Азербайджанская Советская Социалистическая Республика XV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XV. Архитектура и изобразительное искусство Развитие архитектуры и изобразительного искусства А. отразило его насыщенную политическими и военными потрясениями историю и положение на путях, издревле соединяющих Восток с Западом. Локальные условия исторического бытия на протяжении веков породили самобытность искусства А., определив его специфическое место в художественном наследии Переднего Востока, а общность судеб с соседними и близрасположенными странами способствовала взаимосвязи их художественных культур. Памятники искусства А. имеют древнюю историю. К 8—7-му тыс. до н. э. восходят ранние произведения огромной «галереи» наскальных изображений (доходящих до зрелого средневековья) в Кобустане (Беюкдаш, Кичикдаш и др.) с искусно награвированными сценами труда, быта, ритуальных обрядов. Мегалитические и циклопические сооружения в предгорьях Малого Кавказа и на территории Нахичеванской АССР, остатки доисторического жилья (прообраз народного жилища — карадам), материалы раскопок городищ и инвентарь захоронений (зооморфные керамические сосуды, украшения, глиняные и каменные фигурки животных) характеризуют строительство и художественную культуру эпохи энеолита и ранней бронзы. искусство последних веков до н. э. и первых веков н. э., преимущественно северных областей А. (Албании Кавказской), представлено художественными изделиями из металла, мелкой пластикой, расписными чёрнолощёными керамическими и стеклянными сосудами. Сохранились остатки сооружений г. Кабалы, крепости Чирах-Кала (6 в.), а также культовых сооружений, в том числе базиликального храма в с. Кум и круглого храма в с. Лекит (5—6 вв.; булыжный камень, известняк, обожжённый кирпич), вместе со сходными памятниками Армении и Грузии этого времени принадлежащих к закавказскому художественному кругу; интересны руины храмового комплекса в Мингечауре (7 в., кирпич-сырец). Рельеф фриза сооружения «Баиловские камни». Камень. 13 в. Фрагмент. Арабское завоевание (7 в.) и распространение ислама вызвали появление новых типов сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), а ограничение изображения живых существ определило преимущественное развитие орнаментальных форм декоративного искусства. Мавзолей в с. Хачин-Дорбатлы. 1314. Ослабление (9—10 вв.) Арабского халифата обусловило возникновение множества небольших государств, в городах которых (Барда, Шемаха, Байлакан, Ганджа, Нахичевань и др.) складывались локальные художественные и архитектурные школы. Важнейшие из них — нахичеванская, ширвано-апшеронская, позднее тебризская. Памятники нахичеванской школы поражают великолепием керамического «одеяния» сооружений, первоначально одноцветного, а впоследствии многоцветного. Для ширвано-апшеронской школы традиционен контраст глади каменных стен с пластикой скупо применяемых архитектурных элементов. Лучшим произведениям тебризской школы свойственны парадность архитектурность строя, многообразие приёмов и средств декора. Высокое искусство средневековых зодчих и мастеров художественных ремёсел выявилось в совершенстве композиций и тонкости орнаментики башенных мавзолеев Юсуфа, сына Кусейира и Момине-хатун в Нахичевани, созданных во 2-й половине 12 в. зодчим Аджеми, сыном Абубекра, мавзолеев в Мараге, Джуге, в выразительной монументальности бакинской Девичьей башни (Кыз-каласы; 12 в.), замков 13 в. в Мардакяне (зодчий Абд аль-Меджид, сын Масуда), Нардаране (зодчий Махмуд, сын Саада), Ханеги на реке Пирсагат в экспрессии рельефов«Баиловских камней» (затонувшего укрепленного сооружения 13 в. в Бакинской бухте), изяществе металлических изделий Нахичевани, яркой красочности расписной керамики Байлакана и Ганджи. Мавзолей Момине-хатун в Нахичевани. 1186. Зодчий Аджеми, сын Абубекра. В 14—16 вв. в условиях возникших крупных государств, роста городов художественные традиции А. получили новый импульс развития. Лучшим образцам каменного и кирпичного зодчества А. того времени присущи продуманность композиций, тектоничность архитектурных форм, филигранная вязь резьбы по камню или великолепие керамического поливного декора. В резиденции Ширваншахов — Баку создаётся художественно целостный комплекс дворцовых сооружений (Ширваншахов дворец, основные сооружения — 15 в.), а в Тебризе строится Голубая мечеть (1465), известная замечательным поливным декором. Жизненность традиций местных школ зодчества ощутима в архитектурных формах, композиции и убранстве башенных мавзолеев Барды, Карабагляра, Хачин-Дорбатлы, замка в с. Рамана, скальной гробницы в с. Мараза. Мавзолей в с. Карабагляр. 14 в. В миниатюрной живописи, каллиграфии и художественном оформлении рукописей мусульманских стран видное место принадлежит тебризской школе, развитие которой прослеживается с 13 в. Произведения тебризских миниатюристов периода расцвета (15 и особенно 16 вв.) характеризуются законченностью композиции, изысканностью рисунка, богатством нюансов красочной палитры. Круг тем миниатюр последовательно расширяется — от обычных сюжетов эпических сказаний и придворного быта до сцен повседневной жизни. Среди крупнейших мастеров Тебриза — Сеид Ахмед, Султан Мухаммед, Мухаммеди, Садиги-бек Афшар и др. Традиции школы развивали прославленный Бехзад из Герата (возглавлял шахскую мастерскую с 1522), Ага Мирек из Исфахана, грузин Сиявуш и др. Мастерство художественной обработки металла иллюстрируют военные доспехи работы Мухаммеда Момина(16 в., Оружейная палата, Москва), а об успехах ковроделия свидетельствуют знаменитый ковёр ардебильской мечети и воспроизведения азербайджанских ковров на картинах Х. Мемлинга, Х. Хольбейна и др. художников европейского Возрождения. Высокое искусство зодчих и мастеров А. отмечают средневековые хроники и подтверждают архитектурные достоинства многих сохранивших их «подписи» примечательных зданий Бурсы, Каира, Багдада, Дербента, Самарканда, Шахрисябза, Герата и др. городов Востока. На развитии искусства 17 в. и особенно 18 в. тяжело сказались борьба Турции и Ирана за обладание А. и междоусобные феодальные распри. В 17 в. ещё создаются крупные культовые комплексы в Ардебиле (16—17 в.), в Гандже, продолжающие традиции местных школ. От 18 в. сохранился интересный по архитектуре и росписям дворец ханов в Шеки, но монументальное строительство в целом переживает упадок. Архитектурно-строительные традиции сохраняются в народном зодчестве, определяя специфику планировки и своеобразие облика жилищ современного Кировабадского (купольные дома), Ордубадского (дома с вестибюлями) и др. районов. В домах богатых горожан в 18 в. появляются стенные росписи (преимущественно композиции из растительных мотивов, иногда включающие изображения птиц, животных, людей). Народное искусство представлено благородной по форме и изящной по узорам медной посудой и высокохудожественным по отделке оружием из с. Лагич, многообразными по композиции и цветовым сочетаниям коврами Куба-Ширванской, Ганджа-Казахской, Карабахской и Тебризской зон, художественной вышивкой из Шеки и др. Народное жилище. Дом в Ордубаде (план). После вхождения северных областей А. в состав России (19 в.) в новых районах городов и в возникших поселениях появляется регулярная планировка, заметно влияние русской архитектурной и строительной культуры. Распространяется тип городского дома с проёмами на уличных фасадах, двухрядным расположением комнат и застеклёнными галереями — «шушебенд». Традиционные приёмы архитурной композиции, национальные архитектурные формы и мотивы декора нередко сочетаются с формами русского классицизма. В конце 19 — начале 20 вв. Баку, превратившийся в крупный промышленный город, застраивается зданиями эклектичной архитектуры, подражающей различным стилям. Во 2-й половине 19 в. в сюжетных стенных росписях и появившейся портретной живописи наряду с традиционной плоскостностью и декоративностью ощутимы реалистические черты, попытки объёмно-пластичной моделировки форм, стремление передать портретное сходство (Мирза Кадым Эривани, Мир Мохсун Навваб, Уста Гамбар. Карабаги). В 1900 — 10 выступают художники реалистично-демократического направления—график А. А. Азимзаде и живописец Б. Ш. Кенгерли, положившие начало искусству Сов. А. А. А. Азимзаде. «Свадьба у бедных». Акварель, тушь. 1931. Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку. Коренной перелом в развитии искусства. А. определила Великая Октябрьская социалистическая революция, подчинив его запросам народа, избавившегося от социального и национального гнёта. В 20-е гг. строятся первые благоустроенные рабочие посёлки—"Азнефти", посёлок им. Мамедьярова и др., сооружаются клубы и дворцы культуры. Начинаются работы по реконструкции Баку. В строительных и реконструктивных работах А., а также в воспитании национальных кадров архитекторов участвуют видные советские зодчие — братья Веснины, А.П. Иваницкий, А.В. Щусев, Л.А. Ильин,. Г.М. Тер-Микелов, В.С. Саркисов и др. С 30-х гг. работают главным образом воспитанники созданного в 1920 архитектурно-строительного факультета Азербайджанского политехнического института — зодчие старшего поколения С.А. Дадашев, М.А. Усейнов, В.М. Иванов и др., среднего поколения — Э.А. Касимзаде,. Г.А. Меджидов и др. Г. М. Тер-Микелов. Здание физиотерапевтического института в Баку. 1930-е гг. Этапы развития советской архитектуры А., особенности творческой направленности и индивидуальностей зодчих определяют многообразный характер зданий, построенных в Баку и др. городах. Для начала 20-х гг. характерно поверхностное стилизаторство под феодальную архитектуру мусульманского Востока (сооружения электрической ж. д. и др.). В конце 20-х — начале 30-х гг. его ненадолго вытеснил т. н. конструктивизм с рациональностью плановых решений, лаконичностью геометрически чётких объёмов (дворцы культуры нефтепромысловых районов, братья Веснины; Дворец печати, архитектор С.С. Пэн; гостиница «Интурист», архитектор А.В. Щусев; физиотерапевтический институт, архитектор Г.М. Тер-Микелов; все здания — в Баку). Архитектуру 2-й половины 30 — 40-х гг. определило стремление к освоению и творческому переосмыслению классического, в том числе национального, архитектурного наследия (парк им. С.М. Кирова, архитектор Л.А. Ильин; консерватория, здание ЦК КПА. и Совета Министров Азербайджанской ССР, Музей им. Низами, — все архитекторы С.А. Дадашев и М.А. Усейнов — в Баку; павильон на ВСХВ 1939 в Москве, архитекторы С.А. Дадашев, М.А. Усейнов; и мн. др.). строительство множества разнообразных зданий и реконструкция районов резко изменили облик городов А. В послевоенные годы завершалось строительство ряда крупных ранее запроектированных зданий (Дом правительства, архитектор Л.В. Руднев, В.О. Мунц; республиканский стадион им. Ленина, архитекторы Л.И. Гонсиоровский, О.М. Исаев, Г.А. Сергеев; республиканская библиотека, архитектор М.А. Усейнов; театр им. М. Азизбекова в Баку, архитекторы Г.М. Ализаде и М.М. Мадатов; универмага Баку, архитектор Н.Я. Кенгерли; и др.). Однако распространившееся эстетское понимание архитектуры привело к механическому копированию архаичных архитектурных форм и тем самым к распространению эклектики. Л. В. Руднев, В. О. Мунц. Дом правительства Азербайджанской ССР в Баку. Окончен в 1952. (Памятник В. И. Ленину — бронза, гранит, 1955, скульптор Д. М. Карягды). В изобразительном искусстве 1920—1950-е гг. были периодом становления азербайджанской национальной советской художественной школы. В 20—30-е гг. преимуществ. развитие получила графика (А.А. Азимзаде, И.Г. Ахундов, Г.А. Халыков и др.). В 30—40-е гг. усиливается роль скульптуры (П.В. Сабсай, создавший памятник С.М. Кирову в Баку; Ф.Г. Абдурахманов, автор памятников Низами в Кировабаде и Баку; Д.М. Карягды и др.) и особенно живописи (С.А. Саламзаде, С.Б. Бахлулзаде, Б.А. Мирзазаде, Т.А. Тагиев и др.); заметны успехи театрально-декорационного (Р.М. Мустафаев, С.Г. Шарифзаде, Н.М. Фатуллаев, И.А. Сеидова, К.М. Кязимзаде и др.) и декоративно-прикладного искусства (Л.Г. Керимов и др.). Однако появившееся в конце 40-х — начале 50-х гг. стремление к внешней парадности мешало развитию искусства А. П. В. Сабсай. «В. И. Ленин» («О благе народном»). Дерево (фрагмент). 1965. Музей В. И. Ленина. Баку. (собственность Министерства Культуры Азербайджанской ССР.) Азербайджанская ССР. С. Б. Бахлулзаде. «Мечта земли». 1964.(собственность Министерства Культуры Азербайджанской ССР.) К концу 50-х гг. определился новый этап в развитии советского искусства А. Для перелома в архитектуре характерны повышение внимания к её социальной роли, градостроительный подход к архитектурным задачам, смелость творческих исканий, подсказанных расширением возможностей строительной техники. Небывалый размах приобрело жилищное строительство, основанное на массовом применении типовых проектов и внедрении индустриальных методов. Показательны комплексное развитие новых городов (Сумгаит, Мингечаур, Дашкесан, Али-Байрамлы) и новые приёмы реконструкции исторически сложившихся городов (Баку, Кировабад, Степанакерт): применение свободной планировки, создание микрорайонов (Салаханы и др.), формирование общественных центров Баку (площадь им. Ленина, реконструированный Приморский бульвар, площадь Академгородка, площадь имени 26 бакинских комиссаров, Северная Советская площадь), Кировабада, Нахичевани, Степанакерта и др. Для большинства городов были разработаны генеральные планы реконструкции и развития (архитекторы Г.А. Алескеров, С.М. Ваидов и др.). Эстетические качества современного этапа советского зодчества А. нашли известное выражение в архитектуре капитальных зданий Баку (здание Президиума АН Азербайджанской ССР, архитектор М.Л. Усейнов; аэровокзал, архитектор Г.А. Меджидов; цирк, архитекторы Э.А. Исмайлов, Ф.Р. Леонтьева; станции бакинского метрополитена, архитекторы М.А. Усейнов, К.И. Сенчихин и др.; новая гостиница «Интурист», архитектор М.А. Усейнов; высотная гостиница, архитектор Г.А. Меджидов и др.), в жилой застройке, в садово-парковых сооружениях. Баку. Вид на город из парка имени Кирова. Конец 50-х гг.— значительная веха и в дальнейшем развитии изобразительного искусства. Углубляется и расширяется далёкий от экзотического бытовизма процесс осмысления национальных художественных традиций. Кроме упомянутых выше художников, в монументальной скульптуре работают О.Г. Эльдаров и Т.Г. Мамедов (создавшие памятники В.И. Ленину в Сумгаите и Физули в Баку), в графике — М.Ю. Рахманзаде, А.А. Рзакулиев, О.С. Садыхзаде и др. Ярким своеобразием отличается живописная школа А. Её лицо определяют не только названные художники старшего поколения, но главным образом живописцы, выдвинувшиеся в 50 — 60-е гг.,— М.Г. Абдуллаев, Н.Г. Абдурахманов, А.А. Джафаров, Н.С. Касумов, Т.Ф. Нариманбеков, Т.Т. Салахов, В.А. Самедова и др. Для их произведений, посвященных преимущественно современности, характерны оптимистичность художественного строя, насыщенная звучность палитры, приподнято-романтическая трактовка образов, многообразие приёмов и средств художественной выразительности. Многие художники А. участвовали в выставках за рубежом — в странах Европы. Африки (ОАР), Латинской Америки; некоторые имели там персональные выставки (М.Г. Абдуллаев, Т.Ф. Нариманбеков, С.Б. Бахлулзаде). Т. С. Садыхзаде. «Баку в 1917 году». 1967. (собственность Министерства Культуры Азербайджанской ССР.) Советская графика. М. Ю. Рахманзаде. «Эстакада» из серии «Нефтяные Камни». Автолитография. 1956—57. М. Г. Абдуллаев. «Июнь 1941 года» (часть триптиха). 1966. (Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку). В. А. Самедова. «Перед экзаменом». 1958. ( Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку). Т. Ф. Нариманбеков. «В садах Гёк-чая». 1965. (собственность Министерства Культуры Азербайджанской ССР.)
О. С. Садыхзаде. Портрет чаевода Х. Байрамовой. 1966. (собственность Министерства Культуры Азербайджанской ССР.) Советская графика. О. С. Садыхзаде. Иллюстрация к повести Дж. Мамедкулизаде «События селения Джанабаши». 1959. В А. функционируют архитектурно-строительный факультет Азербайджанского политехнического института, Азербайджанское художественное училище им. А. Азимзаде, факультет декоративно-прикладного искусства института искусств им. М.А. Алиева. В 1936 в Баку организован Союз архитекторов Азербайджанской ССР, в 1940 — Союз художников Азербайджанской ССР.
Лит.: Искусство Азербайджана, т. 1—12, Баку, 1949—68; Архитектура Азербайджана. Очерки, Баку, 1952; Изобразительное искусство Азербайджанской ССР, М., 1957; Тревер К., Очерки по истории и культуре Кавказской Албании, М.—Л., 1959; Очерки изобразительного искусства Советского Азербайджана, Баку, 1960; Новрузова Д., Монументальная скульптура Азербайджана, Баку, 1960; Керимов Л., Азербайджанский ковёр. Баку, [1961]; Усейнов М., Бретаницкий Л., Саламзаде А., История архитектуры Азербайджана, М., 1963; Саламзаде А., Архитектура Азербайджана XVI—XIX вв., Баку, 1964; Бретаницкий Л., Зодчество Азербайджана XII—XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока, М., 1966; Касимзаде Э., Проблемы развития азербайджанской советской архитектуры на современном этапе. Баку, 1967; Изд. Института архитектуры и искусства. Каталог, Баку, 1966. Баку в середине 19 в. С литографии Б. Дорна. Л.С. Бретаницкий.
Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы), Азербайджан. Азербайджанская ССР. Герб государственный. Азербайджанская ССР. Флаг государственный. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Коммунистическая партия Азербайджана. VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Азербайджана VIII. Профессиональные союзы IX. Народное хозяйство X. Медико-географическая характеристика XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения XII. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XIII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Литература XV. Архитектура и изобразительное искусство XVI. Музыка XVII. Танец. Балет XVIII. Драматический театр XIX. Цирк XX. Кино XXI. Художественная самодеятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|