Чехословакия XVI. БалетБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XVI. Балет После образования буржуазной Чехословацкой республики (1918) были созданы первые балетные труппы (помимо ранее существовавшей в Праге) в Братиславе, Брно, Остраве, Оломоуце, открылись частные балетные школы. В репертуар стали включать балеты на музыку чешских композиторов: Б. Мартину («Иштар», 1924, Национальный театр, Прага; «Кто на свете всех сильнее», 1925, балетная труппа в Брно); В. Новака («Никотина», 1930, «Синьорина Джовенту», 1933, Национальный театр, Прага). Известность получили чешские танцовщики и балетмейстеры Й. Енчик, И. В. Псота. В 1945, после освобождения страны от немецко-фашистских. захватчиков, начали работать балетные театры в Пльзене, Опаве, Кошице, Ческе-Будеёвице, Кладно, Усти над Лабой. В 1946 в Праге, Братиславе и Брно при консерваториях были созданы хореографические отделения. В 1949 начала работать кафедра теории и истории хореографии при Академии искусств (Прага). Труппой Национального театра в Праге руководил С. Махов (1946—51), труппой Театра оперы и балета им. Яначека в Брно — Псота (1947—51). Для чехословацкого балета характерны реализм, чёткая драматургическая разработка сценария, выразительность исполнительского искусства. По стилю и творческой манере балетные спектакли разнообразны, отличаются высокой культурой сценического оформления («Философская история» по А. Ирасеку, 1949, художник В. Фридрихова, «Викторка» по книге Б. Немцовой «Бабушка», 1950, художники В. Росман и Я. Кропачек, оба поставлены балетмейстером Маховым совместно с Я. Реймозером, композитор З. Востржак). В Национальном театре были поставлены: «Славянские танцы» на музыку А. Дворжака (1956), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1957), «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1963), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1976) и др. Ведущие танцовщики: О. Скалова, М. Кура (с середины 70-х гг. руководит труппой Национального театра), М. Дротнерова, М. Пешикова, В. Гарапес; балетмейстеры: А. Ланда, Й. Блажек, Й. Немечек (руководил труппой в 1957—70), Э. Габздил. Один из лучших коллективов — Словацкий национальный театр в Братиславе. Здесь поставлены спектакли «Красный мак» Р. М. Глиэра (1954), «Платочек» Е. Кенешшеи (1955), «Весна священная» И. Ф. Стравинского (1964), «Героическая трилогия» на музыку разных композиторов (1975). Среди солистов: Г. Старостова, Г. Херенёва, В. Коларова, Ю. П. Плавник; балетмейстеры Й. Зайко, Б. Словак (руководит труппой с 1973). В репертуаре Театра оперы и балета им. Яначека (Брно) балеты «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1938), «Славянские танцы» Дворжака (1951), «Баллада о моряке» З. Кржижека (1961), «Отелло» Я. Гануша (1974). Ведущие танцовщики: В. Вагнерова, К. Грацерова, Я. Баржинкова и др.; с 1974 труппой руководит Немечек. В 1964—70 под руководством балетмейстера Л. Огоуна и П. Шмока работал коллектив «Новый балет Праги», использовавший в хореографических спектаклях новые формы и средства танцевальной выразительности (в 1965—1969 и 1970 был на гастролях в СССР). Чехословакия. Сцена из спектакля «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Национальный театр. Прага. 1964.
Лит.: Schmidová L., Československý balet, [Praha, 1962]. Н. Е. Шереметьевская. Чехословакия (Československo), Чехословацкая Социалистическая Республика, ЧССР (Československa socialisticka republika, ČSSR). Государственный герб Чехословакии. Чехословакия. Флаг государственный. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии. Национальный фронт ЧССР, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк IX. Медико-географическая характеристика X. Народное образование XI. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|