Чехословакия XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЧА ЧЕ ЧЁ ЧЖ ЧИ ЧК ЧЛ ЧМ ЧО ЧР ЧТ ЧУ ЧХ ЧЫ ЧЬ ЧЭ ЧЮ
ЧЕБ
ЧЕВ
ЧЕГ
ЧЕД
ЧЕЗ
ЧЕЙ
ЧЕК
ЧЕЛ
ЧЕМ
ЧЕН
ЧЕП
ЧЕР
ЧЕС
ЧЕТ
ЧЕХ
ЧЕЧ
ЧЕШ

XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

  Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Чехословакия развивались на основе художественных традиций Чехии и Словакии (см. соответствующий раздел в этих статьях), издавна поддерживавших тесные культурные связи. Образование независимого государства Чехословакия (1918) способствовало культурному подъёму в обеих исторических областях, их дальнейшему сближению. На развитие искусства Чехословакия в 1920—30-х гг. оказали большое влияние Великая Октябрьская социалистическая революция 1917, кратковременное существование Венгерской и Словацкой советских республик (1919), усиление коммунистического и рабочего движения. В условиях буржуазного государства процесс развития художественной культуры Чехословакия протекал противоречиво. Демократические и социально-критические тенденции, поиски самобытного художественного стиля сочетались с обращением к течениям европейского авангардизма. В борьбе с модернистскими тенденциями складывалось и укреплялось прогрессивное национальное направление. В архитектуре 1920—30-х гг. после кратковременного распространения неоклассицизма сложилась национальная школа функционализма (постройки Й. Гочара, К. Гонзика, Й. Гавличека — в Чехии, Э. Беллуша — в Словакии). Наряду с сооружением промышленных предприятий делались первые опыты жилой застройки, основанной на типизации и индустриализации строительства, велись поиски рациональной планировки жилых ансамблей (г. Злин, ныне Готвальдов, ансамбли домов в Братиславе и Кошице). Однако жилищное строительство было в этот период ограниченным. На окраинах городов разрастались районы трущоб. Для изобразительного искусства 1920—1930-х гг. характерно усиление реалистических и демократических тенденций. К жизни народа, к современной действительности обращаются художники различных направлений, использующие в своих произведениях отд. приёмы кубизма, экспрессионизма и фовизма (живопись и графика В. Бенеша, Й. Чапека, В. Рабаса, Р. Кремличкн, скульптура О. Гутфрёйнда — в Чехии, живопись и графика М. Бенки, М. А. Базовского, Я. Алекси, М. Галанды — в Словакии). Ряд художников стремится приблизиться к художественным приёмам народного искусства (графика Й. Чапека, Й. Лады — в Чехии, живопись Л. Фуллы — в Словакии). Сохраняют своё значение и национальные реалистические традиции конца 19 — начала 20 вв. (пейзажи В. Рабаса, В. Седлачека, В. Новака, гравюры М. Швабинского, иллюстрации В. Бруннера, Ф. Киселы, портреты и статуи К. Котрбы, К. Покорного, Я. Лауды — в Чехии). В 1920-х гг. формируется социально-критическое направление (живопись К. Голана, П. Котика, графика В. Силовского, Я. Рамбоусека). Важная роль принадлежала объединению революционных художников «Деветсил» (основано в 1920), ставившему целью создание пролетарского искусства. Однако творческие установки художников этой группировки отличались противоречивостью. К жизни рабочего класса обращаются в 1920-е гг. графики В. Машек, Ф. Бидло — в Чехии, К. Сокол — в Словакии, живописец К. Бауэр — в Словакии. В период наступления фашизма в едином антифашистском фронте объединились художники различных направлений. Окрепла политическая графика (Бидло, Й. Чапек — в Чехии). В конце 1930-х — начале 1940-х гг. драматически-экспрессивное, а порой и героическое начало нарастает в антивоенных по направленности композициях, а также в картинах, отражающих борьбу и страдания народа Чехословакия в условиях фашистской оккупации (работы В. Сихры, В. Титтельбаха — в Чехии, В. Гложника, Я. Желибского, Ю. Немчика, Ц. Майерника — в Словакии). Ряд художников прибегает порой к иносказанию и зашифрованности образов. Особое политическое звучание приобретает тема Родины в национальных пейзажах и крестьянских сценах В. Рабаса, В. Рады, Б. Дворского — в Чехии.

Чехословакия. Виноградники в долине Лабы, в Северной Чехии. Чехословакия.

Чехословакия. Виноградники в долине Лабы, в Северной Чехии.

  После освобождения Чехословакия от фашистской оккупации (1945) и установления народно-демократического строя получают развитие лучшие традиции демократической национальной культуры. Сооружаются крупные современные промышленные предприятия (металлургический комбинат в Кошице), плотины и гидроэлектростанции на рр. Лаба, Влтава, Орава. Закладываются новые промышленные города (Млада-Болеслав, Острава-Поруба, Гавиржов и др.). На окраинах городов вырастают новые благоустроенные жилые массивы (в Праге, Братиславе, Готвальдове, Оломоуце, Нитре, Кошице и др.), строительство которых ведётся на индустриальной основе. Создаются выразительные по художественному решению общественной постройки и транспортные сооружения (Институт макромолекулярной химии и здание Федерального собрания в Праге, комплекс с.-х. института и студенческий городок в Нитре, Мост Словацкого национального восстания в Братиславе, и др.). В изобразительном искусстве в конце 1940-х — начале 1950-х гг. сохраняют значение реалистические традиции 1-й половины 20 в. Произведения многих художников наполняются новым, социалистическим содержанием. Индустриальные пейзажи, композиции на темы труда и национально-освободительной борьбы создают живописцы и графики Э. Филла, Й. Брож, В. Седлачек — в Чехии, В. Гложник, О. Дубай, Р. Дубравец, Я. Желибский, Б. Гофштадтер — в Словакии. Новый расцвет переживают портретная графика (М. Швабинский — в Чехии) и скульптура (Я. Лауда, К. Лидицкий, К. Гладик — в Чехии), пейзажная живопись (работы Я. Славичека, Б. Дворского, Ф. Йироудека — в Чехии). Поэтически-обобщённые картины народной жизни создают живописцы Я. Алекси, М. А. Базовский, Л. Фулла, графики В. Хмель, М. Чехова — в Словакии. Получают широкое развитие монументально-декоративное искусство (мозаики В. Сихры, сграффито А. Забранского, фрески В. Титтельбаха — в Чехии) и декоративно-прикладное искусство (стекло, ткани, керамика, медальерное искусство). Особые успехи достигнуты в создании мемориальных комплексов в честь Победы и в память погибших в борьбе с фашизмом (работы В. Маковского, К. Лидицкого, К. Покорного — в Чехии, Я. Кулиха, Т. Бартфая, Й. Костки — в Словакии). Высокого уровня достигает книжная графика (Ц. Боуда, Забранский, А. Пельц, К. Сволинский, А. Стрнадел — в Чехии, В. Гложник, Л. Фулла — в Словакии). С конца 1950-х гг. в творчестве ряда художников нарастает стремление к символико-поэтическому истолкованию образов, усиливается внимание к формально-пластическим исканиям. Выступление антисоциалистических элементов в конце 1960-х гг. нанесло урон развитию художественной культуры Чехословакия В искусство проникло влияние модернистских течений Запада. Получили распространение экспрессионизм, неокубизм, сюрреализм, абстракционизм, «оп-арт» и другие направления. С начала 1970-х гг. ведётся борьба за возрождение демократических традиций национальной художественной культуры. Памятники в честь событий национальной истории, освободительной и революционной борьбы создают Я. Кулих, Т. Бартфай, Й. Кузма — в Словакии, М. Гана, В. Добровольный, Й. Малейовский, Я. Симота — в Чехии, полотна на историко-революционные темы — Забранский, К. Соучек, Р. Коларж и др. — в Чехии.

Я. Кулих. Скульптурная группа<span style='font-family:памятника павшим советским воинам на перевале Дукля. Гидроналий. 1960—64. Чехословакия." alt="Я. Кулих. Скульптурная группапамятника павшим советским воинам на перевале Дукля. Гидроналий. 1960—64.">

Я. Кулих. Скульптурная группапамятника павшим советским воинам на перевале Дукля. Гидроналий. 1960—64.

  Лит. см. при статьях Словакия и Чехия.

Чехословакия (Československo), Чехословацкая Социалистическая Республика, ЧССР (Československa socialisticka republika, ČSSR).

Государственный герб Чехословакии. Чехословакия.

Государственный герб Чехословакии.

Чехословакия. Флаг государственный. Чехословакия.

Чехословакия. Флаг государственный.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
  IV. Население
   V. Исторический очерк
  VI. Политические партии. Национальный фронт ЧССР, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
IX. Медико-географическая характеристика
X. Народное образование
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Амбарчик, бухта в восточной части Колымского залива Восточно-Сибирского моря Длина около 3 км, ширина у входа около 7 км, глубина до 4 м.
Бергман Ингмар Бергман (Bergman) Ингмар (р. 14.7.1918, Упсала), шведский режиссёр театра и кино.
Ветеринарно-санитарный завод, предприятие для обезвреживания и утилизации трупов животных, производственных отходов мясокомбинатов, отходов предприятий кожевенно-сырьевой промышленности.
Гипергликемия (от гипер... и гликемия), увеличение содержания сахара в крови выше 120 мг%.
Дисперсноупрочнённые материалы, металлы или сплавы, упрочнённые дисперсными частицами тугоплавких соединений, главным образом окислов, не растворяющихся и не коагулирующих в матрице (основе) сплава при высоких рабочих температурах.
Ильменские славяне (словене), самая северная группа восточных славян, занимавшая в 6—10 вв.
Киргизский женский педагогический институт им.
Культовая музыка, музыка, связанная с религиозным культом; см.
Мамонтова пещера (Маммоth Cave), пещера в США, близ города Луисвилл (штат Кентукки).
Мухоловки (сем-во птиц отр. воробьиных) Мухоловки (Muscicapidae), семейство птиц отряда воробьиных.
Осевой вектор, вектор в ориентированном пространстве, который при изменении ориентации пространства на противоположную преобразуется в противоположный вектор.
«Полюс недоступности», советская антарктическая научная станция, расположенная на ледниковом плато Восточной Антарктиды, в районе, наиболее удалённом от побережья (82°06' южной широты 54°58' восточной долготы), на высоте 3719 м.
Рогатин, город (с 1939), центр ского района Ивано-Франковской области УССР.
Слесарные работы, обработка преимущественно металлических заготовок и изделий, осуществляемая слесарно-сборочным инструментом вручную, с применением приспособлений и станочного оборудования.