Коменский Ян Амос

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЮ
КОЯ

Я. Коменский. Коменский Ян Амос.

Я. Коменский.

Коменский (Komenský, Comenius) Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, — 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608—10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614—27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612—56). В 1614 Коменский Ян Амос— учитель братской школы в Пршерове. В 1618—21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения —Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 Коменский Ян Амос приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский Ян Амос эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633—38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский Ян Амос усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

  В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский Ян Амос был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменский Ян Амос в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

  Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский Ян Амос применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский Ян Амос закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, Коменский Ян Амос продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни Коменский Ян Амос подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668). По своим философским взглядам Коменский Ян Амос был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменский Ян Амос представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский Ян Амос гл. значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Коменский Ян Амос считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

  Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменский Ян Амос отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

  Исходя из познаваемости мира, Коменский Ян Амос считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делать вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменский Ян Амос, он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменский Ян Амос, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

  Вопросы воспитания и обучения Коменский Ян Амос рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский Ян Амос призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

  В учебном методе, который Коменский Ян Амос толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменский Ян Амос вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский Ян Амос был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский Ян Амос полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

  Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский Ян Амос разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский Ян Амос разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназияучебный план гимназии Коменский Ян Амос вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский Ян Амос изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академиявысшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский Ян Амос в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

  В большинстве педагогических работ Коменский Ян Амос содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменский Ян Амос должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

  Коменский Ян Амос оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

 

  Соч.: Dílo, sv. 1—2, 17, Praha, 1969—71 (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, [1970]; в рус. пер.— Избр. соч., ч. 1—3, Ревель, 1892—97; Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1—2, М., 1902—11; Избр. педагогические сочинения, т. 1—3, М., 1939—41; Избр. педагогические сочинения, М., 1955; Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М., 1768.

 

Лит.: Красновский А. А., Я. А. Коменский, М., 1953; Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13—14 декабря 1957 г.), М., 1959; Альт Р., Прогрессивный характер педагогики Коменского, пер. с нем., М., 1959; Лордкипанидзе Д., Ян Амос Коменский, М., 1970; KvačaIa J., J. A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften, B., 1892; Heyberger A.. J. A. Comenius (Komenský). Sa vie et son oeuvre d 'éducation. P., 1928; Novák J., Hendrich J., J. A. Komenský. Jeho život a spisy, Praha, 1932: Young R. F., Comenius in England, Oxf., 1932; Kopecký J., Patočka J., Куrašek J., J. A. Komonský. Nástin života a díla, Praha, 1957; Kurdybacha Ł., Działałnošć Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957; Sesja naukowa w Lesznie w czterechsetna rocznica powstania Gimnazjum_ i w trzechsetna wydania «Opera didactica omnia» J. A. Komeńskiego, red. Kurdybacha, Wrocław — Warsz., 1957; Soupis del J. A. Komenského v ćeskoslovenských knihovnách, archivech a museJich, Praha, 1959; Schaller K., Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert, Hdlb., 1962; «Acta Comeniana», Archiv pro bádání о životé о díle Jana Amose Komenského, t. 25, Praha, 1969; Floss P., J. A. Komenský. Od divadia věcí k dramatu člověka, Ostrava, 1970; Kožik F., Svétlo v temnotách. Bolestný a brdinskýživot J. A. Komenského, [Praha, 1970]; Łibrt С., Bibliografie české historie, t. 5, Praha, 1912, č. 17324—30638.

  Л. И. Пискунов.

Так же Вы можете узнать о...


Ивановский Павел Максимилианович [10(22).3.1885 — 2.
Искусственная почка, гемодиализатор, аппарат для временного замещения выделительной функции почек.
Капитал оборотный, см. Капитал.
Керченское морское сражение 1790, сражение 8(19) июля между русским и турецким флотами во время русско-турецкой войны 1787—91.
Коллективная форма оплаты труда, оплата по результатам работы коллектива (бригады, участка, цеха).
Коронка буровая, разновидность долота бурового, отличающаяся от него (в большинстве своих модификаций) меньшими линейными размерами.
Ку-клукс-клан (Ku-Klux-Klan), тайная расистская террористическая организация в США.
Лафоллет Роберт Марион Лафоллет(La Follette) Роберт Марион (14.6.1855, Примроз, штат Висконсин, — 18.
Ловчие пояса, широкие полосы (15—20 см) из соломенных жгутов, плотной бумаги, рогожи, стружки и пр.
Маликов Кубанычбек Иманалиевич [родился 3(16).
Мезёфёльд (Mezőfold), часть Среднедунайской равнины в Венгрии, между рекой Дунай на востоке, озером Балатон на западе; на севере и юге ограничена низкогорьями.
Мичомберо Мишель Мичомберо (Micombero) Мишель (р. 1940), государственный деятель Бурунди; генерал-лейтенант (1973).
Мутагенез, процесс возникновения наследственных изменений — мутаций, появляющихся естественно (спонтанно) или вызываемых (индуцируемых) различными физическими или химическими факторами — мутагенами.
Нервные волокна, отростки нервных клеток (аксоны) вместе с их оболочками, проводящие нервные импульсы.