Чехословакия XVII. Драматический театрБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XVII. Драматический театр Театр Чехословакия развивался на основе традиций театрального искусства Чехии и Словакии (см. раздел Театр в этих статьях). После образования буржуазного государства (1918) театр отражал этапы острой классовой борьбы. К Национальному театру и городскому Театру на Виноградах в Праге, Национальным театрам в Брно и Пльзене прибавились новые — Городской театр в Брно (1919), Словацкий национальный театр в Братиславе (1920), Городский театр в Оломоуце (1920) и др. Росла сеть театральная самодеятельности. Значительна для общественной и театральной жизни Чехословакия была деятельность критиков-коммунистов Ю. Фучика, М. Майеровой, К. Конрада, Б. Вацлавека, З. Неедлы и др. Прогрессивные театральные деятели создавали антибуржуазные по направленности спектакли, пропагандировали в них человечность и прогресс. В Национальном театре в Праге были поставлены: «Из жизни насекомых» (1922) и «Белая болезнь» (1937) К. Чапека, «Дитя» Ф. К. Шальды (1930), «Ромео и Джульетта» (1924), «Гамлет» (1930), «Юлий Цезарь» (1936) У. Шекспира; в Театре на Виноградах наряду с пьесами Ф. Ведекинда, Я. Гильберта, П. Клоделя и др. шли «Зори» Э. Верхарна, «Гуситы» А. Дворжака (оба в 1920), «Средство Макропулоса» К. Чапека (1922, 1927), «Фауст» И. В. Гёте (1932) и др. Возникали новые профессиональные и полупрофессиональные революционные театры: в 1925 — Освобожденный театр (режиссёр этого театра Й. Гонзль ставил антибуржуазное политическое ревю, их главными исполнителями и авторами были актёры Й. Восковец и Я. Верих, музыку писал композитор Я. Ежек); в 1933 — театр «Д-34» (его руководитель Э. Ф. Буриан стремился пропагандировать принципы пролетарского театра, осваивать опыт советского искусства). Развитие актёрского искусства характеризовалось психологическим раскрытием сценических образов, интересом к внешнему рисунку роли. Этим отличалось творчество В. Выдры, З. Балдовой, Я. Прухи, Л. Досталовой, О. Шейнпфлуговой, З. Штепанека. В 20-е гг. происходило формирование словацкой актёрской школы, которую возглавляли Я. Бородач, А. Багар, О. Бородачова-Орсагова. В развитии словацкой режиссуры принимали участие чешские режиссеры В. Шульц и Я. Ямницкий. Лучшие Спектакли Словацкого национального театра в 1930-е гг.: «Кутерьма» Й. Г. Тайовского, «Приключение при обжинках» Я. Паларика, «Подкидыш» Й. Заборского, «Ирод и Иродиада» П. О. Гвездослава, «На дне» М. Горького. Чехословакия. Б. Закопал и В. Выдра в ролях Санчо Пансы и Дон Кихота. «Умудрение Дон Кихота» В. Дыка. 1913. Развитие чешской режиссуры связано с приходом молодых театральных деятелей: Й. Фрейки, О. Стибора и др. Формировалось и театрально-декорационное искусство, оно становилось активным компонентом спектакля в творчестве В. Гофмана, Ф. Трестера, Ф. Киселы, Ф. Зеленки и др. В 1939—45, в период фашистской оккупации, труппы театров сокращались, репертуар подвергался строгой цензуре. Передовые деятели вели борьбу с фашизмом, создавая полупрофессиональные театры-студии («Театр 99 мест» Гонзля и др.). Словацкий театр в спектаклях «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера, «Танец над плачем» П. Звона выражал сценическими средствами активный протест народа против фашистского режима. Возникший в 1944 в Мартине Камерный театр с начала Словацкого национального восстания (август 1944) был фронтовым театром, а с 1945 получил название — Театр им. Словацкого национального восстания. Баррикады на улицах Праги в дни вооружённого восстания в мае 1945. После освобождения Чехословакия от фашистской оккупации чешский и словацкий театры активно участвовали в строительстве социалистической культуры. Были ликвидированы частные антрепризы, принят «Закон о театре» (1948), создавались новые коллективы, ставившие целью идейно-политическое воспитание трудящихся: Реалистический театр (позднее им. З. Неедлы, Прага), Театр трудящихся (Готвальдов), учебный театр «Диск». Первые спектакли, посвящены теме труда, — «Бригада шлифовальщика Каргана» В. Кани (1949, театр «Д-34»), острой классовой борьбе — «Сельская любовь» М. Стеглика (Театр им. С. К. Неймана). В 1957 был основан Союз творческих работников театра (работал с перерывом; с 1972 — Союз творческих работников театра, кино и телевидения). Успехи реалистического искусства Чехии проявились в творчестве актёров среднего поколения: Й. Петровицкой, Й. Шворцовой, В. Матулова, Й. Ветровеца, В. Вейражки, М. Ружека, В. Власаковой, Б. Голишевой; оно связано с осмыслением ими традиции чешской актёрской школы, представленной старшим поколением корифеев сцены: Прухи, Штепанека, Досталовой, Л. Пешека, Б. Загорского, В. Шмераля, К. Хёгера, Й. Догнала, С. Амортовой, Ф. Смолика, Я. Курандовой и др. Развитие режиссуры связано с деятельностью К. Палоуша, М. Махачека, З. Мики и др. Рядом со старейшими коллективами успешно работают созданные в конце 50-х гг. театры малых форм: «На Забрадли», «Семафор», «Чиногерни клуб», «Рококо» (Прага), и в 70-е гг. — «На провазку» («На верёвке», Брно), «Эпсилон» (Либерец). Сценографическое искусство Чехословакия характеризуется высокой культурой. Среди художников — Й. Свобода, О. Шимачек, З. Коларж и др., завоевавшие всеобщее признание. Одним из ведущих коллективов Чехословакия стал Словацкий национальный театр. Его спектакли имели большое значение в становлении художественной культуры ЧССР. В Словакии работают театральные коллективы — Новая сцена и Поэтическая сцена (Братислава), Театр им. Тайовского (Банска-Бистрица и Зволин), Театр в Кошице, Театр им. Заборского (Прешов). Из театров национальных меньшинств наиболее популярны Украинский национальный театр в Прешове, Венгерский областной театр в Комарно. Режиссёрское искусство представляют: Й. Будский, П. Гаспра, П. Микулик, Т. Раковский, театрально-декорационное — главный художник Словацкого национального театра Л. Выходил, создавший национальную школу театральных художников, М. Гложек, В. Суханек и др. Ведущие актёры: О. Бородачова-Орсагова, М. Преховска, М. Краловичова, Н. Гейна, З. Груберова, В. Стрнискова, Б. Турзонова, Е. Вашариева, М. Вашариева, М. Губа и др. Среди спектаклей театров Чехословакия в 70-е гг.: «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (Драматический театр, Острава), «Меридиан» Я. Соловича, «Соло для часов с боем» О. Заградника (оба — Словацкий национальный театр, Братислава), «Мариша» А. и В. Мрштиков, «Человек со стороны» И. М. Дворецкого, «Мещане» М. Горького и «Влюблённые из киоска» В. Незвала (Национальный театр, Прага), «Май» Н. Йирсиковой (Театр им. Буриана, Прага). Чехословакия. Сцена из балета «Доктор Фауст» Ф. Шквора. Национальный театр. Прага. 1977. Театральные кадры готовят Академия искусств в Праге, Высшая театральная школа в Братиславе. Издаются в Словакии — журнал «Slovenské divadlo» (с 1953), в Чехии — «Amaterska scena» (с 1955). Еженедельник «Scena» (с 1976), посвященные вопросам текущей жизни чешского театра, кино и телевидения.
Лит.: Солнцева Л. П., Театр Чехии и Словакии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; её же, Чешский и словацкий театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, М., 1976; Kapitoly z déjín slovénskeho divadia od najstaršich čias po realizmus, Brat., 1967; Déjiny českého divadia, dl 1-3, Praha, 1968—77. Л. П. Солнцева. Цирк. С 1920-х гг. профессиональный цирк Чехословакия, сложившийся на рубеже 19—20 вв., развивался в труппах Э. Беранека, Ш. Слезака, К. Клудского (сына родоначальника цирковой династии А. В. Клудского). В 1951 частные цирки были национализированы. С 1961 действует Цирковой центр в Праге, имеющий 2 манежа и подсобные помещения для подготовки новых и совершенствования старых номеров. Работают цирки-шапито «Прага», «Интернационал» и «Умберто». Среди старейших мастеров: дрессировщик Л. Бероусек-Берозини, эквилибристы и жонглёры Кнокс. Ведущие артисты 60—70-х гг. — велофигуристы Валло, дрессировщики Я. Валашек, К. Малек, Р. Цргак, А. Шупка, жонглёры Бремловы, клоуны и эксцентрики Бедалек, Венцин и Вики, И. Лёфлёр, прыгун Еничек, воздушная гимнастка М. Рихтерова.
Лит.: Милец Б., Цирк в Чехословакии, «Советский цирк», 1958, № 6 (9); Kludský К., Život v manéži, Praha, 1970. Чехословакия (Československo), Чехословацкая Социалистическая Республика, ЧССР (Československa socialisticka republika, ČSSR). Государственный герб Чехословакии. Чехословакия. Флаг государственный. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии. Национальный фронт ЧССР, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк IX. Медико-географическая характеристика X. Народное образование XI. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|