Музыкальное образование

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МУА
МУБ
МУВ
МУГ
МУД
МУЕ
МУЖ
МУЗ
МУИ
МУЙ
МУК
МУЛ
МУМ
МУН
МУО
МУР
МУС
МУТ
МУУ
МУФ
МУХ
МУЦ
МУЧ
МУШ
МУЭ
МУЮ
МУЯ

Музыкальное образование, система подготовки профессионалов в области музыкального искусства — композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и педагогов. Музыкальное образование зародилось в странах Древнего Востока. Музыке отводилось большое место в придворных и ритуальных церемониях, военных парадах и походах, народных празднествах и др. Развитие Музыкальное образование в Древней Греции определялось высоким уровнем её музыкальной культуры.

  В большинстве европейских стран в период раннего средневековья Музыкальное образование было связано главным образом с христианской церковью. Центрами Музыкальное образование в Западной Европе начиная с 4 в. являлись певческие школы при монастырях и соборах, затем университеты (в Париже с 1200, в Праге с 1348, и др.), бывшие первоначально учреждениями церковно-просветительского характера. В 15 в. получили распространение метризы (в Нидерландах и во Франции) — хоровые школы с интернатами, из которых вышли крупнейшие представители полифонического музыкального искусства (Орландо Лассо, Гийом Дюфаи и др.). С развитием рыцарского музыкального искусства и музыкальной культуры городов возникли певческие общества и школы мейстерзингеров, цехи музыкантов-инструменталистов; приобрела значение и педагогическая деятельность вольных учителей музыки. С эпохи Возрождения усилилось светское направление в музыкальном искусстве и связанная с этим подготовка кадров инструменталистов и певцов для придворных театров и оркестров. Важное значение для формирования творческих школ и развития Музыкальное образование имела педагогическая практика известных композиторов и теоретиков музыки.

  С 17 в. начался новый этап в истории Музыкальное образование западноевропейских стран. В Италии оно сосредоточивалось главным образом в сиротских приютах, называвшихся консерваториями. Первые консерватории как высшие учебные заведения основаны в Париже (1795) и Праге (1811), в 19 в. они были организованы во многих крупных городах Европы и Северной Америки. Помимо высших музыкальных учебных заведений, возникла широкая сеть музыкальных училищ, частных музыкальных школ и студий.

  Древнейшими очагами Музыкальное образование на Руси были школы богослужебного пения, а также певческие хоры («крылосы»), возникшие в 11 в. в Смоленске, Новгороде, Владимире и в др. городах. В последующие века наряду с духовной музыкой получили развитие народное музыкальное творчество и исполнительство, а также светская музыка, которая стала неотъемлемой частью быта княжеской и боярской знати; значительное внимание уделялось и ратной музыке. Во 2-й половине 17 в. в связи с растущим интересом к музыкальным «заморским потехам» в Россию приглашались иностранные органисты и др. музыканты для обучения выходцев из народа и любителей музыки из дворян игре на различных инструментах и пению. В начале 1670-х гг. в Москве создан придворный театр, в котором участвовали дворовые боярина А. С. Матвеева — воспитанники организованной им первой в России музыкально-театральной школы (1673). При Петре I была выписана из-за границы большая группа музыкантов для военных духовых оркестров и обучения игре на различных инструментах солдатских детей и певчих. Большую роль в придворной музыкальной жизни играл переведённый из Москвы в Петербург хор «государевых певчих дьяков». Рост музыкальной культуры в 1-й половине 18 в., создание придворных музыкальных учреждений (оперный театр, придворная капелла, оркестр) обусловили организацию новых форм профессионального Музыкальное образование (например, учреждены «Инструментальный класс» в Петербурге и певческая школа в Глухове в 1741 для пополнения придворной капеллы). В 1779 в Петербурге открылась первая в России специальная школа сценического и музыкального искусства — Театральное училище. В конце 18 в. преподавание музыки было введено в женских учебных заведениях и в воспитательных домах. Обучению музыке уделялось большое внимание и в Шляхетском корпусе, Московском университете, Смольном институте и др. учебных заведениях Москвы и Петербурга. В 1-й половине 19 в. организован ряд специальных музыкальных школ (например, «Музыкальный класс» Д. Кашина в Москве). В 60-е гг. основаны первые консерватории — Петербургская (1862) и Московская (1866). Во 2-й половине 19 в. и в начале 20 в. открылись музыкальные училища при отделениях императорского Русского музыкального общества; в Москве, Петербурге и некоторых др. городах организованы общедоступные музыкальные учебные заведения, именуемые народными консерваториями (например, Бесплатная музыкальная школа, созданная по инициативе М. А. Балакирева и руководимая им с 1862 до начала 70-х гг. и затем в 1881—1908). С каждым годом росло количество частных музыкальных школ.

  Становление и развитие Музыкальное образование в России в этот период связано с деятельностью Московской и Петербургской консерваторий, в которых преподавали их основатели А. Г. Рубинштейн (в Петербурге) и Н. Г. Рубинштейн (в Москве), а также П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, С. И. Танеев, А. Н. Скрябин, Н. Я. Мясковский, Б. В. Асафьев и др.

  За годы Советской власти была создана государственная система Музыкальное образование: начальные музыкальные школы с 7-летним курсом обучения; музыкальные училища с 4-летним курсом, готовящие профессионалов со средним Музыкальное образование; средние специальные музыкальные школы при консерваториях с 11-летним курсом; музыкальные вузы — консерватории, музыкально-педагогические институты и институты искусств — с 5-летним курсом. В крупнейших консерваториях и институтах имеется аспирантура и ассистентура. В 1973 в СССР было около 7 тыс. начальных музыкальных школ, 242 музыкальных училища, 36 средний специальных музыкальных школ, 30 музыкальных вузов. В начальных музыкальных школах обучалось свыше 1 млн. учащихся, в училищах — свыше 105 тыс., в средних специальных музыкальных школах — около 14 тыс., в вузах (факультетах) — 22,3 тыс. Кроме того, подготовку преподавателей музыки и пения для общеобразовательных школ осуществляли 46 педагогических институтов и 92 педагогических училища. Музыкальные учебные заведения открыты не только в крупных, но и в небольших городах и сельских местностях.

  Начальные музыкальные школы имеют целью приобщить детей к музыке, обучить их игре на каком-либо инструменте, дать знания элементарной теории музыки, развить музыкальный слух и выявить данные для дальнейшей профессионализации. Наиболее способные учащихся, желающие продолжить Музыкальное образование, могут поступать в музыкальные училища. В средних специальных музыкальных школах при музыкальных вузах обучаются музыкально одарённые дети. Музыкальные училища готовят пианистов, оркестрантов (симфонического оркестра и оркестра народных инструментов), хоровых певцов, учителей музыкальных школ по фортепиано, оркестровым инструментам, теории музыки и сольфеджио, хоровому пению, преподавателей музыки для общеобразовательных школ и художественной самодеятельности. Наиболее одарённые выпускники училищ поступают по конкурсу в консерватории и институты. Музыкальные вузы готовят профессионалов высшей квалификации по всем специальностям Музыкальное образование: композиторов, музыковедов, исполнителей, педагогов по различным дисциплинам для музыкальных училищ и средних музыкальных школ.

  Учебными планами средних и особенно высших музыкальных учебных заведений предусматриваются широкая общенаучная и музыкально-теоретическая подготовка учащихся, глубокое изучение ими русского, советского и зарубежного музыкального искусства и овладение профессиональным мастерством.

  Значительный вклад в развитие советского Музыкальное образование внесли Московская консерватория, Ленинградская консерватория, Киевская консерватория, Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и др. музыкальные вузы (за годы Советской власти они созданы во всех союзных республиках), крупнейшие деятели советской музыкальной культуры М. М. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Б. В. Асафьев, Л. В. Николаев, Н. Я. Мясковский, С. М. Козолупов, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, В. В. Софроницкий, И. В. Способин, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Ф. М. Блуменфельд, Р. И. Грубер, С. С. Богатырёв, А. И. Ямпольский, М. И. Табаков, У. Гаджибеков, З. П. Палиашвили, А. А. Спендиаров, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский и др.

  Для музыкально-эстетического воспитания советских людей в СССР создана сеть учреждений общего Музыкальное образование: школы общего Музыкальное образование, детские филармонии и хоровые студии, народные университеты и т. д., а также различные музыкальные коллективы художественной самодеятельности при внешкольных и клубных учреждениях. Предмет «музыка» включен в учебный план 1—8-х классов средних общеобразовательных школ.

  Крупнейшие центры Музыкальное образование за рубежом: в социалистических странах — Берлин, Лейпциг, Будапешт, Бухарест, Варшава, Прага, София; в капиталистических странах: Бостон, Нью-Йорк, Вена, Кёльн, Лондон, Мадрид, Париж, Рим и др.

  А. А. Николаев, В. В. Суханов.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Дынник Михаил Александрович [18.2(1.3).1896, Киев, — 17.
Камбарка, город, центр Камбарского района Удмурской АССР.
Косцюшко (Kosciusko), вершина в Австралийских Альпах, высшая точка Австралии.
Магнитомеханическое отношение, гиромагнитное отношение, отношение магнитного момента элементарных частиц (и состоящих из них систем — атомов, молекул, атомных ядер и т.
Наблюдение сплошное в статистике, наблюдение, при котором обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности (объекта наблюдения).
Папен Франц фон Папен (Papen) Франц фон (29.10.1879, Верль, Вестфалия,— 2.
Психрометр (от греч. psychros — холодный и .
Сен-Мийельская операция 1918, проведена 12—15 сентября 1-й американской армией под командованием генерала Дж.
Такоб, посёлок городского типа в Таджикской ССР, подчинён Октябрьскому райсовету г.
Ферритовое запоминающее устройство ,запоминающее устройство, в котором носителями информации служат ферритовые сердечники с прямоугольной петлей гистерезиса.
Шанкр мягкий (франц. chancre), венерическая язва, инфекционное заболевание человека, вызываемое стрептобациллой Петерсена — Дюкрея — Унны (описана в конце 80-х — начале 90-х гг.
Акинак (греч. akinákēs), короткий меч (40—60 см), колющее оружие в рукопашном бою у персов и скифов в середине и 2-й половины 1-го тыс.
Береговой (пос. гор. типа в Омской обл.) Береговой, посёлок городского типа в Омской области РСФСР.
Водосброс, водосбросное сооружение, гидротехническое сооружение для сброса излишней (паводковой) воды из водохранилища, а также для полезных попусков воды в нижний бьеф.
Группа (геол.) Группа (геологическое), подразделение общей стратиграфической шкалы, объединяющее комплекс пород, образовавшихся в течение одной геологической эры.
Засядко Александр Дмитриевич [1779, деревня Лютенка, ныне Гадячский район Полтавской области, — 27.
Кедровый стланик, кедровник (Pinus pumila), вечнозелёный сильно ветвистый стелющийся кустарник, реже деревце (высотой до 3—5 м) семейства сосновых.
Куросава Акира (родился 23.3.1910, Токио), японский кинорежиссёр.
Международная рабочая помощь, Межрабпом, международная организация пролетарской солидарности.