Узбекский театр драмы

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УЗА
УЗБ
УЗГ
УЗД
УЗЕ
УЗИ
УЗК
УЗЛ
УЗН
УЗО
УЗУ

Узбекский театр драмы академический им. Хамзы. Возникновение театра связано с организацией в Ташкенте узбекской труппы им. К. Маркса (1919), на основе которой была создана Образцовая краевая драматическая труппа под руководством М. Уйгура (1920). В 1925 она переехала в Самарканд и объединилась с коллективом Кокандского театра, получив название Центральной государственной труппы. В 1927 в её состав вошли выпускники узбекских студий Москвы и Баку. В 1929 труппа реорганизована в Государственный узбекский драматический театр. С 1931 театр работает в Ташкенте. В том же году ему присвоено имя Хамзы, в 1933 — звание академического. Постановки: «Бай и батрак» Хамзы (1920, 1939), «Коварство и любовь» Шиллера (1921), «Ревизор» Гоголя (1925, 1935, 1952), «Фархад и Ширин» Хуршида (1926, по мотивам А. Навои), «Два коммуниста» (1929), «Рустам» Исмаилова (1934), «Маска сорвана» Фатхулина (1932), «Честь и любовь» (1936) Яшена, «Бронепоезд 14-69» Иванова (1929), «Гамлет» (1935, 1939, 1940) и «Отелло» (1941) Шекспира. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 постановки: «Смерть оккупантам» Яшена, «Муканна» Алимджана. Развивая близкие узбекскому искусству народно героические и романтические традиции, театр создал спектакли глубокие по содержанию, интересные по форме. Среди постановок: «Алишер Навои» Уйгуна и Султанова (1945, 1948), «За тех, кто в море» Лавренева (1947), «Заря Востока» Сафарова (1951), «Шёлковое сюзане» Каххара (1952), «Дочь Ганга» по Тагору (1956), «Юлий Цезарь» Шекспира (1958), «Хурият» Уйгуна (1958), «Люди с верой» Султанова (1960), «Мирза Улугбек» Шейх-заде (1961), «Тополёк мой в красной косынке» по Айтматову (1964), «Кровавый мираж» Азимова (1964), «Царь Эдип» Софокла (1969), «Бируни» Уйгуна (1973), «Перед заходом солнца» Гаунтмана (1974). Образ В. И. Ленина воплощён (актёры С. Табибуллаев, Ш. Бурханов, З. Мухамеджанов) в спектаклях: «Человек с ружьем» (1940) и «Кремлёвские куранты» (1947) Погодина, «Семья» Попова (1952), «Путеводная звезда» (1957), «Заря революции» (1973) Яшена и других. Большой вклад в развитие искусства театра внёс его создатель М. Уйгур (руководитель до 1950), а также актёры и режиссёры — Я. Бабаджанов, А. Хидоятов, М. Кариева, М. Миракилов, Л. Назруллаев, М. А. Кузнецова, А. Джалилов, Ш. Каюмов, художник Х. Икрамов. Узбекский театр драмы возглавляли А. О. Гинзбург (1951—58, 1960—65, 1970—73), Т. Ходжаев (1958—60, 1966—70) и др. В труппе (1976): народные артисты СССР Ш. Бурханов, С. Ишантураева, Н. Рахимов, А. Ходжаев, народные артисты Узбекской ССР С. Алимов, Т. Азизов, Я. Абдуллаева, Г. Агзамов, И. Болтаева, З. Мухамеджанов, Х. Латыпов, З. Садриева, Т. Султанова, А. Турдыев, С. Табибуллаев, З. Хидоятова, К. Ходжаев, М. Юсупов и др. Главный режисёр (с 1975) Б. Юлдашев. Награжден орденом Ленина (1937).

 

  Лит.: Государственный ордена Ленина академический театр драмы им. Хамзы, Таш., 1957. См. также лит. при ст. Узбекская ССР (раздел Театр).

  М. Р. Рахманов.

 

Так же Вы можете узнать о...


Серро-де-Паско (Cerro de Pasco), город в Центральном Перу, на высоте 4,2 тыс.
Суперстрат (лат. superstratum, буквально — настланное, от super — над, сверх и stratum — cлой), сохраняющиеся в языке следы влияния другого языка, который для данного народа был языком культуры, управления, межэтнического общения или языком завоевателей; сам язык, оказавший такое влияние (например, на русский язык суперстратное влияние оказали старославянский язык и через него — среднегреческий; на английский язык — французский и латинский языки).
Ужгород, город, центр Закарпатской области УССР.
Хопёр, река в Пензенской, Саратовской, Воронежской и Волгоградской областях РСФСР, левый приток р.
Экологическая валентность, степень приспособляемости живого организма к изменениям условий среды.
Амакриновые клетки (от греч. а — отрицательная частица, makros — длинный, is, род.
Бензойная кислота, простейшая ароматическая кислота, C6H5COOH; бесцветные блестящие кристаллы.
Веселовский Николай Иванович (ноябрь 1848, Москва, — 30.
Гидроцилиндр силовой, гидравлический двигатель с возвратно-поступательным движением поршня.
Динич Михаиле Динич (Динић) Михайло (р. 23.4.1899, с. Лучица, Пожаревацкий район), югославский историк.
Изотиоциановой кислоты эфиры, изотиоцианаты, горчичные масла, органические соединения общей формулы R — N = C = S, где R — алифатический или ароматический радикал.
Килик (греч. kýlix — кубок, чаша), древнегреческий сосуд для питья: плоская чаша на ножке или на невысоком поддоне с 2 тонкими горизонтальными ручками у края.
Кувада (от франц. couvade — высиживание яиц), совокупность родильных обычаев и обрядов, создающих иллюзию: что рожает не мать, а отец ребёнка.
Максимов Николай Александрович [9(21).3.1880, Москва, — 9.
Музыкальное образование, система подготовки профессионалов в области музыкального искусства — композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и педагогов.
Органическое строение капитала, стоимостное строение капитала, то есть отношение постоянного капитала (с) к переменному (v), определяемое его техническим строением и отражающее изменения технического строения.
Полигонометрический пункт, геодезический пункт, положение которого на земной поверхности в принятой системе координат определено методом полигонометрии.
Рефракталлой (от англ. refractory — огнеупорный, тугоплавкий и alloy — сплав), жаропрочный сплав на основе Ni (20—37%), Со (20—30%), Cr (18—20%) и Fe (14—18%).