Чехословакия XVIII. Кино

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЧА ЧЕ ЧЁ ЧЖ ЧИ ЧК ЧЛ ЧМ ЧО ЧР ЧТ ЧУ ЧХ ЧЫ ЧЬ ЧЭ ЧЮ
ЧЕБ
ЧЕВ
ЧЕГ
ЧЕД
ЧЕЗ
ЧЕЙ
ЧЕК
ЧЕЛ
ЧЕМ
ЧЕН
ЧЕП
ЧЕР
ЧЕС
ЧЕТ
ЧЕХ
ЧЕЧ
ЧЕШ

XVIII. Кино

  В 1896 в Праге состоялся первый киносеанс. С 1898 снимались документальные ленты и игровые сюжеты. Систематическое производство фильмов возникло перед 1-й мировой войной. После образования независимой буржуазной Чехословацкой республики (1918) была создана первая постоянная киностудия. Репертуар её составляли салонные мелодрамы, приключенческие и детективные фильмы, комедии, испытавшие сильное влияние американского кино; мистические и фантастические драмы, на которые влиял немецкий экспрессионизм; псевдонародные комедии под собирательным названием «конделиковщины» («Отец Конделик и жених Вейвара», 1926). Попытки создать национальное самобытное киноискусство были связаны прежде всего с жанром исторического фильма: «Чешское небо» (1918, режиссер Я. А. Палоуш), «Через тернии к славе» (1919, режиссер Р. Ф. Бранальд), с экранизацией классиков национальной литературы: «Бравый солдат Швейк» по Я. Гашеку (1926, режиссер К. Ламач), «Горная деревня» по Б. Немцовой (1928, режиссер М. Крнянский), а также с картинами, затрагивавшими социально-критические темы: «Батальон» (1927, режиссер П. Пражский), «Такова жизнь» (1929, режиссер К. Юнгханс), «Виселица» (1930, режиссер К. Антон). В немом кино начинали режиссёры — Антон, М. Фрич, С. Иннеман, Крнянский, Ламач. Г. Махаты, В. Кубасек, Й. Ровенский; актёры — В. Буриан, Р. Дейл (старший), Э. Фиала, Ф. Футуриста, К. Хашлер, А. Ондракова, Й. Струна, Э. Штепанек.

  В 1930 был создан первый звуковой фильм «Когда плачут струны» (немецкий режиссер Ф. Фехер). Появлялись работы с оригинальным пластическим и сюжетным решением — «Перед аттестатом зрелости» (1932, режиссер В. Ванчура и Иннеман), «Ревизор» по Гоголю (1933, режиссер Фрич; Хлестаков — В. Буриан и Городничий — Я. Марван), «Экстаз» (1933, режиссер Махаты). В 1934 на 2-м Международном кинофестивале в Венеции программа фильмов Чехословакия была удостоена премии города Венеции за лучшую режиссуру. Сотрудничество писателей В. Незвала, К. Чапека, И. Ольбрахта и др. укрепило прогрессивное направление киноискусства. В 1936 были созданы первый чешско-словацкий фильм «Яношик» (режиссер Фрич) и лирическая лента «Река» (режиссер Ровенский). В кино пришли режиссёры — В. Борский, М. Цикан, О. Вавра и др. Первый словацкий фильм — «Яношик» (1921, режиссер Я. Сиакел, Ф. Горливы) поставлен по мотивам народных легенд; документальные картины Словакии снимал К. Плицка. В 1933 под Прагой (в Баррандове) построена студия «Баррандов-фильм» — одна из самых мощных в Европе (в предвоенные годы выпускала свыше 40 фильмов в год). Во время фашистской оккупации значительно расширился прокат немецких картин. И всё же национальным кинематографистам удалось создать несколько картин патриотической направленности («Бабушка» по Немцовой, режиссер Ф. Чап, «Адвокат бедных», режиссер В. Славинский, оба — 1940; «Майская сказка», 1942, режиссер Вавра).

Чехословакия. Кадр из фильма Освобождение Праги». Реж. О. Вавра. 1976. Чехословакия.

Чехословакия. Кадр из фильма Освобождение Праги». Реж. О. Вавра. 1976.

  После установления народно-демократического строя (1945) кинопромышленность Чехословакия была национализирована. Помимо фильмов, воссоздающих героические страницы истории страны («Сирена», режиссер К. Стеклы по М. Майеровой), были поставлены ленты, посвященные коренным переменам в жизни общества, проблемам коллективизации, классовой борьбы в деревне: режиссёров И. Крейчика («Фрона», 1954), Вавры («Наступление», 1952), Й. Маха («Родная земля», 1954) и др. В конце 50 — начале 60-х гг., преодолевая схематизм и упрощённую трактовку диалектически сложных процессов в формировании нового общества и новой социалистической личности, чехословацкие кинематографисты старались запечатлеть новую жизнь во всей её многообразной полноте и сложности, а также отразить события 2-й мировой войны. Таковы фильмы режиссёров Й. Секвенса («Бегство из тени», 1958), В. Гайера («Кролики в высокой траве», 1962), А. Кахлика («Июньские дни», 1961), И. Новака («Зелёные горизонты», 1962), З. Брыниха («Транспорт из рая», 1962) и др. Комедийный жанр представлен самыми разными фильмами — от сатирических, включающих элементы гротеска и фантастики, до бытовой комедии. Успешно работали в этом жанре режиссеры О. Липский, Б. Земан, В. Ворличек, З. Подскальский, Мах и др. В 60-е гг. начали работать кинематографисты: Ш. Угер, В. Хитилова, Я. Иреш, И. Менцель и др. Сложная идеологическая и политическая борьба, происходившая в ЧССР в конце 60-х гг., проявилась и в области кино, найдя отражение в ряде фильмов, носивших ярко выраженную антисоциалистическую направленность. Борьба за укрепление социалистических позиций в киноискусстве принесла уже в начале 70-х гг. свои положительные результаты. Были созданы картины, развивающие лучшие традиции социалистического искусства: «Я снова скачу по лужам» (1970, режиссер К. Кахиня), «Ключ» (1971, режиссер В. Чех), «... и передаю привет ласточкам» (1972, режиссер Я. Иреш), «Хроника жаркого лета» (1973, режиссер Секвенс), «Дни предательства» и «Соколово» (оба — 1974) и «Освобождение Праги» (1976) — все три — режиссер Вавра, «Трое мужчин в пути» (1973, режиссер Липский), «Бегемот» (1974, режиссер Стеклы), «Любовники первого года» (1973, режиссер Я. Балик), «Двадцать девятый» (1975, режиссер Кахлик). Многие из этих фильмов посвящены актуальным проблемам общественной жизни, сложным процессам духовного становления современного героя. В 70-е гг. словацкие режиссёры создали фильмы: «Медная башня» (1970, режиссер М. Голлы), «Вполне порядочные парни» (1972, режиссер Й. Режуха), «Большая ночь, большой день» (1975, режиссер Ш. Угер). Крупный вклад в развитие мирового мультипликационного кино внесли мультипликаторы Й. Трнка, К. Земан, Г. Тырлова. Среди ведущих актёров: Я. Марван, Ф. Смолик, Й. Бек, И. Качиркова, Р. Грушинский, Й. Абрхам, В. Бродский, Р. Ружек, М. Вашариова, В. Фиалова, Ф. Филиповский, В. Меншик, Й. Кронер, Ш. Квиетик, Й. Совак.

  В Чехословакия работают (1976): студии художественных фильмов — «Баррандов-фильм» и «Братислава-Колиба», Студия детских фильмов в Готвальдове, Студия короткометражных фильмов в Праге, Студия кинохроники и Студия Чехословацкой народной армии. В 1976 выпущено 68 полнометражных художественных фильмов. Творческие кадры готовятся на кинои телевизионных факультетах пражской Академии искусств, основанной в 1946. Научно-исследовательской деятельностью занимается Чехословацкий киноинститут, при котором существуют киномузей и фильмотека. С 1946 проводятся Международные кинофестивали в Марианске-Лазне (до 1949), с 1950 в Карлови-Вари (с 1958 — 1 раз в 2 года), с 1948 — кинофестивали детских фильмов. Издаются журналы — «Film a doba» (Praha, с 1955), «Kino» (Praha, с 1946), «Film a divadvo» (Brat., с 1959).

Чехословакия. Кадр из фильма «День для моей любви». Реж. Ю. Герц. 1976. Чехословакия.

Чехословакия. Кадр из фильма «День для моей любви». Реж. Ю. Герц. 1976.

 

  Лит.: Комаров С., Чехословацкое кино, М., 1961.

  Л. П. Ермилова.

Чехословакия (Československo), Чехословацкая Социалистическая Республика, ЧССР (Československa socialisticka republika, ČSSR).

Государственный герб Чехословакии. Чехословакия.

Государственный герб Чехословакии.

Чехословакия. Флаг государственный. Чехословакия.

Чехословакия. Флаг государственный.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
  IV. Население
   V. Исторический очерк
  VI. Политические партии. Национальный фронт ЧССР, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Характерология (от характер и... логия),
Электронная конфигурация, см. в ст. Атом.
Арсанов Саидбей Арсанбекович (р. 2.10.1889, Новые Атаги Шалинского района), чеченский советский писатель.
«Бухгалтерский учёт», ежемесячный журнал министерства финансов СССР.
Гетероауксин (от гетеро... и ауксин), бета-индолилуксусная кислота, C10H9NO2, химическое вещество высокой физиологической активности, образующееся в растениях и влияющее на ростовые процессы (т.
Древнегреческие лады, система мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в нашем смысле.
Калос-Лимен (греч. Kalos limen, буквально — прекрасная гавань), древнегреческий город в Северном Причерноморье, основан в конце 4 в.
Краматорск, город (с 1932) в Донецкой области УССР, на р.
Малюга Иван Григорьевич (1853—1933), русский учёный в области технологии строительных материалов.
Нейроглия (от нейро... и греч. glia — клей), глия, клетки в мозге, своими телами и отростками заполняющие пространства между нервными клетками — нейронами — и мозговыми капиллярами.
Першин Александр Яковлевич (1874, Уфимская губерния,— 19.
Рез, в Древней Руси прибыль, процент от денег, данных взаймы.
Собко Петр Иванович [18(30).5.1819, Киев, — 14(26).
Торговое право, в ряде буржуазных государств самостоятельная отрасль права, регулирующая наряду с гражданским правом отношения, возникающие в сфере гражданского и торгового оборота.
Химический потенциал (mi), термодинамическая функция, применяемая при описании состояния систем с переменным числом частиц.