Чили XIII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIII. Литература Литература развивается на испанском языке с начала колониального владычества Испании (16 в.). Выдающееся произведение 16 в. — поэма «Араукана» (ч. 1—3, 1569—89) испанца А. де Эрсильи-и-Суньиги (1533—1594), в которой изображено героическое сопротивление арауканов колонизаторам. Фольклор креолов представлял собой трансформированную испанскую народную поэзию. В период Войны за независимость испанских колоний в Америке 1810—26 главным жанром была публицистика, характерный представитель которой — К. Энрикес (1769—1825), основатель первой чилийской газеты «Аурора де Чиле» («Aurora de Chile»). Первые национальной драмы в 20-е гг. были созданы М. Магальянесом (1812—13). После завоевания независимости (1818) Чили благодаря относительной устойчивости политической жизни стала пристанищем для многих литераторов из других стран Лат. Америки. Значительный вклад в культуру Чили внёс венесуэльский поэт и учёный А. Бельо (1781—1865). В 1842, открывая Литературное общество Чили, общественный деятель, учёный и прозаик Х. В. Ластаррия (1817—88) сформулировал задачу создания национальной литературы. Поэзия С. Санфуэнтеса (1817—60), Э. Лильо (1826—1910) и др., драматургия К. Бельо развивались главным образом в русле романтизма. В прозе преобладала бытописательская тенденция — т. н. костумбризм. Его основоположник Х. Вальехо (1811—58) в рассказах сатирически рисовал жизнь чилийского общества. Черты костумбризма имела также автобиографическая и мемуарная литература. Особенности социально-исторического развития Чили, вступившей на путь капитализма раньше, чем другие страны Латинской Америки, обусловили появление в середине 19 в. критического реализма, крупнейшим представителем которого был А. Блест Гана (1830—1920). В цикле романов «Человеческая комедия Чили» он изобразил чилийское общество середины 19 в. Центральная тема его сочинений, в том числе романа «Мартин Ривас» (1862), — моральные конфликты, порожденные властью денег. Критически изображали социальную жизнь Чили также Д. Баррос Грес (1834—1904) и Л. Оррего Луко (1886—1948), показавший в романе «Большой дом» (1908) деградацию помещичьей аристократии. На рубеже 19—20 вв. под влиянием никарагуанского поэта Р. Дарио поэты стремились к поискам новых стихотворных форм и новой образности (П. А. Гонсалес Бастиас, 1863—1905; М. Хара, р. 1886, и др.). Значительное место заняли стихи о природе Чили: сборники «От моря к горам» (1903) Д. Дубле Уррутиа (р. 1878) и «Чилийская душа» (опубл. 1912) К. Песоа Велиса (1879—1908). Стихи Песоа Велиса проникнуты народным духом и социальным протестом. Проза начала 20 в. отразила острые социальные проблемы Чили В сборнике рассказов Б. Лильо (1867—1923) «Под землёй» (1904, в рус. пер. — «Пост № 12», 1962) беспощадно разоблачалась эксплуатация шахтёров иностранными компаниями. Социальная и моральная критика буржуазного общества характерна для т. н. романа города. Представители этого течения — А. д'Альмар (1882—1950, «Хуана Лусеро», 1902), Х. Эдвардс Бельо (1887?—1968) ориентировались в основном на эстетику натурализма. Т. н. креолисты изображали главным образом природу и сельскую жизнь. Теоретические принципы креолизма наиболее последовательно были реализованы его вождём М. Латорре (1886—1955), полагавшим, что национальный чилийский характер формируется естественной средой. В русле креолизма написаны произведения Ф. Ганы (1867—1926), Р. Малуэнда (р. 1885), Ф. Сантивана (р. 1886), Л. Дурана (1895—1954). Чили. Р. Гонсалес Кортес. Здание Министерства социального обеспечения в Сантьяго. 1930. Начиная с 20-х гг. преимущественное развитие получила поэзия. Достигло зрелости творчество Габриелы Мистраль (1889—1957). Её стихи, насыщенные лиризмом, противостояли изысканному стилю эпигонов модернизма. Сборники «Отчаяние» (1922), «Тала» (1938), «Давильня» (1954), вобрав индивидуальные чувства поэтессы, отразили в то же время особенности сознания народов Латинской Америки. В русле мирового авангардизма развивалась поэзия В. Уйдобро (1893—1948), теоретика и вождя чилийского «креасионизма» (от исп. crear — творить). Глубокую эволюцию в 30-е гг. претерпело творчество крупнейшего чилийского поэта П. Неруды (1904—73). От интимной лирики и субъективной поэзии, исполненной трагического неприятия мира («Местожительство — Земля», т. 1—2, 1925—35), он пришёл к гражданской поэзии («Испания в сердце», 1937), а затем к созданию эпической поэмы «Всеобщая песнь» (1950) о земле и людях Латинской Америки. Тяга к философскому осмыслению действительности отразилась в его «Одах изначальным вещам» (1954—57) и книге лирико-гротескных стихов «Эстравагарио» (1958). О расширении лирического мира Неруды свидетельствуют его стихи 60—70-х гг., опубликованные в сборниках «Колокола и море» и «Элегии» (оба 1974). С приходом к власти первого правительства Народного фронта (1938) обострился интерес к социальным вопросам. В прозе заметно стремление осмыслить коренные проблемы жизни страны: «Кровь и надежда» (1943) Н. Гусмана (1914—64), «Уголь» (1953) Д. Муньоса (р. 1903), «Большой север» (1944) А. Сабельи (р. 1912), «Селитра» (1954) и «Жители пампы» (1956) Г. Сентено (1912—62) из жизни пролетариата. Исторический оптимизм в изображении борьбы рабочих, их политической и духовной эволюции наиболее полно выражен в романах В. Тейтельбойма (р. 1916) «Сын селитры» (1952) и «Семя на песке» (1957), Э. Делано (р. 1910) «Ячейка» (1958, в рус. пер. — «Ольга», 1962) и «Ветер гнева» (1961). Ф. Колоане (р. 1910) отразил в книгах «Мыс Горн» (1941), «Огненная земля» (1956) и «Дорога китов» (1962) своеобразный мир обитателей приморского края, борющихся с природной стихией и социальным злом. Роман Ф. Алегрии (р. 1918) «Призовая лошадь» (1957) посвященные поискам человеком собственной сущности во враждебном ему буржуазном обществе. В романах М. Рохаса (1896—1973) «Сын вора» (1951), «Слаще вина» (1958), «Тени на стене» (1964) социальные проблемы показаны в преломлении их через внутренний мир героя. Освоение новой повествовательной техники, психологизм характерны для прозы 50—60-х гг.: К. Дрогет (р. 1915), Х. Доносо (р. 1926). Среди произведений, рисующих классовую борьбу в период власти Народного единства, романы Г. Атиаса «И потекли денежки» (1972), «Против течения» (1978). В 70-е гг. развивается тенденция документального изображения действительности. Фашистский путч (сентябрь 1973) прервал естественное развитие литературы Чили: в стране началось преследование прогрессивных писателей и издателей. Многие писатели, оказавшиеся в эмиграции, посвящают свои сочинения трагическим событиям недавней истории (роман А. Скармета «Мне снился горящий снег», 1975).
Лит.: Формирование национальных литератур Латинской Америки, М., 1970; Алегриа Ф., Горизонты реализма, М., 1974; Художественное своеобразие литератур Латинской Америки, М., 1976; Montes Н. у Orlandi J., Historia de la literatura chilena, Santiago de Chile, [1957]; Merino Reyes L., Panorama de la literatura chilena, Wash., 1959; его же, Perfil humano de la literatura chilena, Santiago de Chile, [1967]; Silva Castro R., Historia critica de la novela chilena, Madrid, 1960; его же. Panorama literario de Chile, [Santiago de Chile, 1961]; Rojas М., Historia breve de la literatura chilena, [Santiago de Chile, 1966]; So1ar Н. del, Brewe estudio у antologia de los premios nacionales de literatura, [Santiago de Chile, 1965]. В. Н. Кутейщикова. Чили (Chile), Республика Чили (República de Chile). Чили. Флаг государственный. Государственный герб Чили. Табл. 1. — Административное деление (1977)
Овцеводческая ферма в Букалему. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии и профсоюзы VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-санитарное состояние и здравоохранение Х. Просвещение XI. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|