Азербайджанская Советская Социалистическая Республика XX. КиноБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XX. Кино Первый художественный фильм азербайджанского кино «В царстве нефти и миллионов» по произведению И. Мусабекова с участием выдающегося актёра Г. Араблинского (режиссер Б.Н. Светлов) был поставлен в 1916. После установления в А. Советской власти (1920) прокатная сеть была национализирована. В 1923 учреждено Азербайджанское фотокиноуправление (АФКУ). Первый советский азербайджанский художественный фильм — «Легенда о Девичьей башне» (1924, режиссер В.В. Баллюзек). На азербайджанской киностудии ставили фильмы мастера советского кино др. республик: А. И. Бек-Назаров, Н.М. Шенгелая, Б.В. Барнет. Фильмы 20-х гг. разрабатывали темы, актуальные для молодых республик Советского Востока, — интернациональное единство и дружба рабочих («Дом на вулкане», 1929, совместно с киностудией «Арменкино», режиссер А.И. Бек-Назаров), раскрепощение женщин и приобщение их к обществ. жизни («Севиль», 1929, режиссер А.И. Бек-Назаров). В 20—30-е гг. сформировался первый коллектив творческих работников азербайджанского кино: Дж. Джабарлы, А.М. Шарифзаде, А. Кулиев, М. Ю. Микаилов, С. Марданов. Они создали ряд значительных картин — «Во имя бога» (1925), «Гаджи Кара» (1929) (оба фильма режиссера А.М. Шарифзаде). «Лятиф» (1930, режиссер М. Ю. Микаилов) и др. В 1933 режиссер Н.М. Шенгелая поставил в А. одну из лучших своих картин — «Двадцать шесть комиссаров», посвященную памяти героических руководителей бакинского пролетариата. Во 2-й половине 30-х — начале 40-х гг. азербайджанское кино интенсивно разрабатывает современную тематику — строительство социалистического общества, новые отношения между людьми. Создаются также фильмы, воскрешающие славные страницы революционного прошлого, — «Бакинцы» (1938, режиссер В.А. Турин), «Кендлиляр» (1940, режиссер С. Марданов) и др. Кадры из кинофильмов студии «Азербайджанфильм»: «На дальних берегах». Режиссер Т. Тагизаде. 1959. В годы Великой Отечественной войны режиссер А. Кулиев поставил 2 короткометражных фильма о героях-азербайджанцах — «Сын Родины» (1941) и «Бахтиар» (1942), режиссер А.И. Бек-Назаров — фильм «Сабухи» (1942) о выдающемся азербайджанском просветителе 19 в. М. Ф. Ахундове. В 1945 экранизируется музыкальная комедия У. Гаджибекова «Аршин мал алан» (режиссеры Р. Тахмасиб и Н.М. Лещенко). В последующий ряд лет азербайджанское кино выпускало только документальные фильмы. Значительного развития азербайджанское кино достигло со 2-й половины 50-х гг. Молодое поколение сценаристов, режиссёров, операторов, пришедших в кино в 50—60-е гг., ищет новые пути развития национального киноискусства. Резко возрастает производство художественных фильмов, разрабатывающих современную тематику. Различным аспектам современной темы посвящены фильмы «Встреча» (1956, режиссер Т.М. Тагизаде), «Её большое сердце» (1959, режиссер А.М. Ибрагимов), «Можно ли его простить?» (1960, режиссер Р. Тахмасиб), «Телефонистка» (1962), «Почему ты молчишь?» (1967 — оба режиссера Г. Сеидбейли), «Земля, море, огонь, небо» (1968, режиссер Ш. Махмудбеков), «Человек бросает якорь» (1968, режиссер А. Бабаев). Большим успехом пользовался фильм «На дальних берегах» (1959, режиссер Т.М. Тагизаде), рассказывающий о Герое Советского Союза Мехти Гусейнзаде. В 1966 (совместно с киностудией «Мосфильм») был поставлен фильм «Двадцать шесть бакинских комиссаров» (режиссер А.М. Ибрагимов). Значительное место в азербайджанском кино занимает музыкальная комедия «Не та, так эта» (1958, режиссер Г.А. Сеидзаде), «Ромео, мой сосед» (1964, режиссер Ш. Махмудбеков), «Аршин мал алан» (1966, режиссер Т.М. Тагизаде) и др. Кадры из кинофильмов студии «Азербайджанфильм»: «Двадцать шесть комиссаров». Режиссер Н. Шенгелая. 1933. Интенсивно развивается документальная кинематография. Среди лучших документальных и видовых фильмов А. — «Страна вечных огней» (1945), «По ту сторону Аракса» (1946), «Советский Азербайджан» (1950), «Повесть о нефтяниках Каспия» (1954), «В заливе имени Кирова» (1955), «Баку и бакинцы» (1959), «Покорители моря» (1959), «Самед Вургун» (1966), «Кобустан» (1967), «Азербайджан» (1967), «И тут вступает правда» (1968) и др. Созданы фильмы, посвященные В.И. Ленину: «Бакинский филиал Центрального музея В. И. Ленина» (1968), «Встречи с Лениным», «Живое сердце Ильича» (оба в 1969). Выпускаются периодические киножурналы. Кировобад. Площадь имени Ленина. Успехи азербайджанского кино 60-х гг. связаны с творчеством режиссёров Г. Сеидбейли, Т.М. Тагизаде, А.М. Ибрагимова, М.Б. Дадашева, А.С. Атакшиева, операторов А.А. Нариманбекова, Х.Ю. Бабаева, Р.М. Оджагова, Э. Кулиева, О. Миркасимова, Р. Шахмалиева и др. В 1965 основан Союз кинематографистов Азербайджанской ССР. В 1969 в А. было 1813 киноустановок.
Лит.: Лебедев Н.А., Азербайджанская кинематография, в его кн.: Очерки истории кино СССР. Немое кино, М., 1965; Гулубэjoв Э., Совет Азэрбаjчанын киносу, Бакы, 1958. А. Алиев.
Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы), Азербайджан. Азербайджанская ССР. Герб государственный. Азербайджанская ССР. Флаг государственный. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Коммунистическая партия Азербайджана. VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Азербайджана VIII. Профессиональные союзы IX. Народное хозяйство X. Медико-географическая характеристика XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения XII. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XIII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Литература XV. Архитектура и изобразительное искусство XVI. Музыка XVII. Танец. Балет XVIII. Драматический театр XIX. Цирк XX. Кино XXI. Художественная самодеятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|