Хлуп ОтокарБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Хлуп (Chlup) Отокар (31.8.1875, Босковице, Моравия, — 14.5.1965, Прага), чешский педагог, профессор Пражского университета (с 1953), академик АН ЧССР (1952). Член Коммунистической партии Чехословакии с 1921. Окончил философского факультет Пражского университета, где, кроме философии, изучал педагогику и психологию. Его научные труды начала 20 в. посвящены педагогической психологии моральному и психологическому развитию детей. В 1919—22 преподавал педагогику на философском факультете Пражского университета, в 1922—39 профессор педагогики университета в Брно. В 20—30-е гг. научная деятельность Хлуп Отокар связана с борьбой за демократизацию школы, за развитие педагогики на основе марксистской методологии. С этих позиций он подвергал критике организацию школьного дела в буржуазной республике и освещал основное направление работы «школы будущего» — школы социалистической Чехословакии, разрабатывал теоретические проблемы профессиональной подготовки учителей. Хлуп Отокар вскрыл несостоятельность распространявшегося в Чехословакии буржуазно-педагогического реформизма, основанного на педоцентризме, американских биологизаторских концепциях воспитания (см. Э. Торндайк, Бихевиоризм) и прагматистской педагогике (см. Дж. Дьюи), чуждых марксизму, интересам рабочего класса и национальному прогрессу страны. Позиция Хлуп Отокар находила живой отклик прогрессивной части учительства, прежде всего группировавшейся вокруг Социалистического объединения учителей. После освобождения в 1945 Чехословакии от фашистских захватчиков Хлуп Отокар — активный участник создания социалистической педагогики, разрабатывает теоретические основы школьной системы, высшего педагогического образования. По его инициативе в 1946 были открыты педагогические факультеты в университетах, сам он стал первым деканом такого факультета в Пражском университете и читал курс педагогики на педагогическом факультете университета в Брно. В 1953 организатор и руководитель кафедры педагогики Пражского университета, в 1954 создал при АН ЧССР кабинет педагогических наук, преобразованный в институт педагогики Я. А. Коменского, который возглавлял до 1960.
Соч.: Středoškolskadidaktiká, Brno, 1935; Pedagogickáčteni, Praha, 1957; Několik statí k základnimu ucivu, Praha, 1958; Z teorie výchovy a vyucování, Praha, 1962; Pedagogika, 2 vyd., Praha, 1965; Cesta k socialstickéškole, Praha, 1965; в рус. пер. — Избр. педагогические соч., М., 1966 (лит.).
Лит.: Otokar Chiup. Sborník praci venovany 80 narozeninam, Praha, 1955. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|