многостолпно-купольной мечети простых монументальных форм или центрально-дворовой композиции; нередко богато украшались их фасады (Магокиаттари в Бухаре, 12 в.), главная стена с михрабом (Намазга в Бухаре, 12 в.). Сооружались мавзолеи: центрально-купольные (Исмаила Самана мавзолей в Бухаре), портально-купольные (Араб-ата в селе Тим, 977—978), в виде парных купольных усыпальниц (в ансамбле Султан-Саадат в Термезе, с 11 в.); возводились минареты, имеющие вид круглой в плане башни, увенчанной фонарём и расчленённой орнаментальными поясами (Калян в Бухаре, минарет в Вабкенте) или сомкнутыми полуколоннами-гофрами (минарет в Джар-Кургане, 1108, архитектор Али ибн-Мухаммед из Серахса).

Медресе Мухаммед-Амин-хана и минарет Кельте-Минар в Хиве. 1851—53. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Медресе Мухаммед-Амин-хана и минарет Кельте-Минар в Хиве. 1851—53.

  Утверждение ислама предопределило преобладание в изобразительном искусстве орнаментальных мотивов (геометрические, эпиграфические, стилизованно-растительные); редкие изобразительные мотивы (например, фигурки зверей и птиц) превращались в структурные ячейки общей композиции узора. Среди декоративно-прикладных искусств (торевтика, стеклоделие, ткачество) особенно выделялась художественная керамика, расцвет которой был обусловлен появлением росписей, окрасок и цветных глазурей.

  Особого размаха достигло строительство на территории У. в период конца 14 — 1-й половины 15 вв. Успехи градостроительной мысли нашли отражение в спрямлении и благоустройстве главных городских магистралей и создании регулярных или живописно-многообразных ансамблей площадей, улиц, некрополей (Регистан, Шахи-Зинда в Самарканде). В монументальном зодчестве преобладал жжёный кирпич. Невиданного великолепия достигли полихромная (с преобладанием голубого и синего тонов) керамическая мозаика в облицовке фасадов и орнаментальные композиции в интерьерах, где применялись росписи с позолотой (во дворцах Тимура встречались и сюжетные композиции).

  Для культовой архитектуры 14—15 вв. был характерен тип 4-айванной дворовой мечети (Биби-Ханым в Самарканде, Калян в Бухаре), медресе с выделенным порталом и системой келий-худжр вокруг 2—4-айванного прямоугольного или квадратного в плане двора (медресе Улугбека в Бухаре, 1417, и в Самарканде, 1420). Архитектура мавзолеев эволюционировала от простых кубических объёмов (Шахи-Зинда в Самарканде) к сложным комплексным зданиям с центральным залом и группой примыкающих помещений (Дорус-Сиадат в Шахрисабзе, 14 в.; Ишрат-хана в Самарканде, 1464).

Мавзолей Шади-Мульк в Самарканде. 1372. Фрагмент портала. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Мавзолей Шади-Мульк в Самарканде. 1372. Фрагмент портала.

  От эпохи Тимура и Улугбека сохранились и отдельные памятники книжной миниатюры. Процветали художественные ремёсла — изготовление тонких тканей и пышноузорных вышивок, чеканных сосудов и богато украшенного оружия, ювелирных изделий. В бытовой керамике под влиянием дальневосточного фарфора выработался новый стиль (свободная манера нанесения синей краской растительных узоров на белоснежный фон).

  В зодчестве 16—17 вв., в основном повторяющем объёмно-планировочные решения предыдущих веков, продолжалось совершенствование и усложнение сводчато-купольных конструкций (щитовидные и сетчатые паруса, пересекающиеся подпружные арки, богатейшая сталактитовая лепнина). В этот период были завершены парадные архитектурные ансамбли в Самарканде (Регистан) и Бухаре (Пои-Калян, Чар-Бакр). Строились большие мечети («джума») дворового типа, с главным купольным залом со сводчатым айваном на центральной оси (Кок-Гумбез в Карши, конец 16 в.), малые квартальные мечети с зимним помещением и открытым колонным айваном (Балянд в Бухаре, 16 в.), медресе с 4-айванным двором, окруженным арочными лоджиями, с просторными аудиториями («дарсхана»), объёмно выделенным монументальным пештаком и угловыми минаретами (Кукельташ в Бухаре и Ташкенте, оба — 16 в., Шир-Дор в Самарканде, 1619—36), многокупольные рыночные здания, водохранилищасардоба») с цилиндрическим резервуаром, перекрытым куполом. Качество наружных изразцовых облицовок несколько снизилось, однако убранство интерьеров по-прежнему отличалось изысканностью и многообразием.

Водохранилище 16 в. (реконструкция). Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Водохранилище 16 в. (реконструкция).

  Значительных успехов достигло в 16—17 вв. искусство каллиграфии и переплётное дело. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры. В 16 в. в ней развивались 2 направления. Одно из них, связанное с традициями К. Бехзада, характеризовалось утончённостью письма, насыщенностью пейзажных и архитектурных фонов, предпочтением многофигурных композиций (Махмуд Музахиб, Чагры Мухассин и др.), другое было отмечено сдержанным колоритом, ограниченным числом персонажей. В середине 16 в. работал Мухаммед Мурад из Самарканда, манера которого отличалась яркой эмоциональностью и особой смелостью колористических решений. У др. мастеров (например, у Абдуллы из Бухары) наметился повышенный интерес к жанровым композициям. Миниатюристы 17 в. [Аваз Мухаммед, Мулла Бехзад, Мухаммед (или Ходжа) Муким и др.] либо продолжали те же стилистические тенденции, либо работали в подчёркнуто экспрессивной манере; некоторые миниатюры 17 в. обнаруживают близость к могольской школе живописи. Продолжали развиваться и традиционные виды декоративно-прикладного искусства.

Махмуд Музахиб. «Санджар и старая ткачиха». Миниатюра рукописи низами «Сокровищница тайн». 1545. Национальная библиотека. Париж. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Махмуд Музахиб. «Санджар и старая ткачиха». Миниатюра рукописи низами «Сокровищница тайн». 1545. Национальная библиотека. Париж.

  С конца 18 в. застраивались города, разорённые в 1-й половине 18 в. междоусобицами и набегами кочевников. Воздвигались культовые постройки традиционного типа и дворцы правителей [Таш-Хаули (1830— 38), Курныш-хана (1804—06), Нуруллабая (1904—12) в Хиве, Худояр-хана (1871) в Коканде], отличающиеся использованием композиционных приёмов народного жилища (внутренние дворики, колонные айваны и т.д.) и особой пышностью архитектурного декора. С присоединением территорий У. к России (1860—1880-е гг.) в зодчество У. внедрялись принципы русского градостроительства. Новые города (Скобелев, ныне Фергана) и развивающиеся на свободных территориях старые (Андижан, Самарканд, Ташкент) застраивались по регулярным планам; прокладывались прямые, хорошо озеленённые благоустроенные улицы. Однако старые части городов ещё сохранили средневековую хаотическую сеть улиц с домами традиционного типа. В народной жилой архитектуре У. 18 — начала 20 вв. выделяется несколько школ. Для ферганских домов были характерны раздвижные стены и ставни, декоративные стенные ниши, резьба по ганчу, потолочные росписи; для самаркандских — айваны с фигурными колоннами, настенными росписями и резьбой по ганчу. Хивинские дома, украшенные богатой деревянной резьбой, имели замкнутый дворик с обращенными в него полузамкнутыми айванами на стройных резных колоннах. Сельские усадьбы во многих районах У. нередко имитировали формы крепостной архитектуры.

Типы жилища Узбекистана. Айван дома в Коканде. 19 в. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Типы жилища Узбекистана. Айван дома в Коканде. 19 в.

  В 18—1-й половине 19 вв. продолжали развиваться традиционные виды декоративно-прикладного искусства У. В орнаменте, отмеченном музыкальной плавностью линий, преобладали изображения вьющегося цветущего побега («ислими»), дополненные различными растительными, эпиграфическими, геометрическими (ромбы, треугольники), космологические (солнце, луна, звёзды), зооморфными (стилизованные звериные и птичьи лапы и следы, рога), предметными (чайник, пиала, музыкальные инструменты и др. символы гостеприимства) мотивами. В различных областях У. были распространены: ткачество (хлопчатобумажные, полушёлковые, шёлковые ткани, одноцветные, полосатые с так называемым абровым радужным узором), набойки, вышивка тюбетеек, пр. предметов одежды, сузани (варьирующая мотивы пышно цветущего сада), золотое шитьё, ковроделие (ворсовые ковры, где преобладали раппортные, с диагональной расцветкой композиции центрального поля, обведённого каймой, и паласы, композиция которых часто оставалась незамкнутой, а узор размещался рядами или полосами), обработка кожи (которая орнаментировалась тиснением, тамбурной вышивкой, аппликациями из цветной кожи, металлическими накладками, поделочными камнями и т.д.), производство художественных изделий из металла (медная утварь с чеканным, прорезным или гравированным узором), ювелирное искусство (изделия которого декорировались ажурной, накладной или инкрустированной филигранью, зернью, басмой, чернью, гравировкой, резьбой, эмалью, золочением), керамика (сосуды с подглазурной росписью преимущественно синими, бирюзовыми и марганцевыми тонами по белому фону). В конце 19 — начале 20 вв. декоративно-прикладное искусство У. переживало некоторый упадок. Зародившаяся в конце 19 — начале 20 вв. станковая живопись (И. С. Казаков, С. П. Юдин и др.) была отмечена чертами этнографизма и пассивно-созерцательного бытописательства.

Сузани. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Сузани.

Искусство Советского Узбекистана. После установления Советской власти в У. строительство было первоначально связано прежде всего с восстановлением народного хозяйства, развитием хлопководства, сооружением первых электростанций и промышленных предприятий. Одни сооружения 1920-х гг. сохранили черты дореволюционного эклектизма, другие создавались в духе конструктивизма, третьи представляли собой попытки сочетания форм современной архитектуры с элементами средневекового среднеазиатского зодчества (Президиум АН Узбекской ССР в Ташкенте, 1928, архитектор Г. Н. Сваричевский).

Г. Н. Сваричевский. Здание управления амударьинскими изысканиями (ныне Президиум АН Узбекской ССР). 1928. Ташкент. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Г. Н. Сваричевский. Здание управления амударьинскими изысканиями (ныне Президиум АН Узбекской ССР). 1928. Ташкент.

  В 1930-е гг. составлялись генеральные планы реконструкции городов (Андижана, Бухары, Самарканда, Ташкента, Ферганы), закладывались новые города социалистического типа (Чирчик, жилой массив Ташкентского текстильного комбината). В архитектуре общественных зданий использовались приёмы конструктивизма и неоклассицизма (Дом правительства в Ташкенте, 1931—32, архитектор С. Н. Полупанов: Ташкентский педагогический институт, 1938—40, архитекторы А. А. и Е. А. Жмуйда), элементы монументального средневекового зодчества (К. В. Бабиевский) и народного жилища (А. А. Сидоров). Для оформления фасадов и интерьеров широко привлекались народные мастера декоративного искусства. В жилищном строительстве начал складываться южный тип многоэтажного дома (А. П. Бабаханов, Н. С. Булатов). В 1934 был создан Союз архитекторов Узбекской ССР.

Набивной цех Маргиланского шёлкового комбината. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Набивной цех Маргиланского шёлкового комбината.

  В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 в связи с эвакуацией предприятий из центральных районов страны и резким увеличением населения У. развернулось особенно интенсивное промышленное строительство. Были созданы генеральные планы Ташкента и новых промышленных центров (Алмалык, Ангрен, Ахан-гаран, Бекабад и др.). Недостаток металла и лесоматериалов возмещался широким применением специфических местных конструкций (в том числе так называемых сводов Узбекистана). Значительное влияние на развитие узбекского зодчества 1940-х — 1-й половины 1950-х гг. оказала архитектура Узбекского театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте (1938—47, архитектор А. В. Щусев), в котором классические формы сочетались с традиционным среднеазиатским декором.

  Узбекские зодчие и инженеры в 1960 — 1-й половине 70-х гг. перешли к индустриальным методам строительства, освоили принципы каркасного крупнопанельного и крупноблочного домостроения, позволяющие возводить здания повышенной этажности; при проектировании различных сооружений всё более дифференцированно учитывали особенности жаркого климата и высокой сейсмичности. При возведении новых городов (Навои, генеральный план 1960-х гг., архитектор А. В. Коротков и др. и реконструкции старых (Самарканд, Ташкент) комплексная типовая застройка нередко обретала живописное разнообразие за счёт композиционного сопоставления зданий разной этажности (архитекторы С. Р. Адылов, Ю. Г. Мирошниченко и др.). Новые принципы советской архитектуры нашли яркое выражение в процессе восстановления и строительства Ташкента после землетрясения 1966 (институт «Ташгипрогор» и др. организации, см. илл.). При активном творческом участии архитекторов и строителей др. союзных республик было обеспечено преобразование города в короткие сроки на уровне современных градостроительных требований. Архитектура общественных зданий У. 1960—70-х гг. отличается чёткой функциональностью пространственных композиций, монументальностью объёмов (Дворец искусств. 1962—64, архитекторы В. Е. Березин, С. И. Ишанходжаев и др.; здание Совета Министров Узбекской ССР, 1965—67, архитекторы Б. С. Мезенцев, Е. Г. Розанов и др.; Ташкентский филиал Музея В. И. Ленина, 1970, архитекторы Е. Г. Розанов и др.; выставочный павильон Узбекской ССР, 1974, архитекторы Ф. Ю. Турсухов, Р. Х. Хайрутдинов; гостиница «Узбекистан», 1974, архитекторы И. А. Мерпорт и др.; все — в Ташкенте). В оформлении общественных сооружений широко использовались монументальная живопись и скульптура, мотивы народного декора.

Е. Г. Розанов, В. Н. Шестопалов, Ю. А. Болдычев. Ташкентский филиал музея В. И. Ленина. 1970. Ташкент. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Е. Г. Розанов, В. Н. Шестопалов, Ю. А. Болдычев. Ташкентский филиал музея В. И. Ленина. 1970. Ташкент.

Институт «Ташгипрогор». Проект планировки и застройки центра Ташкента. 1960-е гг. Макет. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Институт «Ташгипрогор». Проект планировки и застройки центра Ташкента. 1960-е гг. Макет.

  После Октябрьской революции 1917 важное значение для становления художественной культуры Советского У. имели агитационно-массовые виды искусства — оформление революционных празднеств, создание плакатов и сатирических рисунков. Узбекские плакаты 1920 — 1-й половины 1930-х гг. отличались повествовательностью и наглядностью изображений (Л. Л. Бурэ), гротескно-сатирической заострённостью образного строя (М. И. Курзин), иногда — монументальностью и экспрессивным лаконизмом цветовых решений (А. Н. Волков). Ведущую роль в развитии узбекской газетно-журнальной и книжной графики сыграли мастера, объединённые во 2-й половине 1920-х гг. В. Л. Рождественским вокруг журнала «Муштум» (И. Икрамов, Курзин, А. В. Николаев, С. А. Мальт, М. Хакимджанов и др.). Среди живописцев Советского У. в 1920-е гг. выдвинулись П. П. Беньков, тяготевший к пленэрной свежести светотеневых решений, Волков, для произведений которого были характерны разнообразные стилистические поиски, насыщенный колорит, увлечение узбекским народным творчеством, древнерусской иконой, отчасти кубизмом, О. К. Татевосян, воспринявший художественные принципы «Мира искусства» и «Голубой розы», Николаев, мастер изысканной по цвету и образным решениям темперной живописи: поисками национальной самобытности было отмечено творчество Н. Г. Карахана и У. Тансыкбаева.

У. Тансыкбаев. «Утро Кайрак-Кумской ГЭС». 1957. Музей искусства народов Востока. Москва. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

У. Тансыкбаев. «Утро Кайрак-Кумской ГЭС». 1957. Музей искусства народов Востока. Москва.

<a target=<a target=Мужской халат. Золотое шитье (из Бухары). 1860. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент. Узбекская Советская Социалистическая Республика." alt="Мужской халат. Золотое шитье (из Бухары). 1860. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент."> Узбекская Советская Социалистическая Республика." alt="П. П. Беньков. «Девушка с дутаром». 1947. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент.">

Мужской халат. Золотое шитье (из Бухары). 1860. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Мужской халат. Золотое шитье (из Бухары). 1860. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент.

П. П. Беньков. «Девушка с дутаром». 1947. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент.

Н. Г. Карахан. «Золотая осень». 1957. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Н. Г. Карахан. «Золотая осень». 1957. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент.

  В 1930-е гг. мастера Советского У., овладевая методом социалистического реализма, всё чаще обращались к историко-революционной тематике, к образу нового, советского человека, стремились многообразнее запечатлеть процесс социалистического преобразования традиционного среднеазиатского быта. Интенсивно развивались тематическая картина и портрет (Беньков, З. М. Ковалевская, Татевосян, В. И. Уфимцев), пейзаж (Карахан, Тансыкбаев), а также сатирическая газетно-журнальная, станковая портретная и книжная графика (В. Е. Кайдалов, С. А. Мальт, Рождественский и др.). В 1932 был создан оргкомитет Союза художников Узбекской ССР. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 художники У. создавали агитационные «Окна УзТАГа», плакаты и сатирические рисунки, живописные полотна, посвященные героическим свершениям фронтовиков и тружеников тыла. С 1-й половины 1950-х гг. в узбекской живописи преобладали жанровые полотна на современные темы и пейзажи. Наряду с Волковым, Беньковым, Н. В. Кашиной, Тансыкбаевым и др. мастерами старшего поколения успешно выступили А. Абдуллаев, Л. Абдуллаев, С. Абдуллаев, Р. Ахмедов, М. Кузыбаев, В. И. Евенко, Т. А. Оганесов, Ю. И. Елизаров, М. Набиев, М. Саидов, В. И. Жмакин, В. А. Фадеев и др. Развивались монументальная живопись (Ч. Ахмаров), скульптура (Ф. И. Грищенко, А. И. Иванов, Н. К. Крымская и др.), книжная и станковая графика. В узбекской живописи 1960—70-х гг., проникнутой стремлением как можно органичнее сочетать национально-характерное с типическим, отразились все ведущие тенденции развития современной советской живописи; в этот период усилилась декоративная и эмоциональная звучность колорита, подчёркнутую ритмизованность обрели композиционные решения, новый расцвет пережил сатирический журнальный рисунок и станковая графика, для которой стало характерным особое многообразие техник, молодые мастера пришли в станковую и монументальную скульптуру. Широкую известность получили произведения живописцев Г. Абдурахманова, В. И. Бурмакина, Ю. И. Талдыкина, Г. И. Улько, Ш. Умарбекова, Р. Чарыева, скульпторов А. Ахмедова, М. Мусабаева, Д. Рузыбаева, графиков К. Башарова, И. М. Васильевой, Г. Г. Жирнова, М. Кагарова, Ю. М. Павлова, В. С. Паршина, А. Н. Циглинцева и др.

Г. И. Улько. «Первые шеренги». 1967. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Г. И. Улько. «Первые шеренги». 1967. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент.

М. Мусабаев. Памятник Улугбеку в Самарканде. Мрамор. 1970. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

М. Мусабаев. Памятник Улугбеку в Самарканде. Мрамор. 1970.

<a target=<a target=Мухаммед Мурад Самарканди. «Испытание Сиявуша огнём». Миниатюра рукописи «Шахнаме». 1556. Институт востоковедения им. А. Бируни. Ташкент. Узбекская Советская Социалистическая Республика." alt="Мухаммед Мурад Самарканди. «Испытание Сиявуша огнём». Миниатюра рукописи «Шахнаме». 1556. Институт востоковедения им. А. Бируни. Ташкент."> Узбекская Советская Социалистическая Республика." alt="Ч. Ахмаров. Фрагмент росписей в Институте востоковедения им. А. Бируни. 1968—69. Ташкент.">

Мухаммед Мурад Самарканди. «Испытание Сиявуша огнём». Миниатюра рукописи «Шахнаме». 1556. Институт востоковедения им. А. Бируни. Ташкент. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Мухаммед Мурад Самарканди. «Испытание Сиявуша огнём». Миниатюра рукописи «Шахнаме». 1556. Институт востоковедения им. А. Бируни. Ташкент.

Ч. Ахмаров. Фрагмент росписей в Институте востоковедения им. А. Бируни. 1968—69. Ташкент.

  В 1920—30-е гг. были восстановлены основные виды традиционного узбекского декоративно-прикладного искусства (керамика, ткачество, ковроделие, вышивка, чеканка по меди, ювелирное дело, золотое шитьё, резьба и роспись по дереву и ганчу и т.д.). Стиль оформления тканей складывался на основе сочетания приёмов народного искусства с достижениями русского ситцепечатания и шёлкоткачества. 1960-е — 1-я половина 70-х гг. — период нового подъёма прикладного искусства У. Для керамики этих лет характерно многообразие местных школ (в Гиждуване, Самарканде, Гурумсарае, Хиве, Ханке, Шахрисабзе, Китабе, Денау, Ургуте и др.), расширение круга сюжетных изображений, полных жизненной непосредственности (А. Мухтаров, С. Ф. Ракова и др.). В области текстиля особенно выделяются абровые шелка с фантастическими, мажорными по звучанию узорами (фирма «Атлас» в Маргилане, Наманганский комбинат шёлковых тканей). Сохранились многочисленные виды вышитых тюбетеек: чустские (с белым цветочным узором на чёрном фоне), красочно-ковровые «ироки» из Шахрисабза и др. В ручных и машинных сузани преобладают мотивы букетов и солнцеобразных цветов. Мастера золотого шитья создают как бытовые изделия (тюбетейки и т.д.), так и монументальные панно. Развивается искусство изготовления ковров и паласов, национальных музыкальных инструментов и т, д. Наиболее значительные образцы резьбы по дереву, мрамору, ганчу, а также декоративных росписей создаются в синтезе с архитектурой.

«Крылатые львы» (из дворца правителей Термеза). Резьба по ганчу. 12 в. Эрмитаж. Ленинград. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

«Крылатые львы» (из дворца правителей Термеза). Резьба по ганчу. 12 в. Эрмитаж. Ленинград.

 

  Лит.: Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И., История искусств Узбекистана с древнейших времен до середины девятнадцатого века, [М,, 1965]; Искусство Узбекской ССР (Альбом, авт.-сост. А. Р. Умаров), [Л., 1972]; Кадырова Т. Ф. Бабиевский К. В., Турсунов Ф. Ю., Архитектура Советского Узбекистана, М., 1972; Такташ Р. Х., Изобразительное искусство Узбекистана, Таш., 1972; его же, Современная графика Узбекистана, Таш.. 1973; Фахретдинова Д. А., Декоративно-прикладное искусство Узбекистана, Таш., 1972; Искусство Советского Узбекистана. 1917—1972, М., 1976.

Типы жилища Узбекистана. Уличный фасад дома в Шахрисабзе. 19 в. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Типы жилища Узбекистана. Уличный фасад дома в Шахрисабзе. 19 в.

  Г. А. Пугаченкова, Р. Х. Такташ, Д. А. Фахретдинова.

Узбекская Советская Социалистическая Республика (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси), Узбекистан.

Герб государственный. Узбекская ССР. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Узбекская ССР.

Флаг государственный. Узбекская ССР. Узбекская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Узбекская ССР.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
IV. Население
Первобытнообщинный строй на территории У. (до середины 1-го тыс. до н. э.).
Присоединение У. к России. Социально-экономическое развитие У. во 2-й половине 19 в.
VIII. Профессиональные союзы
Х. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Ленгленд Уильям Ленгленд (Langland) Уильям (родился около 1330, Клэбери-Мортимер, Шропшир, — умер около 1400), английский поэт.
Мариуполь, прежнее (до 1948) название города Жданова в Донецкой области УССР.
Морасан Франсиско Морасан (Morazan) Франсиско (3.10.1792, Тегусигальпа, Гондурас, — 15.
Ногинск (до 1930 — Богородск), город областного подчинения, центр ого района Московской области РСФСР.
Папини Джованни Папини (Papini) Джованни (9.1.1881, Флоренция, — 8.
Полозы (Coluber), род змей семейства ужей. Длина до 2,4 м.
Рамбутан (Nephelium lappaceum), плодовое дерево семейства сапиндовых.
Сарафис Стефанос Сарафис (Saraphes) Стефанос (26.10.1890, Трикала, — 31.
Советы депутатов трудящихся, Советы, в СССР выборные представительные органы государственной власти.
Тазик (зоологический), первый членик ноги членистоногих, которым она соединяется с телом.
Тумнин, река в Хабаровском крае РСФСР. Длина 364 км, площадь бассейна 22400 км2.
Фосфатные руды, природные минеральные образования, содержащие фосфор в таких концентрациях и соединениях, при которых технически возможно и экономически целесообразно их перерабатывать с получением фосфорсодержащих продуктов (минеральных удобрений, кормовых фосфатов, фосфорных солей) для различных отраслей промышленности.
Чанбайшань, корейское Чанпэксан, вулканическое плоскогорье в составе Маньчжуро-Корейских гор, на территории Китая (большая часть) и КНДР.
Экспортно-импортный банк США, Эксимбанк, государственный банк США.
Азоксисоединения, органические соединения, содержащие азоксигруппу