Хетты

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ХА ХВ ХД ХЕ ХЁ ХИ ХЛ ХМ ХН ХО ХР ХТ ХУ ХШ ХЫ ХЬ ХЭ ХЮ ХЯ
ХЕБ
ХЕВ
ХЕГ
ХЕД
ХЕЕ
ХЕЙ
ХЕК
ХЕЛ
ХЕМ
ХЕН
ХЕО
ХЕП
ХЕР
ХЕС
ХЕТ
ХЕФ
ХЕХ
ХЕЧ
ХЕЯ

Хетты, народ, населявший центральную часть Хеттского царства. О путях переселения Хетты в Малую Азию существуют различные точки зрения: «западная» — через Балканы, «восточная» — через Кавказ. По др. гипотезе Хетты принадлежали к древнейшему населению Малой Азии. Судя по заимствованиям из языка Хетты (см. Хеттский язык) и собственным именам, встречающимся в документах на староассирийском диалекте аккадского языка, найденных в торговых центрах Анатолии, где были колонии ассирийских купцов, Хетты к рубежу 3—2-го тыс. до н. э. уже находились в Малой Азии. Памятники изобразительного искусства Хетты 2-го тыс. до н. э. свидетельствуют о том, что их антропологический тип к этому времени обнаруживает явный кавказоидный облик, а хеттская культура — следы взаимодействия с культурой хатти и позднее — с культурой хурритов. В 14 — начале 12 вв. до н. э. (т. н. период Нового царства) Хетты уже не были господствующим этническим слоем, хотя хеттский язык (с некоторым числом лувийских вкраплений) оставался основным языком государственных документов Хеттского царства. Носители «позднехеттской» культуры на юго-востоке Малой Азии и в Северной Сирии, иногда называемые «хеттами» в иноязычных текстах, в частности ветхозаветных, по языку были лувийцами.

Навершие штандарта в виде оленя. Из Аладжа-Хёюк. Бронза. 23—21 вв. до н. э. Археологический музей. Анкара. Хетты.

Навершие штандарта в виде оленя. Из Аладжа-Хёюк. Бронза. 23—21 вв. до н. э. Археологический музей. Анкара.

  Искусство Хетты связано с художественными традициями более древнего населения Малой Азии. К т. н. протохеттскому периоду относят золотые, бронзовые и медные штандарты-эмблемы, целостные, слабо расчленённые по формам статуэтки животных (быков, оленей), нередко украшенные гравированным геометрическим узором (2-я половина 3-го тыс. до н. э.), монохромную чернолощёную (кувшины-чайники и кувшины с длинным узким горлом) и полихромную, т. н. «каппадокийскую», керамику с орнаментом в виде волнистых линий и изображениями животных, близкую изделиям Кипра (находки на холме Алишар-Хёюк, в Хаттусасе, с. Кюль-Тепе и др., конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.). Во 2-м тыс. до н. э. искусство Хетты, сохраняя самобытность, впитывает воздействия древнеегипетской и шумеро-вавилонской культуры (см. Вавилоно-ассирийская культура), оказывая в свою очередь влияние на искусство Сирии и Ассирии. Открытые поселения с круглыми и прямоугольными в плане глиняными хижинами на булыжном фундаменте сменяются к началу 2-го тыс. до н. э. крепостями-убежищами и крепостями-поселениями, округлыми в плане, со сложной системой укреплений из каменных монолитов (см. Самаль). Для построек Хетты характерно применение каменных фундаментов и цоколей, деревянных и каменных свободно стоящих опор. Жилые дома (иногда 2-этажные) обычно имеют плоскую крышу и открытый двор перед фасадом. Широко распространённый тип здания (дома, дворца и храма) — т. н. бит-хилани — имеет с продольной стороны вход в виде портика на столбах, обрамленных прямоугольными башнями. Наружные стены таких зданий часто облицовывались внизу плитами с плоскорельефными изображениями (т. н. ортостатами). Развитые у Хетты круглая скульптура и рельефы, как правило, подчинены глыбе камня (мощные полуфигуры львов и сфинксов, выступающие из каменных блоков, обрамляющих ворота внешних стен в Хаттусасе, 15—12 вв. до н. э., массивные статуи божеств). Плоскорельефные изображения на ортостатах зданий и стелах (священные животные, божества, фигуры царей в молитвенной позе, сцены придворной жизни), выполненные обобщёнными контурными линиями и слабо расчленённые по формам, отмечены монументальностью и статикой, суровой мощью образов. Перекликающиеся с ассирийскими рельефами, они отличаются, однако, относительно большей свободой композиции, поз, движений.

Керамический сосуд. Из Кюль-Тепе. 18 в. до н. э. Археологический музей. Анкара. Хетты.

Керамический сосуд. Из Кюль-Тепе. 18 в. до н. э. Археологический музей. Анкара.

  Более каноничны священные наскальные рельефы (рельефные фризы на скале святилища Язылыкая близ г. Хаттусас, где изображены процессии шествующих навстречу друг другу богов — конец 2-го тыс. до н. э.). В середине 9 — 6 вв. т. н. позднехеттское искусство утрачивает своеобразие, в нём усиливаются ассирийское и арамейское влияния (стелы с рельефными изображениями из Самаля и Сакче-Гёзю).

Т. н. Львиные ворота в Хаттусасе. 15—12 вв. до н. э. Хетты.

Т. н. Львиные ворота в Хаттусасе. 15—12 вв. до н. э.

 

Наскальные рельефы в святилище Язылыкая близ Хаттусаса. 13 в. до н. э. Хетты.

Наскальные рельефы в святилище Язылыкая близ Хаттусаса. 13 в. до н. э.

  Лит.: Гиоргадзе Г. Г., «Текст Анитты» и некоторые вопросы ранней истории хеттов, «Вестник древней истории», 1965, №4 (94): Sommer F., Hethiter und Hethitisch, Stuttg., 1947; Pettier E., L'art hittite, fasc. 1—2, P., 1926—31; Guгney O. R., The Hittites, L., 1961; Akurgal E., The art of the Hittites. Photographs by М. Hirmer, L., 1962; Schaeuble J., Zur Anthropologie der Hethiter, «Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien», 1957, Bd 87.

Статуя бога-громовика. Из Кархемиша. Базальт. 9 в. до н. э. (не сохранилась). Хетты.

Статуя бога-громовика. Из Кархемиша. Базальт. 9 в. до н. э. (не сохранилась).

  В. В. Иванов, В. К. Афанасьева (архитектурра, изобразительное искусство).

«Царская семья» Рельеф на ортостате. Из Кархемиша. Базальт. 8 в. до н. э. Археологический музей. Анкара. Хетты.

«Царская семья» Рельеф на ортостате. Из Кархемиша. Базальт. 8 в. до н. э. Археологический музей. Анкара.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Алломорф(а) (от греч. állos — иной, другой и morphē — форма) в лингвистике, вариант, разновидность морфемы.
Гелиополь (древний город) Гелиополь, древний город на территории Ливана; см.
Карандаш (инстр-т для письма) Карандаш (от тюрк. кара — чёрный и таш,-даш — камень), стержень из угля, свинца, графита, сухой краски (часто в оправе из дерева или металла), который служит для письма, рисования, черчения.
...метр (часть сложных слов) ...метр (от греч. metron — мера, metréo — измеряю), часть сложных слов, означающих: 1) измерительный прибор (например, барометр, термометр); 2) меру длины в метрической системе (например, километр, сантиметр).
Провинциализмы (от лат. provincialis — провинциальный, областной), локализмы, слова и выражения, употребление которых ограничено какой-либо территорией (областью, городом и т.
Термотаксис, движение свободно передвигающихся растительных и животных организмов, вызываемое односторонним тепловым раздражением.
Эскишехир (Eskisehir), город на З. Турции, на р.
Виноделие, приготовление вина из винограда путём спиртового брожения (см.
Изолецитальные яйца, то же, что гомолецитальные яйца.
Люминал, лекарственный препарат; то же, что фенобарбитал.
Пилохвост, акула-пилохвост, пятнистая или черноротая, кошачья акула (Pristiurus melanostomus), рыба семейства кошачьих акул.
Статистическая физика, раздел физики, задача которого — выразить свойства макроскопических тел, т.
Шаровики, название двух семейств жуков: 1) Sphaeriidae — очень мелкие полушаровидные жуки, длина тела 0,6— 1 мм, задние крылья с бахромой длинных волосков, надкрылья не укорочены; живут в песке и выбросах по берегам водоёмов; в СССР 1 вид; слабо изучены.
Брейтовская порода свиней, порода свиней универсального направления продуктивности.
Дюмон-Дюрвиль (науч. антарктич. станция) Дюмон-Дюрвиль (Dumont d'Urville), французская научная антарктическая станция.